В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выдержки из выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании по развитию детского и массового спорта. Назад
Выдержки из выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании по развитию детского и массового спорта.

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

У нас с вами сегодня важное очень совещание, посвящено оно развитию массовой физической культуры и спорта в нашей стране.

Вы знаете, в каком состоянии сейчас этот вопрос. С одной стороны, мы не можем не отметить, что есть определенное движение вперед, вводится большее количество объектов, часть из них просто высокого уровня. И в школах стали уделять этому вопросу значительно большее внимание.

Но, с другой стороны, ситуация далеко не самая лучшая, и резервы для роста просто огромны, несмотря на общее количество людей, которые занимаются спортом, посещают бассейны, посещают спортивные площадки, просто тренируются. Тем не менее количество школьников, которые занимаются регулярно физической культурой (давайте вдумаемся, это такие свежие данные), - это 20%. Остальные 80% что делают? В лучшем случае просто гуляют на улице, болтаются там без дела или дома сидят в пыли. Мы понимаем, какое это состояние здоровья на будущие годы вперед им. Это общее соотношение - 1 к 4.

За последнее время был принят и ряд серьезных программ, и ФЦП развития физической культуры и спорта на период с шестого по пятнадцатый годы. Потенциалы регионов серьезно используются. Вот мы в Татарстане здесь много этому вопросу внимания уделяем сейчас. Тем не менее в России всего 226 000 спортивных сооружений, по тем данным, которые у меня. Вячеслав Александрович потом выступит. Может быть, у него есть новые данные.

В прошлом году было введено в строй новых спортивных сооружений по стране 1000 штук. Но тоже - хорошо или плохо? Мало. Если так разобраться, на такую страну, имея в виду общее количество спортивных сооружений, это даже не 1%. То есть обновление спортивных фондов происходит крайне медленно, несмотря на то что мы этому стали уделять внимание, стали вкладывать деньги сюда. Не все объекты сдаются, и в намеченные сроки таких примеров достаточно много. Об этом поговорим после того доклада, который будет сделан.

Во всяком случае те поручения, которые существуют, должны исполняться вовремя, особенно в той ситуации, когда обеспечено финансирование и Федерацией, и регионами и есть все возможности для исполнения.

Отдельная тема очень непростая - это физическое воспитание в образовательных учреждениях, и мы с вами понимаем, что, несмотря на то что практически в каждой школе есть для этого какие-то условия, тем не менее общая модель такая: здоровье детей в школе - это обязанность двух человек, преподавателя физкультуры и медсестры. А разве это правильно?

Вообще-то ответственность за этот вопрос лежит на школах в целом как образовательных учреждениях, стало быть - на всем педагогическом коллективе. Поэтому, по-хорошему, состояние здоровья наших детей должно быть показателем работы школы в целом, наряду с теми показателями, которые у нас есть по линии образования и воспитания, и понятно, что школа должна обеспечивать возможность для занятия физической культурой не только в те часы, которые для этого отведены, не только на уроках, но и после уроков.

Конечно, это в значительной мере зависит от того, какая микросреда вокруг, если многое для этого делается, если вводятся какие-то дополнительные, новые объекты, даже такие достаточно простые, как коробки, площадки спортивные, хотя они сегодня тоже представляют собой, по сути, элемент высоких технологий, когда самые разные используются способы покрытия, используются различные спортивные тренажеры, которые вместе в одном комплексе поставляются, монтируются.

Тем не менее от этого тоже очень много зависит. Внешкольная работа, она, конечно, должна вестись и по направлению занятий спортом, а не только мы должны заниматься тем, что создаем какие-то новые факультативы, кружки. И это тоже обязанность школы, чтобы внешкольная работа была сориентирована не только на повышение образовательного уровня - это очень важно, это задача школы, - но и на физической культуре была сориентирована. Мы понимаем, что очень многое зависит от того, в каком состоянии находится сама физическая культура и что в школах есть, так сказать, какая начинка спортивная присутствует. Одно дело, когда это уже современные залы, другое дело, когда все остается в прежнем состоянии - так, как было 20-30 лет назад, когда из спортивного инвентаря есть только мячи, перекладина, ну, может быть, брусья.

Собственно, все. Мы понимаем, что это ну просто никакая среда, очень серьезно.

Отдельная тема, на которой тоже, я считаю, мы могли бы сконцентрироваться, - это система общероссийских школьных соревнований спортивных. Сейчас определенные шаги в этом направлении сделаны, причем я имею в виду и систему внутренних, внутрироссийских соревнований и международных, но было бы хорошо, чтобы мы вернулись именно, по сути, к той системе, которая была развита и в советские времена. Естественно - улучшить ее, потому что все-таки система соревнований тогда действовала очень неплохо.

Темы, без которых не будет развития массовой физической культуры и спорта в нашей стране, это сами педагоги, тренеры, учителя, ну и, соответственно, просто их привлечение к этой работе и стимулирование. Потому что за те деньги, которые, как правило, получают учитель в школе и тренер, который уже, по сути, у нас в подвижника превратился, потому что работает зачастую забесплатно, ничего происходить не будет. И в этом плане, я считаю, что большие резервы есть в наших регионах, потому что отладить систему материального стимулирования учителей, педагогов, тренеров - это, в общем, наверное, та задача, с которой регионы могли бы вместе с Федерацией справиться, тем более что примеров этому много.
Вот мы ехали, разговаривали как раз с коллегами. В ряде государств тренеры, которые работают в школах и в университетах, заключают пожизненный контракт, то есть государство настолько ценит их работу и понимает, что они накладывают основную базу для дальнейшего развития человека, для его физического состояния, его навыков спортивных, что заключает с ними полноценный договор, по сути, рассчитанный на всю жизнь. Вот к чему нужно стремиться.

По-хорошему, еще одна тема, на которой мы не можем не остановиться, она для нас сейчас очень актуальна - это подготовка к зимним Олимпийским играм в Сочи. Это спорт высшего достоинства, это понятно. Но понятно и то, что под этим флагом мы обязаны проводить большую просветительскую, практическую работу по развитию массового спорта, потому что есть очевидная вещь - одно подтягивает другое, и в этом смысле в Казани хороший пример того, как это делается. Здесь сложились прекрасные традиции проведения массовых спортивных мероприятий. И все это дает нам в том числе право рассчитывать на успех в заявочной кампании по проведению в Казани Всемирной летней универсиады 2013 года. Татарстан в этом смысле обладает всей полнотой ресурсов, возможностей для организации столь масштабного форума, активно работающего на этом направлении. И если этот форум состоится, то он принесет огромную пользу развитию российской молодежи, российского спорта, потому что он просто подтолкнет к массовым занятиям, к формированию потребностей в здоровом образе жизни. И вообще, это была бы очень хорошая цепочка, это подтвердило бы, что мы восстанавливаемся как ведущая спортивная держава. Еще универсиада дала бы очень многое развитию в нашей стране спорта. Все для начала, что мне хотелось сказать.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Значит, какой я бы хотел сделать короткий общий вывод от того совещания, которое только что состоялось? Период такого разброда, период, когда физкультуру в школах преподавали по телевизору, как Минтимер Шарипович рассказал нам, он закончился в нашей стране.

Ситуация другая, но систему массовой физической культуры мы все-таки еще не возродили, причем сложность возрождения этой системы связана с тем, что мы должны не воссоздать советскую систему - при всем нашем уважении и тех огромных достижениях, которые эта система имела, - а все-таки создать ее на качественно ином уровне. Понятно, что для этого у нас сейчас есть и организационные возможности, все необходимое, несмотря на то что министерства между собой переругиваются, но будем надеяться, что это бои местного значения. Есть и соответствующие материальные ресурсы. Их, наверное, не так много, как нам бы хотелось, но их существенно больше, чем 10-12 лет назад. Просто неизмеримо больше, и если мы эти факторы соединим, то мы создадим такую систему массовой физкультуры и спорта, которая была бы достойна нашей спортивной страны. Спасибо вам за участие в совещании. Всего вам самого доброго.

21 февраля 2008 года
Казань
www.rost.ru



Док. 427753
Опублик.: 22.02.08
Число обращений: 1634

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``