В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Заочный диалог с Ходорковским Назад
Заочный диалог с Ходорковским
Михаил Ходорковский ударился в философию. Ничего удивительного в этом нет. По собственному опыту знаю, что пребывание в местах лишения свободы настраивает всякого думающего человека на философский лад.
Эти размышления становятся тем более плодотворными, что, общаясь с з/к, можно узнать много интересного о ментальности россиян.
Этой теме - особенностям российского менталитета - и была, в основном, посвящена последняя публикация Ходорковского в "Новой газете". Главный вывод, который делает Михаил Борисович, звучит так: "Российскому народу свойственен даже не индивидуализм, а антиколлективизм, то есть неумение и нежелание объединять усилия для решения общих задач без руководящего воздействия власти. Замечу: постиндустриальная экономика делает такую модель поведения абсолютно неконкурентноспособной".
На первый взгляд, вроде бы правильно: каждый, кто хоть раз пытался в инициативном порядке организовать наших людей на какое-нибудь коллективное дело, знает, как это нелегко. Попробуйте хотя бы договориться с соседями о найме консьержки в подъезде, и вы поймете, что это не каждому по силам. Что уж там говорить о большем...
Выходит, Ходорковский прав? На бытовом уровне, наверное, прав. На историческом - нет! Потому что нежелание россиян действовать помимо государства он считает следствием забитости и униженности русского человека. Он сравнивает Россию с оккупированной страной и связывает с этим нашу безинициативность. Оккупационным Ходорковский считает российское государство и, надо заметить, не без основания.
Действительно, на протяжении веков государственные чиновники сплошь и рядом относились к народу как к населению оккупированной страны. Да и сейчас ситуация немногим лучше.
Но в том-то и секрет "загадочной русской души", что наш человек воспринимает такое отношение как норму. И даже если начальство перегибает палку и доводит дело до бунта (не столь уж редкое явление в нашей истории), на смену одной деспотичной власти немедленно приходит другая, не менее, или даже более деспотичная. И как бы эта власть не относилась к простому человеку, ей гарантирована поддержка общества... При одном условии: если она блюдет общенациональный интерес и укрепляет государственную машину. Примеров тому не счесть: суров был Петр I и беспощаден к подданным, но расширил и укрепил государство - Великий! Большевики ходили по колено в крови, но восстановили государственное единство, укрепили власть, и народ поддержал их.
В национальной психологии и сейчас мало что изменилось: либеральный Горбачёв откровенно нелюбим россиянами, а стоило Путину "замочить в сортире" несколько сот террористов, и он тут же стал народным героем.
Вывод простой: русский народ не мыслит себя вне государства, наше национальное единство государством опосредовано, а русский коллективизм носит по преимуществу государственный характер. Здесь нужно говорить не о колониальном, а о мобилизационно-оборонческом типе ментальности, действительно уходящем корнями в седую древность.
И не ломать его надо через колено, как пытались это сделать в 90-е годы, - вместе с менталитетом можно переломить хребет нации, - а использовать! Россия сильна традиционным единством народа и государства, неоднократно спасавшем нашу страну в критические моменты истории.
Из этого, разумеется, вовсе не следует, что народ можно использовать, как рабочую скотину. Хотя бы потому, что в российском обществе существует действенный регулятор взаимоотношений народа и власти - беспощадный, но вовсе не бессмысленный русский бунт!

Илья Константинов
21.02.2008
nasledie.ru



Док. 427479
Опублик.: 21.02.08
Число обращений: 120

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``