В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании по вопросам социального обеспечения пенсионеров. Назад
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании по вопросам социального обеспечения пенсионеров.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемые коллеги!

У нас сегодня очень важный вопрос в повестке дня нашего окружного совещания - вопрос повышения качества жизни и качества социального обслуживания пенсионеров. Эти вопросы находятся постоянно в поле зрения государства, но это не означает, к сожалению, что все они решены. Я имею в виду вопросы пенсионного, медицинского, социального обеспечения и других форм поддержки, которые существуют в нашей стране.

Забота о пенсионерах - это обязанность государства. Это непреложная истина. Тем не менее мы очень часто за этими словами не видим реального содержания, а именно в таком реальном содержании и состоит наша работа. Более того, это, по сути, не только обязанность государства, но и наш моральный долг перед всеми, кто достиг уже старшего возраста, и особенно перед теми, кто участвовал в Великой Отечественной войне.

За последнее время, вы знаете, происходили определенные изменения в этой сфере, и пенсии росли. Причем средний размер всех пенсий в реальном измерении за последние пять лет вырос в 1,7 раза. Это рост именно в реальном выражении. В номинале, конечно, цифры выглядят более высоко.

Начата [реализация] ряда программ, которые сейчас воплощаются в жизнь: и программы лекарственного обеспечения - хотя с этим были свои трудности, и программы санаторно-курортного лечения. И очень важно, что практически в каждом из представленных здесь регионов реализуются и свои региональные программы, которые, как правило, дополняют, улучшают качество федеральных программ.

У нас достаточно неплохо обстоит дело сегодня - по сравнению во всяком случае с тем, что было, - с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками войны. Их совокупный доход - мы только что посмотрели на соответствующие данные, которые были представлены в Пенсионном фонде, - вместе с различными социальными выплатами составляет [ежемесячно] более 13 тысяч рублей. И эти 13 тысяч с лишним рублей - это, по сути, та модель, к которой нужно в конечном счете стремиться, потому что это средняя заработная плата по стране.

Наша главная задача - те положительные тенденции, которые наметились, реализовать, причем сделать это максимально эффективным способом. Мы можем это сегодня сделать, потому что финансовые резервы государства, финансовые возможности государства все-таки несравнимо лучше, нежели пять, тем более десять лет назад. Стало быть, наши возможности помогать пожилым людям стали значительно шире.

Главная задача, из которой мы, естественно, сегодня исходим, - это повышение размеров пенсий. Вы знаете, что сегодня в Российской Федерации 38,5 миллиона пенсионеров. Для большинства из этих 38,5 миллиона пенсия - это единственный источник дохода.

При этом вы знаете, что у нас и пенсионеры разделяются по категориям, и пенсии различные существуют, и ситуация в этих категориях неоднородна.

Бюджет Пенсионного фонда России сегодня превышает более чем 2,3 триллиона рублей. С 1 февраля страховая часть [трудовой] пенсии увеличена на 12%. С 1 апреля она повысится еще на 7,5 [процента]. Базовая часть пенсии с 1 августа повысится еще на 15%. Запланированы повышения и в последующие годы.

У нас есть отдельная задача: чтобы в 2009 году средняя социальная пенсия сравнялась с прожиточным минимумом пенсионера.

Наша задача не только повышать размер пенсий (это важнейшая вещь), но создавать условия, чтобы эти пенсии были достаточны для приобретения необходимого количества товаров, соответствующих услуг, чтобы покупательная способность пенсии не снижалась.

И в этой связи, конечно, очень важный элемент этой работы - это совершенствование пенсионного законодательства.

Отдельная тема - качество работы пенсионной системы, Пенсионного фонда России. Мы сегодня находимся на одной из таких площадок - это отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан. Современное отделение, хорошее - мы сейчас только что посмотрели, как работает здесь эта система. Я могу сказать откровенно: еще несколько лет назад такого рода систему коммуникаций между пенсионером и Пенсионным фондом, систему накопления данных, систему контроля невозможно было себе даже представить. Очень хорошо, потому что это, по сути, вопросы будущего пенсионной системы.

Но, к сожалению, далеко не везде так. И, к сожалению, достаточно часто случаются и обычные для нашей страны случаи хамства в отделениях Пенсионного фонда, очереди стоят. Просто равнодушие по отношению к тем пенсионерам, которые приходят для того, чтобы получить свои деньги.

Естественно, что с такого рода проблемами нам нужно бороться. И делать это не только при помощи репрессивных методов - наказывать каких-то нерадивых сотрудников тоже, наверное, необходимо, - но, и прежде всего, за счет формирования современной пенсионной среды, современного комплекса пенсионных услуг. Так, например, как сегодня функционирует отделение Пенсионного фонда здесь, в Уфе.

Есть еще довольно большое количество тем, которые мы могли бы затронуть: это и медицинское обслуживание пенсионеров, вопросы санаторно-курортного обслуживания. Есть темы, связанные с инвалидностью. Мы тоже посещали сейчас дом, в котором живут пенсионеры. Хорошее, современное здание, новый комплекс. Но мы должны понимать, что так далеко не везде. А вы мне тоже расскажете, какие в этом смысле решения, какие программы существуют у вас в регионах.

Важно выводить нашу промышленность, которая занимается производством вспомогательных средств, колясок для инвалидов, протезов, ортопедической обуви, на современный уровень. Потому что когда сравниваешь зачастую то, как у нас это выглядит, и то, как выглядят иностранные образцы, то просто жалко становится наших инвалидов. И так у них очень тяжелая жизнь, еще и такие "кандалы" они на себе таскают.

Есть еще очень важная тема, связанная с жильем для наших пенсионеров, для участников Великой Отечественной войны. Проблема со специализированным транспортом. Ряд поручений на эту тему мною за последнее время давался. Анализируются наши возможности, но мы к этому вопросу тоже будем возвращаться.

Вот, наверное, круг вопросов, на которых мы могли бы остановиться. Без ограничения, конечно. Есть, наверное, и другие моменты, на которые, коллеги, если вы хотите, можно было бы обратить внимание. Очень важным является факт обмена опытом по этой проблематике. И то, что мы сегодня делаем это в одном из регионов, который уделяет этой проблеме внимание, это очень хорошо.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Уважаемые участники совещания!

Мы с вами понимаем, насколько важные вопросы мы с вами сегодня обсуждаем. Это не первый такой разговор и не последний. Слишком сложная проблематика, слишком много у нас еще различного рода проблем: и финансовых, и организационных, и правовых. И всем этим мы должны заниматься, причем на всех уровнях власти в стране: на федеральном уровне, на региональном, на муниципальном. Глобальная проблема социальной поддержки пенсионеров - как часть вопроса социального обеспечения в стране.

Здесь прозвучало много интересных идей. И результаты определенные наши коллеги докладывают, которые в регионах существуют. В целом картина хоть и пестрая, но гораздо более оптимистичная, чем была еще пять-семь лет назад. Это результат работы.


Ясно, что на этом невозможно успокаиваться. Необходимо будет и дальше двигаться по всем этим направлениям.

Начну с темы, которую предложил обсудить, - по вопросам социального регистра. Я думаю, что мы могли бы как поступить? Я поддерживаю то, что было сказано: нам нужно вообще определиться с этим порядком в целом по стране, поэтому я обязательно дам соответствующее поручение. Не уверен, что это должно делать одно ведомство и в рамках "Электронной России" [федеральная целевая программа]. Я думаю, что это все-таки вопрос несколько более широкий. И здесь переплетаются сугубо учетные моменты, организационные моменты и моменты правовые, связанные с регистрацией актов гражданского состояния.

Поэтому я считаю, что в том, что касается социального учета таких вопросов, конечно, наиболее развернутой базой сегодня обладает Пенсионный фонд - с этим практически никто не спорил. Была только точка зрения, которая нашим коллегой - мэром Арзамаса высказывалась. Но для того, чтобы нам двинуться в целом по этой проблематике, я думаю, что мы действительно должны будем подготовить предложения, определить центральное ведомство, которое будет это координировать, подготовить нормативную базу. Она не бог весть какая. Я считаю, что это изменения в два-три закона и соответствующее постановление Правительства, в котором должен быть регламентирован этот учет.

Параллельно будем развивать то, что существует на базе Пенсионного фонда. Тогда у нас появится и сквозной учет, и в то же время будет это ответвление. Но тема эта очень важная, потому что нам нужно в конце концов себя посчитать. Мы уже живем в абсолютно компьютерную, продвинутую эпоху, а до сих пор учитываем различного рода наши потребности по старинке: при помощи блокнотиков, карточек, которые хранятся в различного рода картотеках. В лучшем случае эти картотеки оцифровываются. Поэтому будем двигаться по этим двум направлениям.

Теперь в отношении ряда вопросов, которые здесь поднимались. По поводу того, что Алексей Андреевич говорил в отношении сельских пенсионеров. Мы тут посоветовались коротко. У нас же есть решение Конституционного Суда, которое мы обязаны выполнить, касающееся уровня пенсионного обеспечения, который должен быть вместе или вкупе с другими денежными выплатами не меньше, чем прожиточный минимум в субъекте Федерации. Это та задача, над которой мы должны совместно работать. Поэтому это вопрос не надбавок для отдельной категории пенсионеров (и это, кстати, вряд ли возможно и не вполне стыкуется и с принципами пенсионного законодательства), а именно вопрос работы на уровне Федерации и субъекта Федерации по доведению этого уровня до среднего прожиточного уровня в субъекте Федерации. То есть это работа, которую мы должны совместно вести.

В отношении некоторых моментов, о которых говорил Минтимер Шарипович [Шаймиев, президент Республики Татарстан] по поводу Дня Победы и конверсии натуральной льготы в виде передачи автомобиля в денежную компенсацию. Я думаю, что мы окончательно определимся с этим в ближайшее время. Нужно все это посчитать. Потому что... Сколько стоит автомобиль? 120 тысяч [рублей]? Автомобиль "Ока" стоит 120 тысяч - у нас подороже. Просто нужно посмотреть, как у нас это получалось. Я думаю, что было бы все-таки честнее это закрыть, чем все это бесконечно пролонгировать. И военные события, и Великая Отечественная война все дальше и дальше остаются в истории. Все это выглядит как такое издевательство, как насмешка. Постоянно, каждый раз мы об этом говорим: количество ветеранов, участников войны уменьшается, а вопрос ни так, ни иначе не решен. Я думаю, что об этом поговорим. Поговорим и решение примем с учетом того поручения, которое давалось в Волгограде.

...

Еще одна тема, которая звучала: жилье для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. У нас таких граждан становится, к сожалению, все меньше и меньше. Сейчас их около 95 тысяч, что побудило меня на последней встрече, которая у меня была в рамках общения с ветеранами в Москве, предложить подготовить, по сути, государственную программу - и федеральную, и региональную - о том, чтобы этот вопрос закрыть вчистую к 65-летию Победы. Это не бог весть какие цифры. Для нас совершенно очевидно, что эти люди достойны этих квартир. Хотя бы уже в самом зрелом периоде своей жизни. Поэтому такое поручение дано, мы, я надеюсь, в ближайшее время получим результаты, как здесь поступить. И рассчитываю на ваше, уважаемые коллеги губернаторы, руководители субъектов Федерации, понимание в этом вопросе.

И последняя тема, которая тоже довольно активно обсуждалась: законодательство о ветеранах труда, соотношение в статусе. Я согласен: с этим нужно разобраться. Разобраться и с правовой конструкцией, и с тем, как организован этот процесс, как выглядит распределение полномочий. И мы разберемся с этими поручениями, но сделать это нужно так, чтобы не обидеть очень значительную часть наших пенсионеров. Это мы допустить не можем.

Уважаемые коллеги! Это в основном все, что здесь прозвучало, на что мне хотелось отреагировать. Естественно, все результаты нашего обсуждения будут определены, обобщены, поручения, как обычно, будут даны. Я надеюсь, что вместе мы и дальше будем заниматься этими вопросами столь же энергично, как занимаемся сейчас.

Большое вам спасибо и до встречи.

26 февраля 2008 года
Уфа
www.rosn.ru




Док. 428310
Опублик.: 26.02.08
Число обращений: 1663

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``