В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий Леонтьев: Местное самоуправление - миф или реальность? Назад
Георгий Леонтьев: Местное самоуправление - миф или реальность?
С принятием российской Конституции 1993 года местное самоуправление из лозунга стало частью государственного строя России. И с 1993 года по настоящее время не затихают споры о том, нужна ли эта власть в нашей стране, готовы ли россияне самостоятельно и под свою ответственность решать основные вопросы жизнедеятельности, или мы вновь "натягиваем на себя одежду, которая нами не скроена" и надо бы восстановить государственную вертикаль. Хотя, казалось бы, очевидно, что раз люди проголосовали за Конституцию, то они осознанно решили, что местное самоуправление им нужно. Да и мировая практика подтверждает правильность идеи, что часть публичных дел население объективно способно решить лучше, чем органы государственной власти, и для государства это оказывается дешевле.Такие колебания можно проследить и на примере федерального законодательства. От первого Закона РСФСР "О местном самоуправлении" 1991 года, где чрезвычайно подробно говорилось, что и как местной власти надлежит делать, через Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 года, отдавшего все на откуп муниципалитета, к новому федеральному закону 2003 года, вновь все до мелочей расписавшему.В этой муниципальной картине есть одна проблема, без решения которой мы никогда не сможем говорить об эффективности и необходимости местного самоуправления. Общеизвестно, что каждому праву должна корреспондировать обязанность. То есть чтобы право населения на местное самоуправление стало реальностью, необходимо серьезное соблюдение обязанностей. И прежде всего, со стороны государства.Ведь что получилось на практике? Граждане России воспользовались гарантированным им Конституцией правом на осуществление местного самоуправления. Оно стало реальностью, избраны главы и депутаты представительных органов, решаются имущественные и земельные вопросы. В период системного кризиса местное самоуправление доказало свою дееспособность. Показало, что позволяет государству не нагружать себя огромным количеством вопросов текущего управления, реализует ряд государственных обязательств, предоставляет государству дополнительные ресурсы и обеспечивает обратную связь между властью и обществом. Эта власть ближе к населению, там меньшая вероятность коррупции.Все это возможно благодаря тому, что местное самоуправление является не только институтом властных полномочий, но и самым массовым на сегодня институтом гражданского общества. Притом институтом действительно работающим. А это очень важно. Ведь если мы хотим, чтобы общество было демократично устроено, то необходимо развивать институты гражданского общества.Однако государство до настоящего времени не создало условий для реализации этого права. По нашему мнению, такие условия должны быть созданы посредством принятия ряда федеральных законов, которые не только декларировали бы права и устанавливали ответственность органов местного самоуправления, но и четко предусматривали бы обязанности и ответственность органов государственной власти.Эта проблема осталась нерешенной и с принятием последнего звена о местном самоуправлении. Главное - люди не дождались того, что задумывалось при проведении реформы, а именно: чтобы не одно обязательство местного самоуправления не осталось без ресурсов. А без соблюдения этого условия сам по себе "перекрой" полномочий просто теряет смысл.Мы, группа депутатов Государственной Думы, считаем необходимым изменить сложившуюся кризисную ситуацию. Поэтому мы выступили с инициативой создания Общероссийской общественной организации "Самоуправление России". Цель создания Организации - объединить муниципальное сообщество и потребовать, наконец, от государства обозначить свои обязательства перед населением, перед местным самоуправлением. Но не только потребовать. Мы готовы помочь государству в решении важнейших вопросов социальной и экономической жизни, выработав такие предложения, которые будут согласованы и осознанно поддержаны муниципальным сообществом. По существу - выработать подход к нашему общему будущему.Но мы пойдем другим путем. Коль скоро местное самоуправление гарантировано Конституцией, пойдем дальше. Будем выполнять то, что записано в Конституции.Первое, что мы предлагаем, - обозначить обстоятельства государства перед гражданами по основным социальным гарантиям. Это право на образование, охрану здоровья, оказание юридической помощи, доступ к культурным ценностям, социальную помощь и жилищно-коммунальные услуги. Согласно Конституции России, все эти права бесплатны. И все это должны исполнять органы местного самоуправления, то есть само население, мы с вами. Но до настоящего времени никто не удосужился посчитать, во что выливается бесплатное образование или здравоохранение. Что конкретно человек вправе требовать для себя и своих детей, приходя в школу или больницу.Для решения этого вопроса, по нашему мнению, необходимо коренным образом изменить подход к формированию местных бюджетов. Рассчитывать расходные полномочия местных бюджетов на основе государственных стандартов. На долгосрочной основе закреплять за муниципальными образованиями доходные источники для покрытия необходимых расходов. Установить реальную доходную базу местных бюджетов, для чего все имущественные налоги, налоги с предприятий малого бизнеса перевести в разряд местных. Тогда органы местного самоуправления будут неформально защищать свою бюджеты. А сегодня это сводится к долгому ожиданию мэра в приемной согласительной комиссии регионального правительства и краткому озвучиванию ему цифр бюджета очередного года. При другом подходе к формированию бюджета мэр сможет на законном основании потребовать, вплоть до обращения за судебной защитой, чтобы необходимые средства были переданы в местный бюджет в полном объеме. Для реализации этого предложения необходимо принятие федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартах", которое уже не первый год откровенно саботируется федеральным правительством.Второе предложение касается социально-экономического развития муниципальных образований. Сегодня органы местного самоуправления по действующему закону за развитие не отвечают. Это, мягко говоря, странно, если само понятие самоуправления предполагает самостоятельное и ответственное решение населением вопросов местного значения. Ведь люди не могут жить, не зная своей перспективы. И какой социальной активности в этом случае можно ожидать от жителей, если местные власти не могут ни рубля потратить на улучшение состояния своего города, села.Другая сторона вопроса связана с тем, что муниципальное образование является субъектом экономической деятельности с годовым оборотом не в один миллион долларов. А любой субъект экономики, любое предприятие обязано иметь программу развития, иначе оно попросту разорится.Наконец, в числе двух условий, которые должны обеспечить долгосрочное устойчивое развитие России, - демократия. А, следовательно, и ее завоевание - местное самоуправление.Мы предлагаем государству принять на себя обязательства, установив четкие и долговременные правила, позволяющие местным властям заниматься развитием без страха, что через полгода все будет отменено. И ты сам наживешь себе проблемы своей активностью. Мы предлагаем принять федеральный закон "О программах комплексного социально-экономического развития", который не только обязывал бы все территории разрабатывать и исполнять такие программы, но делал бы их составной частью межбюджетных отношений.Что даст реализация этих двух наших предложений? Мы считаем, что это не только позволит местным властям достойно и четко обеспечивать жителям то, что положено по Конституции. Это позволит муниципальным образованиям развивать производства, привлекать бизнес, инвесторов, расширять налогооблагаемую базу, то есть даст тот самый долгожданный стимул к развитию, устранит иждивенческие настроения. У муниципальных образований появится смысл зарабатывать, поскольку от этого напрямую будет зависеть объем средств местных бюджетов.Я назвал лишь несколько предложений, принятие которых установит баланс прав граждан на местное самоуправление и обязательств государства, позволяющих эти права реализовывать. Приведу простой пример. Если бюджеты будут формироваться по реальным расходам, местная власть сможет в достойном состоянии содержать школы и больницы. Это, конечно же, оценит каждый житель города, села. Если у местной власти появится возможность исполнять реальные программы развития, это увидит каждый житель по изменившемуся благоустройству, появлению новых производств, созданию рабочих мест. И люди перестанут считать, что местная власть слаба и неэффективна, что ее можно игнорировать и нет смысла в ней участвовать.На улучшении, как сейчас принято говорить, качества жизни каждый почувствует, что с него государство не только спрашивает, но оно берет на себя и выполняет свои обязательства. Что государство и местное самоуправление стали партнерами и научились взаимодействовать. А значит - право становится реальностью.Кроме перечисленных выше, нами разработаны и другие предложения, которые касаются выведения системы местного самоуправления из кризиса.Это и решение проблем задолженностей, и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства, где мы предлагаем государству взять на себя обязательства по погашению долгов и модернизации коммунальной сферы. Ведь в свое время государство отсюда ушло, оставив местное самоуправление один на один с разрушенными котельными и теплотрассами, ветхим жилым фондом. Кроме того, участие государства необходимо в вопросах предоставления социального жилья и установления критерия нуждаемости малоимущих. Для этого мы предлагаем на федеральном уровне установить единые требования, стандарты.Это и вопросы инновационной экономики, где мы предлагаем государству установить понятные и долгосрочные правила, в том числе в части финансирования государственного заказа территориям. С тем, чтобы людям, реализующим пилотные проекты, было понятно, где они взаимодействуют с государством, где с субъектом федерации, где с хозяйствующими объектами.И восстановление кадровой политики, и многое другое.Все направления находятся в русле той государственной политики, которая проводится Президентом РФ Владимиром Путиным.Конечно, можно сказать: что ж, принятие законов - дело депутатов Госдумы. Раз у вас есть предложения, то и принимайте их. Однако десятилетний опыт проведения преобразований в России показал, что только те реформы имеют шанс на успех, которые осознанно поддерживаются населением. Как бы мы ни хотели, баланс современной цивилизации смещается в сторону умения убеждать и договариваться, чтобы как можно большее количество людей осознанно принимало то или иное решение, и по возможности добровольно.Поэтому я неоднократно говорил о необходимости выработки единых согласованных правил, которые будут понятны, прежде всего, тем, кто будет их исполнять. И только тогда эти правила будут исполняться, и исполняться в интересах населения.Сегодня мы призываем подвижников местного самоуправления активно присоединяться к нашим рядам. В конце апреля во всех областях пройдут конференции по выдвижению делегатов на I съезд Общероссийской общественной организации "Самоуправление России". Мы хотели бы, чтобы этот съезд не был просто официальным организационным мероприятием. Мы уверены, что на съезд будут избраны делегаты, способные не только "поплакаться" о бедах, но имеющие конструктивные мысли, как эти беды преодолеть. Тогда мы сможем уже на I съезде сформулировать основные предложения по преодолению кризиса в местном самоуправлении, предъявить наши предложения органам государственной власти и вместе добиваться их реализации. Георгий ЛЕОНТЬЕВ , депутат Государственной Думы, участник инициативной группы по созданию Общероссийской общественной организации "Самоуправление России".

Областная газета, Город: Екатеринбург

03.05.2006

http://www.er-duma.ru/pubs/20489


Док. 428077
Перв. публик.: 03.05.06
Последн. ред.: 26.02.08
Число обращений: 348

  • Леонтьев Георгий Карпеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``