В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Договор дороже денег Назад
Договор дороже денег
Ценовой сговор производителей и ритейлеров одобрен властями
Поиски властями и общественностью виновных в росте цен на продовольствие привели к закономерному результату. Как и предполагала "Газета" (читайте номер от 24 октября), под пристальным взглядом чиновников розничные торговые сети и их поставщики пошли на демонстративный шаг.


Вчера по инициативе Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую, в частности, входят такие крупные продовольственные сети, как X5 Retail Group, "Копейка", "Aшан", Metro Cash&Carry и "Мосмарт", было подписано соглашение между крупными ритейлерами и их поставщиками о регулировании цен на социально значимые продукты питания. Суть соглашения в том, что поставщики обязуются зафиксировать отпускные цены, сложившиеся на 15 октября, на определенный ассортимент товаров, а торговые сети в ответ замораживают на эти товары цены и ограничивают торговую наценку. Срок соглашения установлен до 31 января 2008 года с возможностью пролонгации. Срок действия соглашения, скорее всего, будет продлен до выборов президента, а потом нас ждет скачок цен, прогнозируют аналитики. Вполне вероятно, что малообеспеченным слоям населения даже и не удастся купить продукты по спецценам: их производство может сократиться.


Ритейлерам просто некуда было деваться: на них в последнее время старательно направлялся народный гнев. После серии довольно резких заявлений членов правительства, в том числе главы Минсельхоза Алексея Гордеева, которые назвали торговые сети одной из главных причин роста цен на продукты, к делу подключилась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как вчера заявил замруководителя ведомства Андрей Цыганов, по данным на конец прошлой недели, территориальные управления ФАС выявили в регионах около 30 нарушений антимонопольного законодательства в ценообразовании на всех товарных рынках, где отмечен рост цен на хлеб, молоко, растительное масло. По словам Цыганова, выявлено два вида нарушений: либо установление монопольно высоких цен на продукты питания, либо заключение антиконкурентных соглашений между сельхозпроизводителями и переработчиками или между переработчиками и оптовиками. Неудивительно, что, по данным опроса Левада-центра, только 5% россиян связывают резкий скачок цен на продукты питания в сентябре - октябре с объективными обстоятельствами, вроде засухи и мировых тенденций. Большинство опрошенных граждан (42%) обвинили в росте цен отечественных производителей и перекупщиков.

Текст соглашения его подписанты, опрошенные "Газетой", дать отказались. Не совсем понятно, содержится ли в соглашении четкий перечень продуктов, или под понятием "социально значимые товары" каждая из сторон соглашения понимает свое. Например, по словам пресс-секретаря "Вимм-Билль-Данна" Антона Сарайкина, компания планирует заморозить цены на молоко жирностью 2,5 и 3,2%. Председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили добавляет к этому списку кефир, сметану и сливочное масло. Другие производители, по данным Якобашвили, планируют также зафиксировать цены на сыры и подсолнечное масло. Его слова подтвердили в холдинге "Солнечные продукты" (это один из лидеров масложировой отрасли России. - "Газета"), заявив, что компания подписала данное соглашение, что фиксация цен распространится и на подсолнечное масло и что компания надеется: благодаря подписанию цены стабилизируются уже в ноябре.

"Это шаг в правильном направлении, который позволит сдержать цены, если сети и розница действительно договорились", - поддержал соглашение аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Игорь Павенский. Соглашение немедленно было одобрено властями. Вчера вечером ФАС распространила заявление, в котором заявила, что рассмотрела проект соглашения и решила, что им не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующих товарных рынках. "ФАС России считает допустимым данное соглашение, поскольку оно носит временный характер и заключается в интересах потребителя в соответствии со статьей 13 ФЗ "О защите конкуренции", - говорится в сообщении ведомства.

Игроки рынка, которые не входят в АКОРТ, не собираются плыть против течения и также планируют заморозить или даже понизить цены. В частности, по словам директора по коммуникациям группы "Дикси" (торговые сети "Мегамарт", "Дикси", "Минимарт") Андрея Алимова, "компания чувствует в себе достаточно сил, для того чтобы самостоятельно договориться с поставщиками об урегулировании ситуации как с оптовыми, так и с розничными ценами". "Среди покупателей магазинов "Дикси" достаточно высок процент людей с доходом ниже среднего, поэтому "Дикси" всегда уделяла максимальное внимание ценам на социально значимые товары, - заявил он корреспонденту "Газеты". - Сейчас мы ищем возможности не просто заморозить цены, но и снизить их".

Но многие аналитики считают ситуацию отнюдь не столь радужной. "Цены на продукты питания носят производный характер, - говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. - В этом году на них сказалось увеличение стоимости сахара, который в начале года показывал мировые рекорды стоимости, зерна и так далее". Этот процесс шел на мировых рынках, но проявился и в России, замечает аналитик, тем более что, например, в стране существует устойчивый дефицит молока, поэтому значительную часть молочного сырья приходится импортировать. Кочетков обращает внимание на активную инвестиционную политику практически всех крупных производителей продуктов питания и торговых сетей: понятно, что затраты на маркетинг, расширение производства и прочее так или иначе перекладываются на потребителя. В этих условиях, считает эксперт, мораторий является вынужденным шагом, спровоцированным популистскими действиями правительства. Он даст только политическую отдачу, что нужно чиновникам перед выборами, но будет вреден как для компаний (они снизят свою прибыль, а значит, им будет сложнее развиваться), так и для потребителей. "Во-первых, после снятия моратория неизбежен резкий скачок цен, - перечисляет минусы соглашения Кочетков. - Во-вторых, заморозка цен на одни продукты - социальные - приведет к тому, что производители будут компенсировать свои потери за счет увеличения цен на другие категории товаров, ориентированных на средний класс и обеспеченных потребителей".

В том же ключе высказывается и аналитик ФК "Открытие" Ирина Яроцкая. По ее мнению, пенсионеры тоже не много выиграют. Сейчас производители и так смещают свое производство в сторону высокомаржинальных (высокотехнологичных) продуктов, таких как пирожные, йогурты, молочные десерты и тому подобное. Логично предположить, что для компенсации потерь они повысят цены именно на эти товары. То же самое могут сделать и розничные сети. В результате вымывание продуктов из нижнего ценового сегмента может только ускорится, и на прилавках станет элементарно меньше дешевых яиц, хлеба, молока и масла.

Впрочем, аналитик ИКАР Татьяна Рыбалова готова подсказать торговым сетям, как сохранить дешевый ассортимент на прилавке. "У розничных сетей есть так называемые привлекательные товары, которые продаются дешевле для привлечения потребителей, - говорит она. - Они могут просто заменить эту продукцию той, что значится списке социально значимых". В таком случае ритейлеры ничего не потеряют, говорит эксперт, но и потребитель ничего не выиграет.

Да и бесполезно бороться с ростом цен, признал вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин: сейчас сельхозпроизводители должны компенсировать повышением цен на свою продукцию рост цен на горючее, оборудование, металлы, а их положение, сельхозпроизводителей, нужно улучшать. "Все время бороться с повышением цен - неправильная тенденция, - заявил Кудрин. - Наша задача - сбивать пики цен, но не пытаться остановить движение цен".


Вы заметили рост цен на продукты питания?


Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей

Мы заметили. Рост цен действительно существен, и базовые продукты питания подорожали не менее чем на 20%. Более того, нет никаких экономических предпосылок к тому, чтобы этот рост остановился. А если сейчас он административными мерами будет временно приостановлен, то январь может оказаться очень проблематичным.

Конечно, дело тут не в сговоре монополий или перекупщиков, как сейчас говорят, когда ищут виноватых. Первопричина - это глобальное повышение цен, которое коснулось России.

Почему они выросли так серьезно? Да потому что у нас недостаточно развита торговля: мало магазинов и вообще торговых площадей. И все забыли, что именно "Единая Россия" в начале года приняла закон, регламентирующий функционирование рынков, который просто эти рынки и убил, зато позиции торговых сетей усилились. Но об этом сейчас уже никто не говорит, а ведь это и есть одна из причин роста цен.


Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы

Конечно, заметил. И как покупатель, и как чиновник, ведомство которого в числе прочих отвечает за инфляцию. Подорожали не икра и ананасы, а молоко, масло, хлеб. Рост цен на эти продукты замечают все, а особенно наименее социально защищенные граждане.

Я думаю, что этот рост обусловлен целым букетом причин, в том числе и ситуацией на мировых рынках. Однако в рамках своих полномочий ФАС проверяет, насколько этот рост обоснован. Мы выявили случаи, когда компании придерживали товары, создавая искусственный дефицит и ожидая их переоценки - в ряде регионов идут антимонопольные расследования.

Хотя ФАС не орган ценового регулирования, но действия и меры, принимаемые правительством, уверен, дадут свои результаты в ближайшее время, и цены стабилизируются.


Сергей Ковалев, президент Института прав человека

А что же, на Луне я что ли живу? Я заметил еще и то печальное обстоятельство, что внятно нам этот рост не объясняют, а все больше идут ссылки на "тяжело складывающуюся глобально-экономическую ситуацию".

А ведь цивилизованная власть говорит с народом честно и открыто. Почему я, как правозащитник, не трублю о росте цен во все колокола? Скажу честно: это не моя область. Да, это беспокоит всех правозащитников (независимо от их ориентации), но я уверенно компетентен именно в сфере права.


НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ, первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам (фракция КПРФ)

Я дня четыре назад был в магазине, и это видно: заметно подорожала молочная продукция, мясная. Позавчера я был в Бурятии, вчера - в Иркутской области, сегодня уже - в Москве, по всей стране это чувствуют люди и об этом говорят.

Например, в Бурятии предположили, что, может, это "Единая Россия" сама принудила поднять цены, а поближе к выборам, чтобы показаться хорошей, она будет принуждать их опускать?

Но экономика у нас и правда неуправляема: никто не просчитывает потребительские индексы, что нужно обязательно делать и на год, и на полгода, и на квартал, и на месяц.

Я уж не говорю о том, что никто не анализирует договорные обязательства торговых сетей. В Европе общепризнанная надбавка торгсетей - 8-12%. Возьмите любую нашу торговую организацию в любом регионе - в договорах закладывают 25-30%.

Кстати, себестоимость российской сельхозпродукции гораздо ниже, чем зарубежной. Но смотрите, что у нас делается: у крестьян молоко жирностью 3,8-4,2% (то есть выше базисной, которая у нас в стране равна 3,6% ) закупается по 6 рублей 50 копеек за 1 литр. Потом его разводят до жирности 3,2% и продают по 40 рублей за литр. Требуются ли еще комментарии?

У нас правительства - в достатке, министерств - тоже в достатке, все на местах и каждый понедельник планерки проводят. И где же контроль за хозяйством в стране, и кто же ответит за тот же рост цен?

http://gzt.ru/wallet/2007/10/24/220202.html

24.10.2007

Док. 428251
Перв. публик.: 24.10.07
Последн. ред.: 26.02.08
Число обращений: 133

  • Ковалев Сергей Адамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``