В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Вячеслав Хижняков, полномочный представитель президента в Совете Федерации (02.02.2001) Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Вячеслав Хижняков, полномочный представитель президента в Совете Федерации (02.02.2001)
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Вячеслав Хижняков, полномочный представитель президента в Совете Федерации.
Ведущий эфира Владимир Варфоломеев.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Добрый день!
В. ХИЖНЯКОВ - Добрый вечер, дорогие слушатели!
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На этой неделе прошло первое заседание Совета Федерации в таком, уже новом или полуновом, скорее - обновленном составе, когда среди сенаторов появились новые лица, причем сразу несколько десятков. Эти люди, которые заменили прежних губернаторов или председателей законодательных собраний и являются их назначенцами. Насколько эффективна вот эта новая система, об этом мы обязательно поговорим сегодня. И вот тема реформирования СФ будет у нас одной из центральных. Но в начале я хотел бы у Вас узнать, если Вы обладаете какой-то информацией, об одном, вполне конкретном сенаторе, члене СФ, который оказался сейчас в весьма тяжелом положении в ОАЭ - я имею ввиду Александра Попова, председателя законодательного собрания Ростовской области. Наш сенатор задержан. Есть ли у Вас какая-то последняя информация?
В. ХИЖНЯКОВ - Ну, последняя информация о том, что все наши структуры, работающие в этом регионе, подключены. По имеющейся информации, вины в случившемся, прямой вины Александра Васильевича нет. Предпринимаются меры к тому, чтобы он был все-таки освобожден и отправлен на родину.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в каком положении он находился на территории ОАЭ? Это не был же официальный какой-то визит?
В. ХИЖНЯКОВ - Он был в качестве отдыхающего.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в подобных ситуациях члены СФ, т.е. российские парламентарии, обладают какими-то особыми, может быть, правами, каким-то иммунитетом?
В. ХИЖНЯКОВ - Нет, иммунитетом не обладают. Да, в принципе, даже и с дипломатическим паспортом этот иммунитет распределяется на определенные категории поведения и определенные ситуации. Но в данном случае, обладая гражданским паспортом и выезжая как частное лицо, Александр Васильевич никакого дополнительного иммунитета не имел.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А как здесь, в Москве, вы узнали о том, что с ним случилось? Напомню, машина, которую он арендовал, на которой ехал, она задавила человека. Женщина погибла.
В. ХИЖНЯКОВ - У нас существует, в том числе, и в Дубаи, официальное представительство, в которое, естественно, обратились власти официальные по просьбе Александра Васильевича. Они должны были обратиться, даже если бы этой просьбы не было, и сообщили эту информацию уже непосредственно нам, в Россию, в МИД.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В Москве у представителей, может быть, исполнительной либо законодательной власти были какие-то контакты с дипломатами из Арабских Эмиратов?
В. ХИЖНЯКОВ - Я не могу на этот вопрос ответить. Я с утра интересовался судьбой и попросил, чтобы приняли все меры. Но, к сожалению, обратную информацию получил буквально перед приездом о том, что меры принимаются, но не более того, т.е. конкретики не могу вам сообщить.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А известно, в каких условиях, как он содержится?
В. ХИЖНЯКОВ - Я думаю, он содержится в нормальных условиях, т.е. это достаточно цивилизованная на сегодняшний день страна. Я думаю, никаких неприятностей, касающихся условий содержания, у Александра Васильевича не будет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Поступили сообщения информационных агентств о том, что суд по его делу состоится 8 февраля. Наши представители будут на этом суде?
В. ХИЖНЯКОВ - Безусловно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Это будут дипломаты, постоянно работающие в Эмиратах?
В. ХИЖНЯКОВ - Конечно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Хорошо, мы пожелаем, наверное, всем нам, чтобы это дело с нашим парламентарием, с нашим сенатором завершилось как можно быстрее, чтобы Александр Попов вновь мог благополучно вернуться на родину. Теперь давайте перейдем к работе самого Совета Федерации. Наверное, Вы еще не успели, может быть, познакомиться лично и довольно близко узнать всех тех, по-моему, 30...
В. ХИЖНЯКОВ - 35.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - 35 новых сенаторов, которые появились. Это представители губернаторов и председателей законодательных собраний. И все-таки, может быть, какое-то общее впечатление у Вас есть о тех людях, которые пришли в сенат?
В. ХИЖНЯКОВ - Безусловно. Ну, во-первых, я их не знаю всех лично, очно, но я знаю всех по их анкетным данным. И каждый человек мне знаком хотя бы заочно. А некоторых знаю очно. Но вот я бы характеризовал по первой встрече представителей новой волны Совета Федерации с президентом РФ, которая состоялась 31 января, и действительно, впечатление самое-самое приятное осталось и у президента, и у Строева Егора Семеновича, и у меня. Т.е. люди соответствуют тому высокому уровню, который предполагается этим функциям, которые им предполагается выполнять в СФ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Уровень, может быть, высокий, но согласимся, что это другой уровень, не тот, что был, скажем, у самих губернаторов - это люди, работающие в вполне конкретном месте с конкретными людьми, с целой областью, республикой, краем, которые знают то множество проблем, существующих в каждом отдельном регионе. А эти люди, какая-то газета назвала их "политическими комиссарами" - они, может быть, близко-то не знают реальные нужды человека.
В. ХИЖНЯКОВ - Во-первых, многие из тех, кто сегодня уже приступил к работе в Совете Федерации в качестве нового его члена, работали в соответствующих органах законодательных субъектов федерации, и определенный опыт законотворческой работы они уже имеют. Второе - эти люди обладают определенным, достаточным, я считаю, для работы в СФ, жизненным и профессиональным опытом, что тоже им пригодится. И третье есть преимущество или недостаток - то, что они будут работать на постоянной работе как законодатели - обреченные большим бременем забот, проблем губернаторы и даже председатели законодательных собраний, которые наезжали сюда периодически, не имели возможности заниматься основной работой большую часть своего времени. Хотя, конечно, общая информационность о состоянии субъекта у них была достаточно высокой.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вам, как представителю президента в сенате, все это время приходится самым тесным образом работать с членами Совета Федерации, обсуждая с ними законы, пытаясь в чем-то убедить их. Убедить, например, проголосовать за тот или иной закон, показав его важность и нужность для страны. На Ваш взгляд, с новыми сенаторами в этом плане работать будет легче или тяжелее? Они более зависимые или, напротив, независимые люди?
В. ХИЖНЯКОВ - Я считаю, что они будут более независимые. Ведь орган, СФ как верхняя палата нашего федерального собрания, должна работать как законодательный орган, учитывающий и интересы субъектов федерации, но в то же время в рамках общих интересов России. Вот, я думаю, в этой части будет работать легче, в той части, что они будут все-таки абстрагированы от конкретных дел и конкретных обязанностей той же самой исполнительной власти, который не всегда свойственно соглашаться с принимаемыми законами в силу тех или иных разночтений исполнительной и законодательной властью основных правил, которые хотелось бы нам видеть в дальнейшем развитии законов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Соглашаясь с Вами, как же они будут отстаивать интересы тех регионов, которые, возможно, в итоге принятия тех или иных документов будут или могут быть ущемлены?
В. ХИЖНЯКОВ - Над этим вопросом сейчас думает и сам СФ, и в том числе и вновь прибывшие члены, и те, что еще работают на постоянной основе, не на постоянной основе. Как эта работа проводится, какое количество времени должен проводить член Совета Федерации на местах, как он должен быть связан с соответствующими органами, делегировавшими их, как эту связь перенести на работу в СФ нового состава - это сейчас прорабатывается. Я думаю, что эти пути найдены будут. В любом случае, отрыва не будет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как Вы думаете, вот на этих, условно скажем, молодых политиков, надавить будет легче, чем на матерых губернаторов?
В. ХИЖНЯКОВ - Я думаю, на них будет надавить гораздо сложнее по той причине, что они являются гораздо более независимыми от органов власти вышестоящих по сравнению и с губернаторами, и с председателями законодательных собраний.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Мы продолжим беседу буквально через минуту, ну, а пока слово службе информации.
НОВОСТИ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Мы возвращаемся к беседе с Вячеславом Хижняковым, представителем президента России в СФ. Полное обновление состава сената в соответствии с принятыми законами в прошлом году должно состояться только к началу нового, 2002 года. В прессе, наверное, вы сами встречали вопросы, которые пока, на самом деле, как мне кажется, не нашли своего ответа, насколько работоспособным будет вот это новое формирование. В сенат ведь пришли люди, приходят люди, которые не избраны народом. Они просто чем-то, тем или иным - своими профессиональными качествами, политической ориентацией вдруг приглянулись местному губернатору или председателю законодательного собрания. Смогут ли теперь эти люди решать проблемы всей страны, вот вопрос?
В. ХИЖНЯКОВ - Мы очень много обеспокоены, очень много говорим, обеспокоенность тем, каким же будет новый Совет. Но если мы говорим о том, что у нас предыдущий Совет был высокопрофессиональным в силу того, что там присутствовали губернаторы и председатели законодательный собраний, то я думаю, что каждый из них обладает достаточной степенью ответственности для того, чтобы на место назначенного члена СФ подобрать достаточно разумное, подготовленное и в профессиональном, и в жизненном отношении лицо, которое действительно представляло бы интересы субъекта федерации. И пенять нам на то, что будет наш СФ нового состава хуже или лучше, можно только на себя. Я думаю, что он не будет хуже по профессионализму, но он будет лучше в части возможности заниматься непосредственно законотворческой деятельностью.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сегодня фракция СПС в Госдуме и в целом СПС выступила с инициативой, чтобы все-таки члены СФ избирались на основе всеобщих выборов, чтобы эти люди обладали действительно мандатом народа. Сейчас это - человек, присланный в Москву тем или иным чиновником. Как Вы относитесь к подобной идее? И этот вопрос к Вам, как к официальному представителю Кремля в данном случае.
В. ХИЖНЯКОВ - Идея эта, в принципе, не отвергается напрочь, т.е. она принимается, это действительно достаточно демократичная форма, и она может быть интересна. Но в данном случае мы говорим, что это представитель не от чиновника, а это представители от избранных на сегодняшний день всенародно лиц как губернаторов, избранных большей частью населения данного региона как председатели законодательных собраний. Т.е. говорить о том, что они назначены от чиновника, не совсем верно. Они назначены от легитимно избранных представителей народной власти, избранной именно народом. Я думаю, что следует, и точка зрения президента такова, следует поработать с этой формой, посмотреть, как мы сможем работать и насколько успешно будем работать, а потом будем вводить коррективы. В том числе, не отвергается вопрос в части избрания членов СФ всенародным голосованием на территории субъекта федерации.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Потому что на самом-то деле проблема, возможно, действительно есть. Вот, депутат от СПС Борис Надеждин сегодня сказал, что новые сенаторы выражают не интересы регионов, а корпоративные либо административные интересы. На самом деле, если взглянуть поближе на некоторых новых сенаторов, то можно заметить, что, скажем, отношение к тем или иным регионам, которые они официально представляют, у них, мягко говоря, сомнительное. Взять, например, Михаила Маргелова, уважаемого, который представляет Псковскую область, если я не ошибаюсь. До этого он работал в Москве, он был известен как журналист и пиарщик. Хороший профессионал, я это знаю, но какое отношение он имеет именно к Псковскому региону - вопрос. Или сегодняшний наш гость, который был, Иван Стариков, бывший замминистра экономики, который почти всю свою жизнь прожил в Новосибирской области, там баллотировался на пост губернатора, знает все местные проблемы, а в Москве в Совете Федерации сейчас представляет Кострому. Как быть? Как смотреть вот на таких сенаторов, и как оценивать их работу?
В. ХИЖНЯКОВ - Я думаю, что смотреть все-таки надо здесь с двух позиций. Позиция первая: в соответствии с законом, каждый субъект федерации вправе самостоятельно определиться, в данном случае губернатор и председатель законодательного собрания, кого же прислать как своего представителя в СФ. И я думаю, что они подходят к этому вопросу достаточно зрело. И упрекать кого-то в том, что там навязывают и подталкивают не совсем тех людей, не совсем корректно. Вторая часть вопроса - я думаю, что действительно есть профессионалы, которые могут принести субъекту конкретному, не зная даже его отдельной незначительной конкретики, но зная существо проблемы экономическое, юридическое, принести гораздо большее, чем многие, всю жизнь прожившие в этом регионе. Поэтому, я думаю, из этого не стоит делать вот такую страшилку. Следует посмотреть, насколько эффективно эти люди будут работать, в том числе, и в пользу региона, и тогда уже делать выводы.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А может быть, внести в закон поправку, в соответствии с которой член Совета Федерации может быть избран от конкретного региона только в том случае, если он является его постоянным жителем?
В. ХИЖНЯКОВ - Ну, я думаю, что это будет как раз одна из процедур, нарушающих настоящие демократические устои.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. главное, чтобы человек был хороший?
В. ХИЖНЯКОВ - Совершенно справедливо. Главное, чтобы человек был добросовестный, профессионал, и работал на интересы того субъекта и России в целом.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Теперь поговорим еще об одном персональном деле, хотя за ситуацией в Приморье сейчас следит вся страна. Сегодня спикер СФ Егор Строев не исключил того, что приморский губернатор Евгений Наздратенко может стать первым, кто будет отстранен от должности президентом РФ. Напомните, ведь принятые законы, они дают такие полномочия Москве?
В. ХИЖНЯКОВ - Да, они дают такие полномочия президенту РФ.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А как Вы думаете, на самом деле реален такой ход событий, что Путин отстранит Наздратенко от должности?
В. ХИЖНЯКОВ - Я вот немного вернусь в историю. Прежний председатель законодательного собрания Приморского края Дудник неоднократно ставил вопрос о том, что в Приморском крае, Наздратенко уже в то время был губернатором, очень серьезные проблемы, в том числе каждый раз и с подготовкой к зиме. Ввиду чего против него достаточно жесткую политику проводил губернатор Наздратенко. И Дудник в результате был снят с этой должности и сейчас является просто депутатом соответствующего законодательного органа. Т.е. история эта имеет давний корень. И действительно, наверное, когда человек, руководитель исполнительной власти, заявляет, что его вины нет в том, что творится в крае, ну, это не то, чтобы не совсем неправильно - это совсем неправильно. Не хватает денег - извините, для того у нас и избираются губернаторы, чтобы они подумали, где эти деньги взять, как решить вопрос. Но это не вопрос жителей, что они зимой должны мерзнуть, слушая те или иные объективные или субъективные предпосылки причин наличия этого безобразия. Я думаю, ответственность Наздратенко есть, и президент вправе определиться в степени его вины.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Скажите, с Евгением Ивановичем какая-то велась работа по месту его работы, т.е. в Совете Федерации? Другие сенаторы, Вы, как представитель президента, обсуждали с ним ситуацию, говорили о том, что она, мягко говоря, неправильная, и политика его в чем-то ошибочная?
В. ХИЖНЯКОВ - Ну, вот здесь сложилась такая практика: как правило, члены СФ, коллеги по работе, считаю не совсем правильным выносить вопросы обсуждения состояния того или иного субъекта федерации, своих коллег, до наличия официальных документов. До сих пор официальных документов, которые бы позволили разобраться членам СФ с ситуацией в Приморском крае, не поступало. Поэтому официальных обвинений, и даже в частном порядке, ну, исключительно, вот, в товарищеской беседе такие вопросы возникали. А на официальной основе таких вопросов не возникало. Я, как представитель президента, работаю по тем вопросам, которые президент решает с СФ. Поручения прорабатывать вопрос в части отношения СФ к деятельности Наздратенко прямого от президента пока не было, хотя материалы соответствующие мы собираем, накапливаем, анализируем и передаем в СФ, в данном случае, Егору Семеновичу. Поэтому я могу ответить на оба вопроса - в принципе, нет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Реформирование верхней палаты нашего парламента завершено уже? Каких-то новых законодательных инициатив на сей счет не будет? Или что-то стоит ожидать?
В. ХИЖНЯКОВ - Вы знаете, президент придерживается той точки зрения, что слишком частые смены не способствуют решению вопроса. Необходимо все-таки отрабатывать схему. Если есть потребность в наработанной системе и она дает какие-то сбои, тогда есть смысл вносить коррективы. А менять просто потому, что у кого-то возникает желание и кто-то считает, что так будет лучше, просто не стоит. Я считаю, что на сегодняшний день принято решение, и определенное количество времени оно будет реализовываться для того, чтобы наработать серьезную практику. И если будут выявлены серьезные недоработки, упущения, они будут, безусловно, корректироваться.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. Вы полагаете, что работа новых сенаторов в СФ будет эффективной?
В. ХИЖНЯКОВ - Я считаю, что она будет не менее эффективной, чем работа прежних сенаторов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А есть ли какие-то внутренние резервы, скажем, изменения в чем-то порядка работы самого СФ, ну вот, изнутри каким-то образом?
В. ХИЖНЯКОВ - Безусловно. У нас сегодня одной из наиболее серьезных причин не совсем успешной работы законодателей является, я имею в виду обе палаты, недостаточный контакт между деятельностью соответствующих профильных комитетов и палат в целом. А также деятельность, связанная с координированием тех или иных вопросов с правительством и с президентом. Вот я думаю, что у нового состава СФ эта возможность появляется в более широком аспекте в силу их постоянного профессионального занятия этим делом, и оно значительно может улучшить результаты деятельности без привлечения дополнительных и средств, и рычагов.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Не стоит ли каким-то образом изменить, скажем, регламент работы СФ с тем, чтобы сенаторы, тем более, что они постоянно будут работать в Москве, скажем, на самых ранних этапах создания тех или иных законов совместно работали с думцами, чтобы потом уже, когда закон принят в трех чтениях, его не отвергали по какой-то минимальной придирке?
В. ХИЖНЯКОВ - Вы совершенно правильно сделали акцент, и именно в этой части работа сейчас и ведется, в том числе и с регламентом.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. возможны такие изменения?
В. ХИЖНЯКОВ - Они не возможны, они наверняка будут внесены.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Когда в ближайшее время соберется СФ?
В. ХИЖНЯКОВ - Должен по графику собраться 20-21-го.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Что в повестке?
В. ХИЖНЯКОВ - Повестка дня сейчас формируется, дополнительно набирается, поэтому ряд наработанных законов, которая Госдума уже к этому времени...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ну, что-нибудь среди них Вы могли бы выделить сейчас?
В. ХИЖНЯКОВ - Ну, возможно, на заседании в повестке дня очередного заседания СФ будет вынесен вопрос о состоянии в Приморье.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как раз персональное дело...
В. ХИЖНЯКОВ - В данном случае, нет. Рассматриваться будет не персональное дело, а рассматриваться будет ситуация, и каким образом таких вещей избежать в дальнейшем.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Один из законов, который весьма серьезно ждут в стране, и от нижней палаты парламента, и от верхней - это земельный кодекс. Здесь многое зависит от президента и правительства, когда все это будет внесено. На Ваш взгляд, перспективы прохождения его в СФ?
В. ХИЖНЯКОВ - Я думаю, что большая часть членов СФ сегодня склонна к принятию данного документа. В данном случае, более все будет зависеть от Госдумы. Он более сложно все-таки будет проходить нижнюю палату.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы имеете ввиду, наверное, прежде всего, ключевой вопрос, связанный с собственностью на землю?
В. ХИЖНЯКОВ - Совершенно справедливо.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В тех бумагах, которые сейчас готовятся для представления в парламент, известно ли вам, что записано или указано там о возможной купле-продаже земли?
В. ХИЖНЯКОВ - Вы знаете, сейчас документ дорабатывается, и мнения эти имеются противоречивые. Разные вносятся поправки, иногда диаметрально противоположные. Вот в этом трудность и заключается, чтобы нам не только найти золотую середину, но чтобы нам найти правильное решение для России. Поэтому сегодня еще ведется работа и доработка, почему он активно и не вносится, хотя настаивают на этом постоянно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Решение действительно важно, но не менее необходимо с тем, чтобы оно было, как Вы правильно сказали, было верным и точным. Спасибо большое! Сегодня у нас в прямом эфире был Вячеслав Хижняков, полномочный представитель президента в Совете Федерации.


http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/13528/

02.02.2001


Док. 429162
Перв. публик.: 02.02.01
Последн. ред.: 29.02.08
Число обращений: 362

  • Хижняков Вячеслав Фадеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``