В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПРОГРАММА `ПРЕЗИДЕНТ-2000` Назад
ПРОГРАММА `ПРЕЗИДЕНТ-2000`
Программа подготовлена и одобрена Советом Общероссийского политического общественного движения "Стабильность и прогресс".


ПРОГРАММА
"ПРЕЗИДЕНТ-2000"

Москва
Январь 2000 года


Введение    2
1. История президентства в России    2
2. Некоторые выводы    6
3. Анализ политической ситуации    6
4. Структура российского электората    8
5. Политические предпочтения российских избирателей    9
6. Система морально-ценностной ориентации россиян    11
7. Идеологические основы президентства    15


Введение

    Предлагаемая работа имеет целью изложение в тезисном виде некоторых соображений по проведению избирательной кампании президента Российской Федерации в 2000 году. Тезисы готовились еще осенью 1999 года и предусматривали проведение кампании по выборам президента, которые должны были состояться 4 июня 2000 года. Отставка президента Ельцина и перенесение даты выборов на 26 марта коренным образом изменили ситуацию.
    В начале января этого года первый заместитель руководителя администрации президента РФ Игорь Шабдурасулов заявил о том, что Владимир Путин не будет вести никакой специальной президентской избирательной кампании, мотивируя это тем, что ему будет достаточно просто заниматься своими делами на посту исполняющего обязанности президента и премьер-министра. Тем не менее, эта деятельность тоже явится своего рода выборной кампанией и в своем предвыборном поведении и.о. президента Владимиру Путину придется руководствоваться определенными принципами, о чем и пойдет речь ниже.

1. История президентства в России

    Институт президентства появился в России весной 1991 года. Одновременно с общесоюзным референдумом о судьбе СССР прошел республиканский референдум, большинство участников которого высказались за введение в РСФСР должности президента.
    На выборах первого президента России, состоявшихся 16 июня 1991 года, баллотировались шесть кандидатов. Бесспорным фаворитом был Борис Ельцин, председатель Верховного Совета РСФСР. Ему противостояли бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, председатель Кемеровского областного совета народных депутатов Аман Тулеев, командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа генерал Альберт Макашов, бывший первый секретарь Кемеровского обкома КПСС, министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин и впервые тогда широко заявивший о себе лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский.
    Четверо баллотировавшихся коммунистов (Рыжков, Тулеев, Макашов и Бакатин) дезориентировали не только избирателей, но и себя. Они отличались друг от друга лишь степенью радикализма. Эмоционально выделялся Аман Тулеев, добросовестно исполнявший роль самородка из провинции, и ортодоксально настроенный генерал Альберт Макашов. Николай Рыжков и Вадим Бакатин в своем предвыборном поведении воспроизводили стереотипы поведения советской номенклатуры.
    Владимир Жириновский, хоть и успел к тому времени приобрести широкую известность за счет эпатажа, был знаком тогда, в основном, политическим кругам и в глазах большинства избирателей, особенно в провинции, выглядел темной лошадкой. В памяти у многих осталось его предложение отказаться от федеративного устройства России и вернуться к делению на губернии и уезды, упразднив национальные республики и автономии.
Борис Ельцин подчеркнуто мало мелькал в предвыборной кампании, что было сильнейшим агитационным ходом. Вся страна видела: он занят реальным делом - формирует основы новой российской государственности, противостоит Михаилу Горбачеву, защищает в борьбе с союзной властью интересы республики. Такая тактика была для того времени и именно для этого кандидата оптимальной: Ельцина уже знала вся страна, многие видели в нем нового лидера. Пик его популярности пришелся именно на начало 90-х годов.
    В целом, предвыборная кампания проходила спокойно, без эксцессов. Итоги первых президентских выборов были таковы: Борис Ельцин набрал 57,3 проц голосов, Николай Рыжков - 16,8 проц, Владимир Жириновский - 7,8 проц, Аман Тулеев - 6,8 проц, Альберт Макашов - 3,75 проц, Вадим Бакатин - 3,4 процента. Таким образом, Ельцин стал президентом уже в первом туре.
    В декабре 1993 года вступила в действие новая Конституция Российской Федерации. Она установила принцип разделения властей и наделила президента необычайно широкими полномочиями. По сути, Россия стала президентской республикой.
    Вторые президентские выборы проходили летом 1996 года уже по новой Конституции. Подготовка к ним началась в разгар думской предвыборной кампании. В средствах массовой информации активно обсуждались рейтинги потенциальных кандидатов на пост главы государства, расклад стоящих за ними сил. Ельцин долго уклонялся от прямого ответа на вопрос о намерении переизбираться на второй срок, опасаясь взять фальстарт. Он обнародовал свои планы лишь ближе к весне 1996 года, когда, как многим казалось, ситуация была не самой благоприятной для этого.
    Еще никогда за всю предшествовавшую политическую карьеру Ельцина его рейтинг не был столь низок. В Чечне продолжалась война, в ходе которой погибли уже десятки тысяч людей. Большинство регионов страны переживали тяжелый экономический кризис. Работники бюджетной сферы месяцами, а в некоторых случаях и годами, не получали зарплату. Задерживалась выплата пенсий и пособий. На этом фоне усиливалась левая оппозиция, которая сосредоточила усилия на жесточайшей критике президента и правительства, в то же время не предлагая реальных путей преодоления кризиса.
    В такой ситуации ранней весной 1996 года Ельцин не только не был фаворитом предвыборной гонки, но считался в числе аутсайдеров. Первое место в прогнозах аналитиков отдавалось председателю КПРФ, лидеру думской фракции коммунистов Геннадию Зюганову. По оценкам политологов, противостоять ему тогда могли лишь лидер демократической оппозиции - "Яблока" - Григорий Явлинский и умело разыгрывавший карту русского национализма генерал Александр Лебедь.
    Переломными для политической ситуации стали март и апрель 1996 года. Сначала президент вывел из состава правительства зарекомендовавшего себя в массовом сознании ярым прозападным деятелем министра иностранных дел Андрея Козырева, место которого занял Евгений Примаков. Второй уступкой общественному мнению было освобождение от должности первого вице-премьера Анатолия Чубайса, с именем которого у избирателей связывалась имевшая криминальный характер приватизация. 31 марта президент Ельцин объявил план мирного урегулирования чеченской проблемы. Он предусматривал вывод федеральных сил за административные границы Чечни, амнистию участникам боевых действий, ведение переговоров, хотя и через посредников, с чеченским лидером Джохаром Дудаевым и ряд других шагов, направленных на прекращение кровопролития.
    В начале апреля в договорном порядке было провозглашено о политическом, экономическом и ином сближении России и Белоруссии вплоть до образования союзного государства, что довольно хорошо компенсировало ностальгию по временам СССР, которую переживала значительная часть российского общества, получила хорошую компенсацию: впервые после распада Советского Союза исполнительная власть проявила стремление к объединению с братским славянским государством.
    В то же время в результате длительных и сложных переговоров с западными кредиторами Россия получила займы, позволившие заглушить волну социальной напряженности. Начали гаситься долги по зарплате бюджетников, стали регулярно выплачиваться пенсии.
    Вскоре началась беспрецедентная по масштабам PR-ровская кампания Ельцина под лозунгом "Голосуй, или проиграешь!" На стороне действующего президента выступили лучшие силы шоу-бизнеса. По масштабам предвыборной кампании с президентом мог сравниться только лидер коммунистов Геннадий Зюганов. В канун выборов уже четко определилось, что основными конкурентами в борьбе за пост президента будут Ельцин и Зюганов. При этом в избирательных штабах обоих претендентов не скрывали намерения одержать победу в первом же туре выборов.
    Итоги голосования 16 июня 1996 года были вполне предсказуемы: Ельцин набрал 35,28 проц голосов (26.665.495), Зюганов отстал от него лишь на три с небольшим пункта, получив 32,03 процента (24.211.686). Неожиданным для многих стало третье место Александра Лебедя - 14,52 проц голосов (10.974.736), отводившее его электорату решающую роль во втором туре голосования. За ним следовали Григорий Явлинский (7,42 проц - 5.550.752), и Владимир Жириновский (5,70 процента - 4.311.479). Остальные кандидаты не набрали и одного процента голосов избирателей (Святослав Федоров - 0,92 проц/699.158; Михаил Горбачев - 0,51/386.069; Мартин Шаккум - 0,37/277.068; Юрий Власов - 0,20 проц/151.282; Владимир Брынцалов - 0,16 проц , или 123.065 голосов). 1,54 проц голосовавших (1.163.21) проголосовали против всех кандидатов.
    Второй тур выборов был назначен на 3 июля. Избирательный ресурс коммуниста Зюганова оценивался аналитиками как исчерпанный. Его электорат уже проявил высокую гражданскую активность, в основном придя на выборы. Все зависело от того, как проголосуют сторонники Лебедя. В то же время у Ельцина оставался еще значительный избирательный ресурс за счет молодежи, значительная часть которой проигнорировала первый тур голосования. Кроме того, были надежды на электорат того же Лебедя, Явлинского и Жириновского. Но для этого действующему президенту предстояло за две с половиной недели предпринять шаги, которые бы обеспечили ему поддержку именно этой части избирателей.
    В промежутке между первым и вторым турами выборов Ельцин идет на союз с Александром Лебедем, который был формализован путем назначения Лебедя секретарем Совета безопасности и помощником президента по национальной безопасности. Одновременно из правительства были выведены министр обороны Павел Грачев, чья деятельность в глазах большинства населения ассоциировалась с провалом военной операции в Чечне, и первый вице-премьер Олег Сосковец, чье имя в общественном мнении ассоциировалось с коррупцией. Из президентского окружения была изгнана такая одиозная фигура, как Александр Коржаков, формально отвечавший за охрану главы государства, но на деле вмешивающийся в принятие многих важнейших государственных решений и оказывающий влияние на этот процесс.
    Поляризация избирательных настроений достигла пика. Под огонь критики демократически настроенной общественности попал Григорий Явлинский - единственный некоммунистический лидер, воздержавшийся от призыва своим избирателям голосовать во втором туре за действующего президента. Политические прогнозы отдавали победу Ельцину лишь в том случае, если он наберет не менее 40 проц голосов в "красном поясе".
    В итоге, на выборах 3 июля Борис Ельцин одержал впечатляющую победу. За него проголосовали 53,82 проц избирателей (40.202.349). За Геннадия Зюганова отдали голоса 40,31 процента (30.104.589). В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных промышленных и культурных центрах преимущество действующего президента оказалось подавляющим. В регионах "красного пояса" он проиграл Зюганову, но недобрал до 40 проц 1-2 пункта лишь в Брянской, Воронежской, Курской, Ульяновской областях, а также в Алтайском крае. 4,82 проц голосовавших (3.603.760) голосовали против всех кандидатов.
    При повторном голосовании Ельцин победил в 57 субъектах Российской Федерации, а Зюганов - в 32. Максимальную поддержку Ельцину оказали Ингушская Республика (79,8 проц), Ямало-Ненецкий автономный округ (79,3 проц), город Москва (77,3 проц) и Свердловская область (76,9 проц). Зюганову - Орловская (63,3 проц), Тамбовская (62,8 проц) области, Чувашская Республика (62,6 проц) и Республика Адыгея (60,5 процента).

2. Некоторые выводы

    Если относиться к происшедшему не с позиции прожитых трех с половиной лет, а с учетом сложившегося в то время расклада политических сил, то сам собой напрашивается вывод: при всем уважении к другим некоммунистическим претендентам на должность президента никто из них не мог тогда противостоять угрозе левого реванша.
    Сегодня можно считать институт президентства в России уже до определенной степени устоявшимся. Выборы президента - очень сложный, многоуровневый и многоступенчатый процесс. Опыт президентских выборных кампаний говорит о том, что работа кандидата в президенты начинается с создания штаба, который организует работу по следующим основным направлениям: организационное, оперативное, функциональное, информационное и аналитическое. Эти названия носят чисто условный характер, так как любая деятельность штаба, любое проводимое им мероприятие включают в себя и оперативно-организационные, и информационно-аналитические, и функциональные аспекты. Важными направлениями в деятельности штаба являются информационная работа (разведка, контрразведка, спецоперации), а также обеспечение безопасности и международная деятельность. Особого внимания заслуживают вопросы финансирования президентской кампании, но это предмет особого рассмотрения.

3. Анализ политической ситуации

Политическая ситуация определяется очень большим числом факторов. Настоящая работа не ставит целью всеобъемлющее исследование политической обстановки в стране. В данном случае ее анализ ограничивается всего лишь перечислением основных сил, групп и центров влияния, с которыми предстоит работать избирательному штабу кандидата в президенты. Российское общество очень неоднородно, основные политические силы в нем действуют на различных уровнях и в разных сферах. Эти силы оказывают влияние на общую ситуацию в разных направлениях, порой диаметрально противоположных.
Политическая структура современной России характеризуется многомерностью и многополярностью. В постсоветский период в стране сформировалась значительно отличающаяся от прежней система, в которой основную роль играют следующие элементы:
- Федеральный центр, представленный президентом (Кремль), правительством (Белый дом) и законодательной властью, т. е. Федеральным Собранием РФ, прежде всего Государственной Думой (Охотный ряд). Совет Федерации, безусловно, играет очень важную роль, но его члены представляют прежде всего региональные элиты. Федеральный центр является главной и определяющей политической силой в современной России.
- Регионы - это, прежде всего, властные структуры, к которым относятся губернаторы, президенты, правительства и законодательные собрания 89 субъектов Федерации, которые, в свою очередь, значительно отличаются друг от друга по уровню экономического развития и политического веса. Помимо представителей властных структур, региональные элиты включают в себя руководителей экономики как в государственном, так и в частном секторах, представителей силовых ведомств, руководящие кадры научно-технических организаций, таких сфер, как образование, здравоохранение и культура.
- Экономика - государственный и частный секторы, прежде всего производство, а также вся инфраструктура как на общенациональном, так и на региональном уровнях. Здесь выделяются топливно-энергетический комплекс (ТЭК), сырьевые отрасли, в том числе лесное хозяйство, транспорт и связь, военно-промышленный комплекс, авиация и космонавтика, агропромышленный комплекс, рыболовство, пищевая и легкая промышленность, банки, торговля и т.д. В каждом из этих секторов сложились олигархические группы, фактически руководящие деятельностью естественных монополий, финансово-промышленных групп, банковских и торговых учреждений, включающие как представителей государства, так и частного бизнеса.
- Силовые структуры - Вооруженные Силы, правоохранительные органы, спецслужбы. Здесь можно выделить Сухопутные войска, Военно-морской флот, Военно-воздушные силы, Ракетные войска стратегического назначения, суды, прокуратуру, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу налоговой полиции, Федеральную службу охраны, ведомства, имеющие свои вооруженные формирования и охранные структуры. Тесно связаны с силовыми структурами оборонные секторы экономики и науки, составляющие в совокупности ВПК.
- Средства массовой информации - пишущая и электронная пресса (печать, радио, телевидение) и информационные агентства. СМИ оказывают непосредственное воздействие на массовое сознание, формируют соответствующие установки и стереотипы, позволяют в значительной степени определять и контролировать духовную жизнь общества и политическое поведение избирателей.
- Духовная жизнь общества - это прежде всего сфера идеологии, науки, культуры и искусства. Идеологический компонент так или иначе присутствует в жизни и деятельности любого человека, будь то простой гражданин или политический деятель, любой политической партии, любого государства и организации, какими бы деидеологизированными они себя ни объявляли. Декларирование отсутствия идеологии - тоже своего рода идеологию. С этой точки зрения, в любой науке, произведении литературы и искусства, в любом продукте творческой деятельности, в любом человеческом поступке имеется идеологический аспект. Любая деятельность, не говоря уж о политической, нуждается в четко структурированной, хорошо разработанной идеологии. При этом не надо придавать термину идеология негативный оттенок.
Программа президентской кампании должна включать работу со всеми политическими силами, группами и центрами влияния, со всеми группами населения, во всех сферах общественной жизни. В ней должны быть определены основные направления работы с каждой группой влияния по принципу input-output.

4. Структура российского электората

    В декабре 1999 года правом избирательного голоса обладали 107 млн 289 тыс граждан России - около 73 проц населения страны.
    Избирательниц в России на 9 млн больше, чем избирателей-мужчин. (Очень важное обстоятельство!) Российский женский электорат по возрасту старше мужского в среднем на 10-12 лет. Избирательниц-пенсионерок (около 20 млн) в два с лишним раза больше, чем мужчин-пенсионеров.
    За рубежом постоянно находятся около 850 тыс россиян, многие из которых будут принимать участие в выборах.
    Среди избирателей около 5,5 млн военнослужащих и членов их семей.
    Иэбирательным правом смогут воспользоваться 220 тыс человек, содержащихся в следственных изоляторах.
    В Российской Федерации проживают 145,7 млн человек (в городах - 107,2 млн, в сельской местности - 38,5 млн человек). Население России составляют свыше 68 млн мужчин и около 78 млн женщин. Молодежь составляет около 40 проц трудоспособного населения.
    Такая структура диктует основные направления работы с разными группами избирателей: женщинами, молодежью, ветеранами и пенсионерами, служащими, военными, работниками ВПК, учителями, врачами, творческой интеллигенцией, деятелями науки и культуры и другими.
    С каждой из этих групп работа должна вестись дифференцированно, с учетом их роли, поведенческих характеристик, политических предпочтений, морально-ценностной ориентации и господствующих в групповом массовом сознании стереотипов.
    Например, кандидату в президенты для обеспечения победы достаточно завоевать симпатии только женской части электората. Женщины в своем поведении в значительной степени руководствуются чувствами, эмоциями.
В качестве примера можно привести показательный случай: в Италии несколько лет назад среди женщин, работающих в области журналистики, проводился конкурс на самого привлекательного мужчину. Как ни странно на первый взгляд, из множества мужчин (интеллектуалов, атлетов, культуристов, красавцев, киногероев и прочих) наибольшие симпатии завоевал худощавый блондин, сообразительный, но средних умственных способностей, с развитыми, но не сверхнакачанными мышцами, ростом всего 170 сантиметров.
Или еще один пример: на выборах "Дума-99" в одномандатном Истринском округе Московской области, где была очень сложная ситуация, победу одержал Мартин Шаккум, опередивший очень сильных конкурентов. Аналитики считают, что симпатии избирателей ему обеспечила не реклама на телевидении (он даже не использовал полностью отведенного ему эфирного времени), а тот факт, что он провел большое число встреч непосредственно с избирателями (в общей сложности Шаккум непосредственно встретился примерно с 25 тысячами избирателей), что и принесло ему успех.

5. Политические предпочтения российских избирателей

Российский электорат отличается своей неустойчивостью и непредсказуемостью. Большое влияние на него оказывают чисто случайные факторы. Большинство избирателей делает свой выбор спонтанно, под воздействием эмоциональных мотивов и сиюминутных соображений.
Результаты состоявшихся 19 декабря 1999 года выборов в Государственную Думу третьего созыва позволяют построить модель электорального поведения и распределения политических предпочтений российских избирателей на сегодняшний день. Итак, в выборах приняли участие 66.840.603 избирателя, что составляет 61,85 проц включенных в списки избирателей. В Государственную Думу избраны 441 депутат: 225 по федеральному избирательному округу и 216 по одномандатным избирательным округам.
Всего в выборах имели право принять участие 139 политических групп, официально зарегистрированных Центризбиркомом. К установленному сроку представили документы на участие в выборах в "Думу-99" 35 групп. В окончательном списке для голосования остались 26 избирательных блоков и объединений, так как 9 партий и движений были "сняты с дистанции" за различные нарушения избирательного законодательства, хотя в некоторых случаях это явилось следствием недостатков Закона о выборах.
В одномандатных округах баллотировались 2318 кандидатов, в том числе и выдвинутые избирательными объединениями и блоками.
Голоса избирателей на выборах по федеральному списку распределились следующим образом:

No    Наименование избирательного объединения (блока)    Голосов    %%
1     "Консервативное движение России" (Л.Г.Убожко, В.А.Буренин, А.Н.Тишков)    75082     0,13
2     "Российский общенародный союз" (С.Н.Бабурин, Н.С.Леонов, Н.А.Павлов)    211482     0,37
3     "Женщины России" (А.В.Федулова, Г.Н.Карелова, Н.Г.Веселова)    1164428     2,04
4     "Сталинский блок - за СССР" (В.И.Анпилов, С.Н.Терехов, Е.Я.Джугашвили)     346259     0,61
5     "Объединение "Яблоко" (Г.А.Явлинский, С.В.Степашин, В.П.Лукин)     3470197     6,09
6     "Коммунисты, трудящиеся России - за Советский Союз" (В.А.Тюлькин, А.В.Крючков, В.И.Асеев)    1263869     2,22
7     "Мир. Труд. Май" (А.Л.Бурков, В.Г.Трушников, А.И.Татаркин)    324010     0,57
8     "Блок генерала Андрея Николаева, академика Святослава Федорова" (А.И.Николаев, С.Н.Федоров, Т.Г.Малютина)    322782     0,57
9     "Всероссийское общественно-политическое движение "Духовное наследие" (А.И.Подберезкин, П.Л.Проскурин, В.П.Воротников)     58345     0,10
10     "Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева" (Ю.Ю.Болдырев, Д.О.Рогозин, В.К.Глухих)     352862     0,62
11     "Партия Мира и Единства" (С.З.Умалатова, В.Ф.Степанов, Н.Т.Антошкин)     210960     0,37
12     "Российская партия защиты женщин" (Т.Н.Рощина, Ж.М.Махова, И.В.Кременец)    459246     0,81
13     "Межрегиональное движение "Единство" ("Медведь")" (С.К.Шойгу, А.А.Карелин, А.И.Гуров)     13206502     23,17
14     "Социал-демократы" (В.Н.Беляев, Т.Ф.Цыба, В.Г.Попов)    45914     0,08
15     "Общероссийское политическое движение "В поддержку армии" (В.И.Илюхин, А.М.Макашов, Ю.П.Савельев)     336604     0,59
16     "Блок Жириновского" (В.В.Жириновский, О.А.Финько, Е.Ю.Соломатин)    3430619     6,02
17     "За гражданское достоинство" (Э.А.Панфилова, А.Н.Дондуков, А.А.Шкирко)    351325     0,62
18     "Отечество - Вся Россия" (Е.М.Примаков, Ю.М.Лужков, В.А.Яковлев)    7501803     13,16
19     "Коммунистическая партия Российской Федерации" (Г.А.Зюганов, Г.Н.Селезнев, В.А.Стародубцев)    13768489     24,16
20     "Русское Дело" (О.А.Иванов, Ю.Н.Петров, М.В.Сидоров)    98745     0,17
21     "Всероссийская политическая партия народа" (А.И.Аксентьев-Кикалишвили, Т.Л.Буре, В.Я.Шаинский)    60986     0,11
22     "Союз Правых Сил" (С.В.Кириенко, Б.Е.Немцов, И.М.Хакамада)     4929721     8,65
23     "ВОПД "Наш дом - Россия" (В.С.Черномырдин, В.А.Рыжков, Д.Ф.Аяцков)    682051     1,20
24     "Социалистическая партия России" (И.П.Рыбкин, Л.С.Майоров, А.Д.Белишко)    53953     0,09
25     "Партия пенсионеров" (Я.П.Рябов, А.П.Конташев, Р.В.Маркова)    1131107     1,98
26     "Русская социалистическая партия" (В.А.Брынцалов, И.Ю.Брынцалова, Ю.Г.Брынцалов)    135710     0,24
    Число голосов избирателей, поданных против всех федеральных списков кандидатов     1904674     3,34

Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер. Депутатские мандаты среди них распределились следующим образом: объединение "Коммунистическая партия Российской Федерации" - 67; блок "Межрегиональное движение "Единство" ("Медведь") - 64; блок "Отечество-Вся Россия" - 37; блок "Союз правых сил" - 24; "Блок Жириновского" - 17; "Объединение "Яблоко" - 16.

6. Система морально-ценностной ориентации россиян

Как уже отмечалось выше, российский электорат довольно неустойчив в своих политических взглядах, симпатиях и антипатиях, отношении к отдельным личностям. К нему вполне применимо известное положение бихевиоризма о том, что "человек говорит одно, думает другое, а делает третье".
Тем не менее, знание, понимание и учет исповедуемых сегодня россиянами ценностей имеет важнейшее значение в работе с избирателями. В декабре 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР, являющийся единственным в России членом международной Ассоциации Gullap International, провел исследование, посвященное самым главным ценностям в жизни россиян. Исследование было проведено по всероссийской репрезентативной выборке (2500 опрошенных в 41 субъекте Федерации, 203 точки опроса). В ходе исследования гражданам был задан вопрос, насколько важными для респондентов являются такие ценности, как работа, друзья, семья, религия. Самую большую ценность для россиян сегодня имеет семья. О том, что семья является очень важной в их жизни, сказали 75 проц опрошенных. Еще 19,5 проц респондентов сообщили, что семья довольно важна для них. Не важной семья является для 3,6 проц респондентов, и совсем не важной - для 0,6 процента. Затруднились с ответом 1,3 проц участников опроса.
Достаточно высокий показатель ценности имеет для россиян работа: очень важной ее считают 57,7 проц респондентов, довольно важной - 25,5 процента. Не важна работа для 10 проц опрошенных, и совсем не важна - для 5,4 процента. Затруднились ответить 1,3 проц участников опроса.
Друзья, знакомые являются очень важной очень важной жизненной ценностью для 27,3 проц респондентов. Довольно важными в своей жизни считают друзей 53,4 проц опрошенных. Не важны друзья и знакомые для 16,3 проц россиян, и совсем не важны - для 2,6 процента. Затруднились с ответом 0,5 проц граждан.
Религия является очень важной составляющей жизни 11,6 проц респондентов, и еще 31,3 проц опрошенных находят ее довольно важной. Не важна религия для 33,7 проц россиян, и совсем не важна - для 19,6 процента. Затруднились с ответом 3,7 проц респондентов.
Политика является очень важной для 7,8 проц россиян, и еще для 29,7 проц респондентов она имеет довольно важное значение. Не важна политика для 40 проц опрошенных, и совсем не важна - для 20,7 проц респондентов. Затруднились с ответом 1,8 проц опрошенных.
Таким образом, иерархия ценностей такова: наибольшую ценность для россиян имеет семья. Затем следуют работа, друзья, свободное время, религия. Ценность политики для россиян достаточно низка. В целом, шкала ценностей россиян в декабре 1999 года приближается к западной модели и показывает превосходство индивидуальных ценностей личности над общественными.
Об определенной аполитичности российского общества свидетельствует, например, тот факт, что в годы советской власти упорно вытесняемый на второй план, как праздник, Новый год все равно традиционно ценился советскими гражданами выше политических праздников.
В ноябре 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальное исследование о любимых праздниках россиян. Исследование было проведено по всероссийской репрезентативной выборке (2000 опрошенных в 41 субъекте Федерации, 207 точек опроса).
Результаты исследования продемонстрировали, что самым радостным праздником для россиян является Новый год - так считают 54,1 проц опрошенных. День рождения является самым радостным днем для 16 проц респондентов. Рождество, Пасху и другие религиозные праздники считают самыми радостными 13,4 проц опрошенных. ( 1 мая - самый радостный праздник для 4,5 проц опрошенных, а Международный женский день 8 марта - для 3,3 процента). Гораздо менее радостными являются для россиян государственные праздники. 7 ноября радостно празднуют 0,7 проц опрошенных граждан, а День независимости России - 0,2 процента. 0,3 проц респондентов считают самыми радостными какие-то другие праздники. Для 3 проц опрошенных абсолютно все равно, какой на дворе праздник, главное - что это выходной день. Столько же процентов опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос.
Не меньшее значение в работе с избирателями имеет знание, понимание и учет их ожиданий и чаяний.
В декабре 1999 года исследовательский центр РОМИР провел очередное ежегодное исследование "Конец года". Такой опрос регулярно проводится всеми членами международный Ассоциации Gullap International более, чем в 50 странах мира. В России исследование проводил независимый исследовательский центр РОМИР по всероссийской репрезентативной выборке (2000 опрошенных в 41 субъекте Федерации, 207 точек опроса).
По данным опроса, более четверти опрошенных россиян (26,9 проц) полагают, что наступающий 2000-й год будет лучше предыдущего. Таким же, как 1999-й, ожидают предстоящий год 38,9 проц респондентов. Предполагают, что новый год окажется хуже предыдущего, 21,8 проц опрошенных. Затруднились с ответом на вопрос 12,4 проц респондентов.
С точки зрения экономики, более процветающим видят 2000-й год 17,2 проц опрошенных россиян. Все останется неизменным - таково мнение 43,7 проц опрошенных. Более трудным в экономическом плане видят 2000-й год 27,8 проц респондентов. Затруднились с ответом 11,4 проц опрошенных.
Сильного увеличения в последующие 12 месяцев числа безработных в России ожидают 12,3 проц опрошенных. Незначительное увеличение числа безработных в наступившем году предполагают 25,1 проц респондентов. То, что число безработных останется прежним, ожидают 37,3 проц опрошенных. Незначительное уменьшение числа лиц, не имеющих работу, предвидят 11,5 проц респондентов, а сильное уменьшение - лишь 1,2 процента. Затруднились с ответом на этот вопрос 12,6 проц опрошенных.
В настоящее время, как показал опрос, на оплачиваемой работе полный рабочий день работают около половины россиян - 50,9 процента. Неполный рабочий день трудятся лишь 3,3 проц опрошенных. Не имеют работы 45,7 проц опрошенных граждан. При этом, из работающих граждан 44,6 проц считают, что их работа надежна, 51 проц полагают, что есть возможность ее потерять. Затруднились с ответом 4,4 проц опрошенных. В случае потери работы достаточно быстро рассчитывают найти новую 21,6 проц респондентов. По мнению 66,2 проц опрошенных граждан, поиски новой работы могут продлиться .
достаточно долго. Не будут вообще искать новую работу в этом случае 3,2 процента. Затруднились с ответом 9 проц участников опроса.
Увеличения числа забастовок и трудовых конфликтов в России считают возможным 21,6 проц респондентов. По мнению 42,7 проц опрошенных граждан, ситуация не изменится. Уменьшится число забастовок и трудовых конфликтов по мнению 14,6 процента. Затруднились с ответом 21,3 проц опрошенных.
То, что 2000-й год будет мирным и относительно свободным от международных конфликтов, полагают лишь 9 проц опрошенных россиян. Не предвидят никаких изменений 37,8 проц опрошенных. Более тревожным, с обилием разногласий в международных отношениях, видят 2000-й год 39,3 проц опрошенных жителей нашей страны. Затруднились с ответом на вопрос 13,9 проц респондентов.
Политическая история свидетельствует: только тот становится подлинным лидером нации, кто в наибольшей степени соответствует требованиям времени, отвечает интересам, ожиданиям и чаяниям народа.
Представления российских избирателей о нравственных качествах кандидата в президенты страны характеризуют результаты исследования, проведенного независимым исследовательским центром РОМИР в январе 2000 года. Опрос был проведен по всероссийской репрезентативной выборке (2000 опрошенных в 41 субъекте Российской Федерации, 207 точек опроса). В ходе исследования россиянам был задан вопрос, к каким недостаткам президента они могли бы отнестись терпимо. В результате выяснилось, что наиболее терпимо российские граждане относятся к неприятной внешности кандидата в президенты. С ней готовы мириться 40,2 проц участников опроса. К замкнутости терпимо относятся 12,2 проц граждан. Со старостью кандидата в президенты могут мириться 11,4 проц опрошенных, а с болезнью - 9,4 процента. К эгоизму кандидата готовы отнестись терпимо 3,7 проц респондентов, к нерешительности - только 2,6 проц, а к неумению собрать команду - 1,7 проц респондентов. Столько же опрошенных терпимы к пассивности. С некомпетентностью готовы мириться 1,3 граждан, а с непорядочностью - только 1 процент респондентов. Затруднились с ответом на вопрос 22,4 проц опрошенных.
Таким образом, наиболее терпимы россияне к внешним недостаткам кандидата - неприятной внешности и отсутствию обаяния. Обращает на себя внимание существенный разрыв между этими качествами и всеми остальными недостатками кандидата, уровень терпимости к которым существенно ниже. Наиболее нетерпимо российское общественное мнение относится к непорядочности.




7. Идеологические основы президентства

Выход России из кризиса возможен только при условии сплочения нации вокруг лидера, олицетворяющего собой четко выраженную принимаемую и разделяемую большинством народа национальную идею. Верховная власть в России нуждается в четко сформулированной и соответствующим образом структурированной идеологии, представляющей собой как бы систему координат для действий этой власти, со своими точками отсчета. Построение концепции идеологии должно начинаться с постулирования аксиоматической базы. Такой базой может и должна быть национальная идея.
В последнее время в России много говорят о так называемой "национальной идее". Утверждают, что ее нет, что ее надо вырабатывать. Известно, что в свое время президент Ельцин дал поручение по выработке таковой.
До 1917 года национальная идея в России формулировалась в трех словах: "Самодержавие, православие, народность". При Советской власти идеологическая работа была одним из главных направлений деятельности правящей КПСС. Идеологические основы были детально разработаны и систематизированы. Марксизм-ленинизм представлял собой достаточно стройную систему, включающую три составные части: философию, политэкономию и научный коммунизм (социально-политическую теорию).
Идеология присутствовала во всех проявлениях общественной жизни. Идеологическая работа велась со всеми категориями населения страны, начиная с детского сада. Она проводилась среди октябрят и в рядах Всесоюзной пионерской организации имени Ленина. Много внимания уделялось иделогической работе в комсомоле. Система партийной учебы включала в себя низшее звено, охватывающее все население вплоть до домохозяек и пенсионеров, среднее звено в виде так называемых школ молодого коммуниста и университетов марксизма-ленинизма и высшее звено для партийных кадров в виде высших партийных школ и Академии общественных наук при ЦК КПСС. В этой сфере работали тысячи получавших постоянную зарплату людей, выпускались газеты, журналы, тысячи наименований книг и брошюр. Все науки, особенно общественные, культура, искусство, все сферы жизни советского общества были буквально пронизаны идеологией.
Вместе с тем, в глубинных слоях массового сознания эта идеология так и не смогла закрепиться. Коммунистические идеологи допустили принципиальную ошибку, пытаясь всюду насадить сверху искусственно выработанную идеологию в виде идей пролетарского интернационализма, классового подхода абсолютно ко всему, мирового революционного процесса, социалистического соревнования, примата общественного, коллективного над индивидуальным и тому подобных построений. В народе эти чуждые идеи так и не прижились, не пустили корни. Свидетельством чему стал тот факт, что система, возводимая в течение десятилетий, тщательно лелеемая, насаждаемая страхом и насилием, кровью и террором, подкупом и привилегиями для номенклатуры, в августе 1991 года рухнула в считанные дни, подобно колоссу на глиняных ногах, несмотря на то, что КПСС в то время насчитывала в своих рядах рекордное количество членов - 19 миллионов человек.
Не имел успеха и экспорт этой идеологии: попытки внедрить ее предпринимались в десятках стран мира, особенно в развивающихся странах. К чему это привело, прекрасно видно на примере современных Сомали, Эфиопии, Никарагуа, Йемена, Бенина, Мали, Ганы и многих-многих других стран.
Сама по себе марксистско-ленинская идеология была не так уж плоха - если отбросить демагогию, в ней содержалось немало научно разработанных концепций, провозглашались благородные цели, принципы социальной справедливости, она оказывала определенное позитивное влияние на общественную жизнь, но не могла иметь успеха, так как была создана искусственно и не учитывала подлинных запросов общества и времени.
Принципиальной ошибкой коммунистических идеологов были попытки заставить всех думать одинаково, внедрить в массовое сознание ложные стереотипы и установки. Никак не могла, например, работать установка, что сначала должна победить мировая революция, или быть построен социализм (коммунизм), а уж потом наступит хорошая жизнь для людей, которые должны, жертвуя всем, бороться за достижение этих благородных целей. Неправильным было провозглашать верховенство общественного, коллективного над индивидуальным.
Идеологизированный подход к экономике обрек нашу страну на неуклонное отставание от развитых государств. Почти семь десятилетий Россия шла "по тупиковому маршруту движения, который проходил в стороне от столбовой дороги цивилизации".
Гораздо больший успех в истории человечества имели и имеют идеологические системы основанные на традиционных религиозных доктринах (христианства, ислама, буддизма, иудаизма, конфуцианства и т.п.).
По нашему мнению, президент не должен идентифицировать себя с каким-либо определенным политическим течением, движением или партией и, соответственно, с их специфической идеологией. Эти движения, партии, организации могут поддерживать президента, но ему самому следует дистанцироваться от них, в том числе и от движения "Единство". Он должен быть президентом всех россиян, конституционным гарантом, верховным арбитром.
Президентская власть в современной России не должна пытаться конструировать какую-то особую, отличную от всех идеологию, создавать какое-то искусственное мировоззрение и насаждать его сверху. Люди не могут и не должны думать одинаково - мы все очень разные.
Основные элементы национальной идеи витают в воздухе, они не раз звучали в выступлениях философов, писателей, публицистов, политиков и в опросах общественного мнения. Изложение основопологающих принципов национальной идеи содержится и в опубликованной в канун Нового года в Интернете статье исполняющего обязанности президента России Владимира Путина "Россия на рубеже тысячелетий". Остается только подвести итог всему, что говорилось и писалось о национальной идее, и попытаться систематизировать этот материал.
Сущность российской национальной идеи в концентрированном виде можно сформулировать в трех словах народность, державность, патриотизм. Это вовсе не значит, что таких слов и понятий только три. При желании можно сформулировать эту сущность и в десяти, и в тринадцати, и в семнадцати или больше положений, тезисов, заповедей или заветов. По аналогии вспоминаются такие "игры в числа", как декалог, или десять заповедей, данных Господом Богом Моисею (Ветхий Завет, книги Исход и Второзаконие), "восьмеричный путь" совершенствования в дзэн-буддизме, "двенадцать шагов" программы Общества анонимных алкоголиков, десять принципов Морального кодекса строителя коммунизма (Программа КПСС), "Два хорошо и три плохо" Мао Дзэдуна или "Шаг вперед, два шага назад" Ленина.
Суть не в количестве принципов, а в том, чтобы основные элементы национальной идеи, а, следовательно, и президентской власти должны быть выражены максимально четко, понятно и кратко. Их должен понимать каждый, они действительно диктуются логикой общественного развития на современном этапе.
Народность, державность, патриотизм не должны означать какой-то официальной государственной идеологии, насаждаемой сверху силой. Их следует понимать лишь как цели, ценности развития, желательные и привлекательные для подавляющего большинства российского общества.
Народность - этот принцип подразумевает, что основой любого общества, государства является народ. В демократическом обществе народ выбирает власть и наделяет ее соответствующими полномочиями. Понятие народности должно присутствовать во всех проявлениях, во всех действиях власти. Не народ существует для власти, а власть - для народа. Власть должна действовать в интересах народа. Главная задача власти - обеспечить благоприятные условия - материальные и духовные - для развития и благополучия каждого гражданина, для наиболее полной реализации его потенциала, обеспечить высокое качество жизни всего общества. Если представители власти не справляются со своими обязанностями или выполняют их неудовлетворительно, если жизнь людей не становится лучше, народ вправе заменить их другими. В этом и заключается высший смысл демократии, которая, впрочем, тоже не лишена недостатков.
Демократизация - магистральная тенденция развития современного общества. Процесс демократизации необратим, но имеет свою специфику в каждой стране, для каждого народа, в зависимости от особенностей исторического развития и национального менталитета. Примат народа вовсе не означает верховенства серой безликой массы. Крайне ошибочно трактовать демократию как охлократию, власть толпы. В этом контексте имеется в виду, выражаясь словами Владимира Путина, лидерство человека: "Именно человек, высокий уровень его образования, профессиональной подготовки, деловой и общественной активности становится главной движущей силой развития, движения вперед".
Державность - под этим принципом имеется в виду, что эффективное функционирование демократической системы нуждается в сильном государстве, которое играет организующую роль во всех сферах жизни общества, именно организующую и регулирующую, а не только управленческую или полицейскую роль. Доминантой последних лет в общественной жизни России является борьба с этатизмом, с ролью государства и его институтов. Это - вредная тенденция. Государство должно быть сильным внутри и успешно противостоять угрозам национальной безопасности в лице сепаратизма, преступности, коррупции, наркотизации, экономического хаоса, этнической и религиозной розни и других опасностей. В то же время оно должно гарантировать права и свободы граждан. Государство должно быть гарантом порядка и инициатором прогрессивных перемен в общественной жизни.
В упоминавшейся уже статье Владимира Путина термин державность употребляется в сочетании с термином государственничество, которые понимаются в том смысле, что государство должно способствовать "созданию условий, благоприятствующих становлению в стране полнокровного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть". Государство в данном случае понимается как "эффективный координатор экономических и социальных сил страны, выстраивающий баланс их интересов, определяющий оптимальные цели и параметры общественного развития, создающий условия и механизмы их достижения". Иными словами, на государство возлагается задача соблюдения баланса экологической, экономической и демографической сфер. В этом контексте государство играет важную роль в строительстве конкурентоспособной, процветающей экономики. Не может быть великим государство, если народ его живет бедно, поэтому одной из основных задач государства является борьба с бедностью. Опережающие темпы развития науки, образования, культуры - обязательные атрибуты передового государства. Только на основе новейших технологий можно обеспечить государству и нации достойное место в мировом сообществе, решение проблем безработицы, социального обеспечения, здравоохранения, образования и экологии.
Идеология не может ограничиваться только идеологемами локального обустройства, она должна выходить за рамки чисто национального бытия. Российское государство должно быть сильным не только внутри, но и на мировой арене. Не надо возвращать России якобы утраченного ею величия - оно никуда не девалось. Россия была, есть и будет оставаться великой державой. Сильные вооруженные силы, армия, авиация и флот, развитая правоохранительная система необходимы для существования российского государства, защиты прав личности, достоинства отдельного гражданина и его семьи.
В современном мире мощь страны проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером мирового развития, в применении современных технологий, обеспечении высокого уровня жизни народа. Российское государство должно эффективно обеспечивать национальную безопасность, геополитические интересы страны, последовательную интеграцию экономики России в мировые хозяйственные структуры, противодействовать дискриминации России в политической сфере, а также на мировых рынках товаров, услуг и инвестиций, защищать интересы русских за рубежом.
Патриотизм - это любовь к Родине, гордость за свое Отечество, стремление сделать свою страну, свой народ сильнее, богаче, счастливее. В то же время, эти чувства должны быть свободны от великодержавного шовинизма и имперских амбиций. Патриотизм следует понимать как интегральную часть духовности, органически сочетающей универсальные общечеловеческие ценности с достижениями национальной истории и культуры. Патриотизм должен составлять основу социальной солидарности и гражданского согласия в российском обществе. В то же время патриотизм не имеет ничего общего с радикализмом и экстремизмом, а духовность предусматривает преобладание нравственных ценностей, когда порядочность и честность являются не одним из вариантов поведения, а принципами, которые требуют неукоснительного соблюдения всеми гражданами во всех сферах жизни.
Следует обязательно учитывать тот факт, что российское общество является полиэтническим и поликонфессиональным. Всякое разжигание этнической и конфессиональной розни будет губительным для российской государственности.
Духовность и патриотизм становятся доминантами общественного сознания только в обществе с высокой духовной и политической культурой, с высокоразвитой экономикой, обеспечивающей благополучие народа и подобающее место страны на мировой арене.



Док. 427768
Перв. публик.: 22.01.00
Последн. ред.: 22.02.08
Число обращений: 174

  • Терновский Ярослав Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``