В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Наталья Дмитриева: Необходимость инновационных преобразований: общественно-политический аспект Назад
Наталья Дмитриева: Необходимость инновационных преобразований: общественно-политический аспект
Динамичное начало 2008 года ознаменовалось нахлынувшей волной глобального финансово-экономического кризиса и провозглашением независимости Косово, а значит, пересмотром границ государств. Сомнений уже нет: в прошлое уходит вся система договорённостей, законов и правил, по которым мир жил с момента окончания Второй мировой войны.

Время неумолимо диктует: необходима новая парадигма, новое видение перспективы. Иначе не сложится, не состоится новый мир - мир будущего, в муках рождающийся у нас на глазах. Сейчас уже нельзя просто отдаться на волю судьбы и пассивно наблюдать за ходом событий. Парадокс в том, что те институты, которые контролировали процессы на уровне государств и экономик, больше не владеют ситуацией. Их методы управления больше не действуют. Корпорации и правительства, как и мы с вами, беззащитно взирают на разворачивающуюся картину хаоса. Мир оказался хрупок. Все знали это, но никто не ожидал, что настолько.

Да, человечеству тяжело и непривычно ощущать себя властелином своей собственной судьбы. Мы привыкли делегировать полномочия и перекладывать ответственность на плечи представителей. Подобный подход завел в тупик и привел к системному кризису. В том состоянии, в котором человечество находится сейчас, выбирать не приходится: система вышла из равновесия и процесс изменений уже начался.

Остается только взять, наконец, ответственность на себя, создать и применить новые параметры оценок и организационные принципы для всех нас: для самих себя и своей страны, для большого мира - планеты - и для множества маленьких миров - для каждого живущего на ней человека.

Россия в полном праве считать, что может и готова явить стране и миру этот новый базис ценностей и приоритетов. Создать новые организационные принципы - значит предложить новую модель общественного устройства, по сути - новое общество.

Знаменательно, что именно об инновационном обществе как о безусловном приоритете развития страны согласованно говорили и Владимир Путин на расширенном заседании Госсовета, и Дмитрий Медведев на Красноярском форуме.

Понятие инновация - "нововведение" - естественно воспринимается нашим сознанием: русский язык, в отличие, например, от английского, сохранил неизменным латинский корень nov- в его первоначальном звучании и смысле.

Однако быть воспринятым сознанием и даже укоренённым в нём ещё вовсе не значит быть понятым.

По данным последнего опроса ВЦИОМ, опубликованного в "Российской газете" на прошлой неделе, почти две трети граждан считают, что инновации - необходимое условие будущего процветания России.

Понятие "инновации" вошло в нашу жизнь столь стремительно, что многие пока затрудняются четко определить, что же это такое:

Новые, прорывные технологии, внедренные в производство?

- Да.

Квантовый скачок в развитии прикладной и фундаментальной науки, техники, системы IT коммуникаций?

- Бесспорно.

Новаторские методы, положенные в основу системы образования?

- Несомненно.

Но есть и ещё что-то, исключительно важное, а возможно и важнейшее, базовое, без чего все остальные инновации не смогут образовать целостную ткань живого организма.

Мы говорим о нововведениях в сфере общественных отношений и общественно-политического устройства. Поскольку убеждены: для того, чтобы стать инновационным, подлинно новым, обществу недостаточно внедрить сколь угодно большой пакет прорывных технологий. Необходимо целенаправленное внедрение качественных изменений в практики социального взаимодействия.

Большинство россиян готовы к переменам. Данные ВЦИОМ свидетельствуют: мы интуитивно склоняемся к тому, что инновации - скорее нововведения вообще, чем отдельные технологические достижения.

В отличие от простых граждан, национальные элиты склонны сводить всю инновационную проблематику исключительно к технологическому аспекту. Их "охранительная" позиция более чем естественна. Боясь потерять влиятельные позиции, они пресекают малейшие изменения, дисбалансирующие существующий и выгодный им статус-кво.

Обычно различают три типа нововведений: социально-экономические, управленческо-организационные и технологические. Из трех типов лишь последний представляется наиболее безопасным с точки зрения удержания власти. На нём и концентрирует управленческая элита своё внимание, к нему и сводит всё инновационную проблематику.

Такой искусственно зауженный, технократический подход к инновациям наглядно продемонстрировал II Национальный Форум "Инновационное общество: союз государства, бизнеса и науки", прошедший 15 февраля в московском "Президент-отеле". Достаточно сказать, что вопросы социальных и, тем более, общественно-политических инноваций на нём даже не обсуждались; как и не прозвучал ни в одном из выступлений даже намек на их будущее развитие.
А потому мы вынуждены согласиться с мнением Виталия Третьякова: пока в России нет как институтов, изучающих общественно-политические инновации и готовящих качественный скачок в этой области, так и видимой готовности нынешних элит к их созданию.

Значит, решение придёт извне. От тех, кто первым услышал музыку перемен. От людей и общественных объединений, готовых возглавить инновационные, отвечающие требованиям времени, преобразования.

Сущность инновационных преобразований в общественной сфере, сфере социальных взаимодействий и мировоззренческой парадигме заключена в принципе самоорганизующихся систем.

Структуры индустриальной эпохи с присущим им административно-командным подходом изжили себя. На смену механистическим, линейным представлениям приходит новая система взаимоотношений. Внутри организаций, социальных групп и общества в целом возникают сложные самоорганизующиеся системы, характеризующие особенности природных систем.

В них всё связано со всем, а импульс, исходящий от любого элемента системы, приводит в действие целое. Такие системы возникают на грани хаоса, а их отношения и взаимосвязи образуют новый порядок, сетевой и иерархический одновременно.

В последние десятилетия такие самоорганизующиеся и самоуправляемые системы, органично сочетающие в себе хаос и порядок, получили название хаордических (от англ.chaos - хаос и order- порядок). Термин впервые был предложен Ди Хоком - основателем системы VISA,- первой хаордической организации в области мировых финансов.

Эффективность хаордической организации говорит сама за себя. Сорок лет назад системы электронных расчетов просто не существовало, сейчас ей пользуются более 1 миллиарда держателей карт на всём земном шаре. Целое приводится в действие и работает исходя из потребностей, из интенции каждого отдельного человека.

От человека - ab Homo - должно строится и новое, инновационное общество, с его всё более широкими возможностями подключения к глобальным базам данных и информационным сетям. Таким образом, общественные инновации помогут раскрыть самый богатый и до настоящего времени самый неразработанный из всех ресурсов на земле - человеческий талант.

От человека - ab Homo - в инновационном обществе может и должна быть переустроена на основе хаордического принципа система здравоохранения, образования, социального обеспечения, а в дальнейшем - и сама система государственного управления, естественным образом заменив собой устаревшую неолиберальную представительную демократию.

Несмотря на новизну термина, сами хаордические системы существовали с момента зарождения жизни, поскольку и самый простой живой организм, и сложнейшая природная система, - всё это "управляемый хаос".

Всем нам хорошо известны и примеры хаордических организаций, появившихся в процессе эволюции человеческого общества и возникших из единения вокруг идеи или системы ценностей. К ним относятся самые разные сообщества: от международного терроризма и мафии до национально-патриотических и освободительных движений. При полярности морально-этических ориентиров их объединяет общность внутренней организации, а главное - ее эффективность. Вспомним хотя бы "бессмертность" мафии и способность террористов "быть везде и одновременно нигде".

Будучи построенными по принципу, аналогичному принципу функционирования природной системы, хаордические организации приобретают характеристики живого организма:
априорный потенциал внутреннего развития;
феноменальную степень выживаемости;
быстроту реакции на внешние изменения;
флексибельность - то есть способность к самопреобразованию.
Наиболее близкий и понятный каждому из нас пример хаордической организации - это семья. Организация, лежащая в самом основании общества, известная и близкая всем и каждому с самого детства.

Каждая крепкая, дружная семья по своей природе является хаордическим образованием, являя собой блестящий пример безвозмездного обмена нематериальными ценностями и способности к быстрому реагированию и мобилизации. Члены семьи, а особенно семьи российской, с разветвленными родственными связями, сами того не ведая, прекрасно владеют принципами хаордического взаимодействия.

Вот вам и общественно-политические инновации... Оказывается, всё новое - это и вправду хорошо забытое, или даже воспринимаемое как естественное, старое. С одним существенным условием: нововведением это "старое" может стать, только будучи применённым к принципиально иному объекту, в нашем случае - к обществу в целом и его отдельным подсистемам.

Макиавелли писал: "Нет задачи более трудной, опасной и рискованной, чем руководить установлением новых порядков". Но нет ведь и более интересной, и более захватывающей задачи, чем социальное творчество, чем возможность увидеть в будущем мир не таким, каким он может стать, а таким, каким он должен быть. Глобальные задачи решаются только совместными усилиями общности людей. Человеческий, а точнее межличностный и межгрупповой фактор, играет все возрастающую роль в мировых процессах.

Без включения области общественно-политических нововведений в целостный план построения инновационного общества любые, даже самые фантастические технологические прорывы не выведут нас из тупика, в котором оказалось сейчас общество потребления. В лучшем случае - не выведут, а в худшем - вполне могут привести к большой беде. Современный мир хрупок, недолговечен и отчаянно нуждается в новом витке развития цивилизации.

23 февраля 2008 года.
www.nasledie.ru




Док. 427925
Опублик.: 23.02.08
Число обращений: 1473

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Дмитриева Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``