В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Клименко: БАМу прописали особую зону Назад
Владимир Клименко: БАМу прописали особую зону
Новый законопроект должен дать магистрали вторую жизнь

Вчера председатель комиссии Совета федерации РФ по естественным монополиям Николай Рыжков сообщил, что на осеннюю сессию Государственной думы будет вынесен проект закона о новой особой интегрированной промышленно-транспортной экономической зоне (ОЭЗ), которая будет расположена вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Правда, господин Рыжков заранее уверен, что законопроект встретит сопротивление правительства и Госдумы, так как он предполагает большие налоговые льготы резидентам новой ОЭЗ.

Вчера в Иркутске завершилось двухдневное выездное заседание комиссии СФ по естественным монополиям. Особое внимание сенаторы уделили проблемам БАМа и прилегающих территорий. По словам главы департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО РЖД Владимира Клименко, сейчас загрузка БАМа не превышает 45-50% от проектной мощности магистрали. Размер упущенной выгоды от деятельности БАМа железнодорожники оценивают в 40 млрд руб. "Стратегическая магистраль превратилась в обычную железную дорогу",- отметил, в свою очередь, губернатор Иркутской области Александр Тишанин и подчеркнул, что в районах, прилегающих к БАМу, проживает около 760 тыс. человек, т.е. почти 30% населения региона. Причины, сдерживающие развитие северных территорий, - это неразвитость инфраструктуры и отток населения. Чтобы остановить эти процессы, считает губернатор, необходимо "создать каркас опорной инфраструктуры России". "На это направлены северные проекты: освоение месторождений нефти и газа, работа по газификации, объединение энергосистем",- пояснил господин Тишанин.

О том, что перспективы развития БАМа напрямую связаны с разработкой северных месторождений полезных ископаемых, говорил вчера и Владимир Клименко. Он рассказал, что по прогнозам "Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на период до 2010 года" через три года загрузка магистрали увеличится в два раза и достигнет около 14,6 млн т в восточном направлении и 5 млн т - в западном. Основными грузоотправителями будут ОАО "Сургутнефтегаз" и ООО "Иркутская нефтяная компания". Кроме того, железнодорожники ожидают увеличения перевозок угля с Эльгинского месторождения в Якутии, а также начала разработки Чинейского железорудного месторождения в Читинской области. Впрочем, для столь масштабного увеличения объема перевозок, по словам господина Клименко, в развитие БАМа необходимо вложить 61,2 млрд руб. До 2010 года РЖД готова выделить на строительство второго пути и электрификацию некоторых участков северного широтного хода только 2 млрд руб. Затраты на модернизацию компания рассчитывает разделить с государством.

Как пояснил сенатор от Иркутской области, первый зампредседателя комиссии по естественным монополиям Валентин Межевич, идея создания интегрированной промышленно-транспортной ОЭЗ возникла, поскольку ни один из трех существующих типов экономических зон (технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные) не подходит для БАМа, так как каждый из них предполагает компактное размещение. Для новой зоны четкого территориального ограничения, кроме близости к БАМу, не будет. По замыслу сенаторов, резиденты промышленно-транспортной зоны будут получать большие налоговые льготы. В частности, господин Межевич уверен, что необходимо предоставлять преференции за счет налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на добавленную стоимость. Впрочем, сенатор соглашается, что такое предложение вызовет резкую критику со стороны правительства. В качестве источников софинансирования проектов, реализующихся на территории зоны, сенаторы видят инвестиционный фонд, недавно созданный Банк развития и институт государственно-частного партнерства. Глава комиссии Николай Рыжков сообщил, что проект закона о развитии БАМа будет внесен на осеннюю сессию Госдумы. Он подчеркнул, что документ определит только правила игры для потенциальных резидентов. "Затем будем делать начинку из газовиков, энергетиков",- отметил сенатор.

В Приангарье проектом такого масштаба может быть Верхнеленская интегрированная зона с центром в Усть-Куте. Валентин Межевич отметил, что в этом городе "соединяются четыре вида транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной". На Усть-Куте замыкаются несколько ключевых инфраструктурных проектов Иркутской области: строительство ЛЭП-110 Усть-Кут-Киренск, перевод ЛЭП Усть-Илимск-Усть-Кут на напряжение 500 кВ, отсюда начнется автодорога до Якутска, через Осетровский речной порт отправляются грузы на строительство нефтепровода ВСТО. Кроме того, существует российско-китайский проект строительства в Усть-Куте целлюлозно-бумажного комбината, а также размещения завода по производству сжиженного природного газа в рамках реализации генеральной схемы газификации и газоснабжения ОАО "Газпром". Господин Межевич также отметил, что в городе можно разместить центр по переработке попутного газа и жидких углеводородов.

Губернатор Александр Тишанин поддержал инициативу. "Необходимо, чтобы туда (на БАМ.- "Ъ") пошел бизнес, чтобы этот участок железной дороги получил вторую жизнь",- подчеркнул глава региона. По мнению спикера законодательного собрания Иркутской области Виктора Круглова, предложенный законопроект - единственный путь развития территории БАМа. Впрочем, глава комиссии СФ Николай Рыжков заранее предвидит, что законопроект вызовет противодействие со стороны правительства и Госдумы, поэтому не исключает, что идея создания ОЭЗ в итоге может трансформироваться.

www.kommersant.ru

http://www.rzd-partner.ru/press/2007/05/17/304498.html

17.05.2007


Док. 428529
Перв. публик.: 17.05.07
Последн. ред.: 27.02.08
Число обращений: 365

  • Клименко Владимир Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``