В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
История, Петр I и Санкт-Петербург призывают нас `к собственному своему и всенародному российскому обогащению`, считает сенатор Виктор Орлов. Назад
История, Петр I и Санкт-Петербург призывают нас `к собственному своему и всенародному российскому обогащению`, считает сенатор Виктор Орлов.
Россия строила и укрепляла свою государственность не только мечом. В ранние петровские времена, когда у государства не было металла для чеканки собственной валюты и его везли из Европы, когда пушки отливали из шведской руды, Петр I заложил первый камень в создание отечественной горно-геологической службы. Именно оттуда начались мы - геологи, и оттуда идут корни экономической мощи России. В канун 300-летия Санкт-Петербурга, хотелось бы вспомнить, как задумывалась и как начиналась отечественная геология. Об этом рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. Его заявление распространила пресс-служба верхней палаты российского парламента.
Три года назад российская геологическая служба, учрежденная Петром I, праздновала свое 300-летие. 24 августа 1700 года Петр I своим указом учреждает государственный орган управления геологией, горным делом и металлургией, назвав его Приказом рудосыскных дел. При этом достаточно определенно в последующих документахрегулирует весь процесс геологического изучения недр, их разработки и создания медеплавильных и прочих плавильных заводов.
Однако взятые случайным образом пробы руды с подозрениями на наличие в них золота, серебра, меди, присланные из регионов сразу после создания Приказа, оказались пустыми. Без правильной организации дело не двигалось, и тогда Петр I спустя 11 лет рудосыскные дела передает на уровень губерний, чтобы "каждый губернатор в своей губернии усматривал". Это был первый шаг передачи всех полномочий по недропользованию в регионы. К сожалению, далеко не каждый губернатор понимал то, что задумал государь. И уже в 1715 году Приказ рудокопных дел был восстановлен, и до 1917 года осуществлялось руководство всей горно-геологической службой из города Санкт-Петербурга.
Петр I утверждает Горный манифест - "Берг привилегиум", который стоит отнести к классическим по части комплексного решения государственных проблем. Я убежден, что прописанные в нем методы управления вполне пригодны и сегодня, спустя даже 300 лет.
Я обращусь к этому документу, мне кажется, имеющему историческое значение, и процитирую буквально несколько моментов. Во-первых, учтя опыт передачи власти в губернии, Петр I сразу расставляет акценты во взаимоотношениях с территориями: "Берг-коллегиям единым судиею быть и над всеми, чтобы никаким образом губернаторы, воеводы и ниже прочие начальники в рудокопные дела вступали и мешалися". Во-вторых, обозначает принцип равнодоступности к изучению использования недр: "Соизволяется всем и каждому, каждому достается воля во всех местах искать, копать,плавить, варить всякие металлы".
В-третьих, устанавливает порядок получения право на пользование недрами: "Кто новые металлы, минералы изобрящет и охоту будет иметь ко устроению заводов, вБерг-коллегиум письменно объявить и пробу руды прислать. И просить о позволениик устроению завода". Получившему разрешение на устроительство завода отводился земельный надел в 500 квадратных сажень. Как видно, при наличии огромного территориального пространства в ту пору, Петр I не очень щедро раздавал участки земли под горнорудные дела, поскольку сегодня они измеряются тысячами квадратных километров. Владельцам тех земель, в которых были найдены руды, давалось первоочередное право по устроению заводов. Но если они не строили сами, то должны были смириться с тем, что в их землях велись рудосыскные и рудоплавильные работы. Правда, получая с промышленников часть прибыли - "от минерала готово сделанного тридцать вторую долю от прибытка".
Кроме того, Петр I разработал Горный манифест и установил меры финансовой поддержки и льготного налогообложения для горной отрасли. Давались ссуды из казнына устроительство горных заводов, фиксировалась верхняя планка налога - не более 10% от прибыли и, при необходимости, предоставлялась отсрочка платежей. Эта мера по сути своей являлась отложенным налогообложением, и в то время получила название "увольнительных лет". Без сомнения, для процесса геологоразведки и добычи недр, такая государственная мера крайне важна и необходима и в наше время.
Проявлялась забота и о мастеровых людях: "Мастеровые люди не токмо от поборов денежных и солдатской, и матросской службы и всякой накладки освобождаются, но и за работу исправную зарплату получати будут". Особо были защищены Петром I интересы государства через порядок реализации продукции недр. Государственные закупщики имели преимущественное право. И только при отсутствии средств у представителей государства для закупки готового золота, серебра, меди и селитры промышленник был волен продать их, кому хочет. Селитра шла на изготовление пороха и относилась к стратегическим материалам, поэтому действовало ограничение - без разрешения коллегии "в чужой край не отпускать". Вот такие запреты были установлены.
Однако весь настрой Горного манифеста ориентирован на поддержку горнорудного предпринимательства. Достаточно ясно в нем прописаны принципы и задачи ценообразования на горную продукцию: "Цену металлам таким образом учредить, чтобы наши верные подданные прямую и довольную прибыль имети будут, и мы без убытка быти могли". Так устанавливалось - прибыль предпринимателю и государству без убытка быть. Что мы сегодня имеем? Налог на добычу, который всех уравнивает, а прибыль прежде всего государству, остальные - потом. Горный манифест предусматривал наказание за сокрытие информации о запасах руды и препятствия к разработке месторождений: "Тем, которые изобретенные руды утаить и доносить на них не будут, или в устроении заводов запрещать будут, объявляется наш жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь, яко врагу общенародныя пользы".
Эффект, которого добивался Петр I, - общенародная польза. Это и есть государственность в высшем смысле - общенародная польза от деяний Государя и правительства. Богат российский опыт решениями, поучительными не только с точки зрения истории, но и современной законодательной управленческой практики. Есть в нем и неоднократное решение о всеобщей приватизации горных предприятий и снова о возврате их в ведение государства. Есть период при императрице Екатерине Второй, когда все права на недра передавались владельцам земель, есть период всеобщей военизации геологии и горного дела. И все же основы, заложенные главным образом в первом столетии горно-геологической службы, сохранились и до наших дней. Именно в первом столетии Берг-коллегия, действовавшая в современном понимании на правах Министерства геологии, горных дел и металлургии, благодаря огромным полномочиям, гибкой налоговой политике, системе поощрения и государственной поддержки сумела создать мощную по тем временам горнодобывающую промышленность и обеспечила интенсивное освоение Урала и Сибири.
"К собственному своему и всенародному российскому обогащению", говоря словами Петра I, экономическому процветанию рабочего человека, недропользователя, предпринимателя, - ко взаимному процветанию нас призывает история, призывают Петр I и Санкт-Петербург.

27.02.2003
http://www.regions.ru/news/1012753/

Док. 428623
Перв. публик.: 27.02.03
Последн. ред.: 28.02.08
Число обращений: 345

  • Орлов Виктор Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``