В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимиром Еременко: Одна-единственная Назад
Владимиром Еременко: Одна-единственная
   Владимир ФЁДОРОВ

     
     Я пришёл в литературу из рок-н-рольных подвалов, с бардовских посиделок, где листами бумаги было пространство, кое мы сотрясали своими стихами, обёрнутыми в гитарный перезвон... Это было уже давно, лет двадцать назад, в другой стране, где агонирующий "совдеп" цеплялся когтями за души, намереваясь любой ценой оставить нас в стаде строителей коммунизма. Слава Богу, у них ничего не вышло! В те времена заниматься творческой самореализацией было очень непросто, особенно таким как я, что не могли отираться под очами литературных генералов, вылизывая "место под солнцем". Приходилось идти напролом, как говорится, без поддержки и ресурсов. Вменяемые ровесники, должно быть, помнят, что тогда где-нибудь в провинции сидел некий дядя, в пятидесятых тиснувший повестушку о правильном парторге, ковырялся в носу, меж делом руководя околоточным литературным процессом. Это животное было ни обойти, ни объехать, на совести таких обормотов не одна сотня похороненных талантов. Увы, прорываться с боями рисковали немногие, и уж совсем единицам такое удавалось, это если вспоминать русскую провинцию, а в национальных автономиях всё складывалось значительно занятней. Слишком многие национальные "классики" того периода могли лишь слабо подражать худшим образцам советской литературы, они своих даровитых ребят "закатывали в асфальт", а уж смевших внятно писать по-русски люто "облюбливали", как могли! В общем, мне пришлось начинать приблизительно в таких условиях, причём с репутацией "конченого отморозка", – почему-то они считали, что все обязаны их бояться. А если тебе не страшен хомячок в коробке – всё, ты отморозок! Кроме того, русский писатель не имеет права вставать перед этой публикой на колени, а если честно, то и вообще расценивать их как что-то серьёзное.
     Однако, проживая за тысячи вёрст от Москвы, где кипела литературная жизнь, было невозможно попасть на страницы "толстых" журналов, чтобы показать то, что ты делаешь, заявить о себе. Приходилось уповать на случай и на добрых людей... Мне повезло. В девяностых годах в Союзе писателей Республики Коми работала литконсультантом Елена Габова – замечательная детская писательница, хороший совестливый человек. Она послала мои рассказы в "Литературную Россию", совершив тем самым, без преувеличения, акт гражданского мужества, ибо потом знающие люди рассказали мне, сколько "добрых и тёплых" слов ей перепало: "...кому ты помогаешь, понимаешь?!" Лена понимала больше, чем они могли себе представить, и низкий поклон ей за это.
     После первых публикаций меня было уже совсем не "сожрать", и для многого у меня были развязаны руки. Лена познакомила меня с Вячеславом Огрызко, позже они с Владимиром Ерёменко приезжали в Сыктывкар, и мы познакомились, так сказать, очно... Но всё было потом, а в девяностых я "вытащил свой счастливый билет благодаря "Литературной России".
     Вообще, в стране две главные литературные газеты. Но "Литературная газета" для провинциала – как большой начальник в дорогой машине: вроде бы понятен, но не близок, не доступен. "Литературная Россия" – это другое, она какая-то своя, ближняя, одета попроще и в руки ложится прочней. Я, между прочим, горжусь, что был одно время членом общественного совета газеты наряду с гениальным Расулом Гамзатовым и Юрием Кузнецовым и многими другими большими художниками. Горжусь, что стал лауреатом газеты за 1998 год, у нас ведь как: чем меньше финансовое дополнение к званию, тем беспристрастней отбор. Гляньте, что творится вокруг премий в десятки тысяч долларов – дают по принципу "от противного"! Как на зоне: греют тех, кто круче мастью. А по моему разумению, большие премии должны безоговорочно уходить из Москвы! Их надо давать, просто что называется, на перспективу. Для провинциального писателя 30 – 50 тысяч условных единиц – годы плодотворной спокойной работы, а для модного московского литератора, угретого нехилыми гонорарами, – в лучшем случае пара-тройка банкетов для избранных друзей. От московских пьянок русская литература ни черта не получит, а провинциальный труженик может произвести на свет новый мир... Поверьте, что далеко и очень далеко не все мечтают "умереть в Париже" – важней ровно прожить на своей земле. Да только пустое всё. Теперь уже очевидно, что Россия разделилась на две части: Москва с окрестностями и всё остальное, от окраин до окраин. Нас так пугали "распадом страны", а он тихо произошёл, и никто ничего не заметил! На мой взгляд, "Литературная Россия" – единственное столичное литературное издание, которое много и плодотворно работает для всей России.
     Помнится, когда я вернулся на малую Родину, то как человек деятельный попытался издавать культурно-просветительский журнал. "Лит.Россия" меня поддержала, в отличие от местной власти. С какого-то перепуга они были уверены, что русский писатель приползёт к ним на брюхе и станет неистово героизировать их коррупционные таланты! Что-то, видно, у них с головой... Я продержался год – вопреки их заботам... Ни до меня, ни после моего журнала в Балахне никто ничего подобного сделать не смог. Оно понятно: это же реально делать надо, а не болтать, как многие умеют. Подробно рассказать не могу, но при издании журнала сложилась ситуация, когда бездействие закона в нашей стране вынуждало меня к жёстким и конкретным мерам по защите своей жизни и достоинства... Возможно, кто-то мог умереть, а меня бы могли просто посадить, похрюкивая вдогонку: "Что ж вы так неаккуратно, Владимир Владимирович!" Вопрос был урегулирован благодаря Владимиру Ерёменко и Вячеславу Огрызко, я им благодарен, они напрямую обратились к тогдашнему губернатору и кое-что популярно объяснили, как говорится, "на пальцах". Замечу, что ничего криминального я не делал, просто честно писал о том, что есть, а не то, что хочется влиятельным ублюдкам. Если не жизнь, то мою свободу точно спасла "Литературная Россия".
     Кто-то скажет: зачем такие риски? А я отвечу: человек обязан не обходить "острые углы", обязан не шифровать свои мысли в "эзопов язык", обязан не бояться подонков, если он – русский писатель! Русская литература никогда не существовала вне русской жизни, у нас свой менталитет, и никакие глобализации и оголливудивания русскости не поломают.
     Конечно, сегодня тяжело. Власть, руководствуясь добрыми намерениями, пытается экономикой подлечить здравие нации, и пока они сообразят, что в их стране живут не европейцы и не американцы, пройдут долгие годы... В очередной раз нам надо продержаться и пережить; провинциальным читателям и писателям повезло – есть газета, что спасёт от пустоты, – "Литературная Россия", так было и десятилетия назад, есть сегодня и завтра будет. Спасибо тем, кто делает эту газету, кто её поддерживает, хранит и даже тем, кто её терпит, – это тоже доброе деяние.
     
     Владимир ФЁДОРОВ
     г. БАЛАХНА,
     Нижегородская обл.

     
     Владимир Владимирович Фёдоров родился в 1965 году в городе Горький. Много лет провёл в Республике Коми. Автор нескольких книг прозы.

http://www.litrossia.ru/article.php?article=2551

N08. 22.02.2008

 



Док. 429000
Перв. публик.: 22.02.08
Последн. ред.: 29.02.08
Число обращений: 285

  • Еременко Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``