В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Совете Федерации обсудили проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера. Назад
В Совете Федерации обсудили проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера.
22 октября 2003 года в Совете Федерации на "круглом столе" обсуждались проблемыреформирования жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Инициатором мероприятия стал Комитет Совета Федерациипо делам Севера и малочисленных народов, вел заседание глава Комитета Геннадий Олейник. Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, в дискуссии приняли участие вице-спикер Михаил Николаев, председатель Комитета Совета Федерации по местному самоуправлению Леонид Рокецкий, сенатор от Ненецкого АО Татьяна Коновалова, представители Правительства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Проблемы ЖКХ общие для всей страны и они, к сожалению, всем хорошо известны. Геннадий Олейник провел аналогию с разрухой послевоенных лет - "только тогда она была над землей, а теперь под". Однако в связи с природно-климатическимиособенностями, изолированностью северных регионов очевидно, и это понимают все участники дискуссии, что необходимо выработать особые подходы к системе ЖКХ в районах Крайнего Севера, найти нестандартные решения и новые технологии. В ходе дискуссии в центре внимания оказался главный вопрос - источники финансирования мероприятий по реконструкции (или реанимированию) объектов жилищно-коммунального хозяйства.
По расчетам Госстроя, за счет повышения оплаты услуг ЖКХ населением уровень износа объектов ЖКХ должен снизится в ближайшие годы с 70 до 30 процентов. Докладчик от Госстроя Игорь Серковский покритиковал местных властей за неудовлетворительное покрытие расходов на ЖКХ за счет населения. Но вариант, предложенный им, поднимать тарифы на услуги ЖКХ для населения как минимум до 90% от себестоимости в соответствии с федеральными нормативами, у участников "круглого стола" вызвал явное неудовольствие. Сегодня и на уровне 60-80% в российских городахсредства собираются в объеме порядка 90%, сообщили представители территорий. "Что мы получим, - заострил вопрос Г.Олейник, - чтобы местные власти обобрали население и мэра "подняли на вилы?" В северных регионах стоимость услуг ЖКХ выше в 5-6 раз по сравнению с центральными районами страны. Субсидии по оплате жилья также на 80% ложатся на плечи мэров не подкреплены доходными источниками. "О каких средствах региона можно говорить при межбюджетных отношениях 60 на 40 в пользу федерального центра?" - задала достаточно риторический вопрос Марина Истиховская,представляющая бюджетный комитет Госсовета Республики Коми.
Завязался спори о структуре функций и полномочий в сфере ЖКХ. Леонид Рокецкий попытался выяснить почему Госстрой заключает договора по финансированию мероприятий ЖКХ с субъектом Федерации, если по закону за это отвечает только местной самоуправление? Какими средствами распоряжается Госстрой, какие решения принимает по выделению ссуд и на каком основании?
Участники "круглого стола" не так много говорили о плачевном состоянии жилищно-коммунального хозяйства в районах Крайнего Севера, но только потому, что они им были хорошо известны. Приведем несколько цифр: средний износ жилых домов превышает 50%, в критическом состоянии находится 70% домов.На Крайнем Севере доля ветхого и аварийного жилья превышает в 1,7 - 4,5 раза среднероссийский показатель. Половина котельного оборудования имеет степень износаболее 70% и подлежит замене, а КПД теплоэнергетического оборудования в большинстве случает не превышает 40-45%. Достигает 60% износ систем водопроводно-канализационного хозяйства. Причем системами централизованного водоснабжения охвачено менее 2/3 поселений, что создает дефицит доброкачественной питьевой воды. Как рассказал мэр Воркуты Игорь Шпектор, в этом городе на глазах разрушается 335 бетонных "хрущевок", "становятся прозрачными стены, лопается бетон". Вряд ли можно решить коммунальные проблемы Севера, если на ЖКХ выделяется 600 млрд.рублей на год в масштабах всей страны, отметил И.Шпектор как президент Союза городов Заполярьяи Крайнего Севера.
Участники "круглого стола" говорили о том, как система ЖКХ функционирует сегодня, с какими проблемами приходится сталкиваться и какими путями их решать. Нужна методика формирования стандарта стоимости услуг ЖКХ на 1кв.м., определенный стандарт уровня платежей граждан, нормативы и правила содержания и ремонта жилья. Говорилось и о силовом давлении налоговиков, отключениях систем. Одной из самых спорных сегодня является практика применения механизмов финансового оздоровления (банкротства) к объектам и имуществу ЖКХ. Судебные приставы описывают технику, имущество - самую ликвидную часть ЖКХ, не интересуясь прогнившими трубами. Прозвучало предложение приостановить деятельность Министерствапо налогам и сборам в отношении банкротства объектов ЖКХ. И обязательно провести реструктуризацию задолженностей на срок 15-20 лет с началом платежей не ранее чем через три года. Возможен вариант списания "безнадежных" задолженностей предприятий ЖКХ перед федеральным бюджетом и по отчислениям во внебюджетные фонды, возникших в результате задолженности регионам самого федерального бюджета.
В рекомендациях "круглого стола" с учетом мнений регионов были изложены эти предложения и комплексный перечень мер, реализация которых сдвинет с мертвой точки серьезные проблемы системы ЖКХ на Крайнем Севере. В частности, Правительству рекомендуется обеспечить 50%-ое участие федерального бюджета в финансировании работ попроведению капитального ремонта объектов ЖКХ, переданных из федеральной в муниципальную собственность в ненадлежащем техническом состоянии (с выделением этих средств отдельной строкой в федеральном бюджете). В федеральных программах по ЖКХи переселению граждан из ветхого жилья предлагается особо учесть проблемы районов Крайнего Севера. Так, из программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005годы и на перспективу до 2010 года рекомендовано выделить объекты малой и нетрадиционной энергетики в подпрограмму по Крайнему Северу и приравненных к ним местностей, в отдельной подпрограмме уделить внимание энергосбережению в северных районах. А также утвердить порядок формирования целевых инвестиционных средств на создание объектов малой и нетрадиционной энергетики, включая привлечение кредитных ресурсов под гарантии государства.
"Круглый стол" в Совете Федерации стал лишь началом, а вернее, продолжением работы законодателей над проблемой реформирования системы ЖКХ. Проблема остается на контроле у сенаторов, представляющий в верхней палате все российские регионы, подчеркнул завершая дискуссию Геннадий Олейник.

23.10.2003
http://www.regions.ru/news/1275984/

Док. 429117
Перв. публик.: 23.10.03
Последн. ред.: 29.02.08
Число обращений: 452

  • Рокецкий Леонид Юлианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``