В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Дмитриенко: Судьба атомного ледокольного флота будет решаться в соответствии с предложениями Счетной палаты РФ Назад
Дмитрий Дмитриенко: Судьба атомного ледокольного флота будет решаться в соответствии с предложениями Счетной палаты РФ
Заканчивается история, тянувшаяся несколько лет. Руководство "Мурманского морского порта" (ММП) выразило готовность отказаться от доверительного управления ледокольным флотом и прекратить действие соответствующего договора об использовании федерального имущества. Это имущество - 8 атомных ледоколов, атомный лихтеровоз, 2 дизель-электрических ледокола, вспомогательные суда - должны были в соответствии с действующей редакцией договора, оставаться в распоряжении ММП до конца августа 2008 года.

В России будет создана государственная компания по управлению Северным морским путем, в которую войдет, в частности, и этот ледокольный флот. Об этом на днях заявил замглавы Федерального агентства морского и речного транспорта Дмитрий Дмитриенко. Планируется дополнительно построить для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути три атомных и шесть дизельных ледоколов. Именно такого решения относительно ледокольного флота последние несколько лет и добивалась Счетная палата РФ.

История начала раскручиваться в 2004 году. Тогда проверка Счетной палаты обнаружила ряд нарушений в ММП. Инспекция аудитора СП РФ Михаила Бесхмельницына пришла к выводу, что ледоколы в 1998 году были переданы пароходству с нарушением законодательства, а само доверительное управление флотом при этом осуществлялось неэффективно, с ущемлением интересов собственника имущества - Российской Федерации. Финансово-хозяйственная деятельность компании, более четверти акций которой принадлежат государству, по мнению Счетной палаты, отличалась непрозрачностью. ММП вообще скрыло значительную часть первичных бухгалтерских документов, в том числе по расходованию средств федерального бюджета в 1997 - 2001 годах.

Претензий к ММП у Счетной палаты оказалось много. Нахождение ледокольного флота в доверительном управлении ММП нарушало принцип равнодоступности грузоперевозчиков к ледокольному обслуживанию. Акционерное общество самостоятельно устанавливало тарифы на ледовую проводку судов в замерзающих северных морях, что приводило к перераспределению доходов от ледокольного флота в пользу ММП. Компания не раскрывала структуры тарифа, следовательно, нельзя было оценить его обоснованность и уровень рентабельности услуг. Не было утвержденной инвестиционной программы по ледокольному флоту, ММП самостоятельно определяло, как использовать средства амортизационных отчислений (а это 376 млн рублей только за 2004 год).

Без согласия с собственником ММП сдало иностранным компаниям в аренду ледоколы, в том числе с ядерной энергетической установкой на борту, не для проводки судов, а для пассажирских круизов на Северный полюс. При этом, по мнению Счетной палаты, имелись все признаки увода за границу денежных средств, полученных от сдачи в аренду федерального имущества. "Суммарный расчетный доход иностранных компаний от использования ледоколов для высокоширотных круизов в 2004 - 2005 годах составил 26,8 млн долларов. Это в 3,8 раза больше дохода ММП от сдачи в аренду судов данным компаниям", - сказал Михаил Бесхмельницын.

Счетная палата несколько раз проверяла ММП. В свою очередь и компания четыре раза опротестовывала в Арбитражном суде выводы Счетной палаты, но все четыре раза неудачно. В федеральный бюджет ММП пришлось возвратить более 180,6 млн рублей. Впрочем, по мнению СП РФ, ущерб государству был куда значительнее, в 2002-2004 годах он, оценочно, составил 468 млн рублей.

С первой проверки в 2004 году позиция Счетной палаты не изменялась: ледокольный флот, как важнейший ресурс, должен быть возвращен под контроль государства. Почему же только сегодня ММП, после стольких схваток с СП, вдруг практически соглашается досрочно расторгнуть договор о доверительном управлении и вернуть суда? По официальной версии, невыгодным для компании становится это дело, есть риск, что не хватит денег на содержание ледоколов, в 2006 году, предположительно, серьезно снизятся доходы от доверительного управления.

Что дальше?

Проблема, скорее всего, будет быстро решаться еще и потому, что государство запланировало серьезно активизировать использование Северного морского пути. В ближайшее десятилетие объемы перевозок по нему вырастут в десятки раз. Следовательно, ледокольный флот, в том числе и атомный, должен решать федеральные задачи, и для этого он войдет в состав управляющей компании, учреждаемой Минтрансом, для, образно говоря, администрирования Северного морского пути. Это же, в сущности, с самого начала предлагала и Счетная палата РФ. Для совершенствования системы управления ледокольным флотом, сказал корреспонденту "ФК-Новости" еще в разгар конфликта с ММП аудитор Михаил Бесхмельницын, надо организовать государственное унитарное предприятие, осуществляющее функции оператора ледокольного флота, его технологическое обслуживание и ремонт, и впоследствии передать ему весь гражданский атомный ледокольный флот. Кроме того, отметил аудитор, Счетная палата считает целесообразным ввести государственное регулирование уровней тарифов на услуги ледокольного флота, и не только на трассах Северного морского пути, но и в замерзающих северных морях. Только так можно исключить субъективное установление уровня тарифов на услуги ледокольного флота.

Совершенствование системы управления ледокольным флотом, считает аудитор, позволит защитить национальные интересы России в арктическом регионе, повысить эффективность работы ледокольного флота, обеспечить равнодоступность пользователей к его услугам. Наконец, это даст возможность накопить инвестиционные средства для модернизации и полноценного возрождения российского гражданского атомного флота. Задача амбициозная и своевременная.

http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=100367

03.05.2006


Док. 428490
Перв. публик.: 03.05.06
Последн. ред.: 27.02.08
Число обращений: 312

  • Дмитриенко Дмитрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``