В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политика женского рода Назад
Политика женского рода
Прекрасный пол возвращается в российскую власть
В нынешней избирательной кампании, в канву которой вписывается и частичная смена правительства, осязаемое место отведено женщинам. По мнению экспертов, это и ответ гендерным проблемам, и следствие политического пиара, и признание за женщинами права эффективно управлять.

Первыми начали политические партии. Поговорив о необходимости разбавить мужскую политику, они дружно включили дам в федеральные тройки, правда, поставив их на третье место. Причем на прошлых думских выборах с женщинами на проходных местах было не так хорошо. Пока по числу женщин в парламенте -- 9,4% -- наши дамы занимают скромное место в середине списка из 189 государств. Лидируют в нем Руанда и Швеция, где у женщин почти половина депутатских кресел, более 35% мест в высших законодательных органах стран занимают финки и норвежки.

Третье место в федеральном списке самой боьшой партии -- "Единой России", пока его не решился возглавить президент России Владимир Путин, что привело к исчезновению второго и третьего номеров, отводилось женщине. Наиболее вероятной претенденткой считалась олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова. Долго не соглашавшаяся официально помогать партии губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко теперь вместе с лидером партии Борисом Грызловым возглавит питерский список кандидатов от партии на выборах в Госдуму. А всего в сводном федеральном списке из 600 кандидатов в депутаты от "Единой России" доля женщин составила почти 20%.

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов давно и часто высказывается в том духе, что чем больше женщин во власти, тем лучше. И в тройку "Справедливой России" на предстоящих выборах вошла депутат Госдумы Светлана Горячева, ранее состоявшая в КПРФ.

Включить женщину в федеральный список было принципиальной позицией "Союза правых сил". По мнению Бориса Немцова, присутствие женщины должно уменьшить долю "жестокости и идиотизма" в политике. Кастинг проходил среди ряда известных в либеральной среде дам. На место в тройке рассматривались дочь одного из основателей СПС, лидер молодежного движения "Да!" Мария Гайдар и дочь экс-министра экономики, долгое время проработавшая в фонде ЮКОСа "Открытая Россия" Ирина Ясина. Также на роль "либеральной женщины" претендовал независимый депутат Владимир Рыжков. В конечном счете третьей в списке правых стала выдающийся литературовед Мариэтта Чудакова, не состоящая в партии, но давно и публично отстаивающая демократические ценности.

Коммунисты на эксперименты не решились и отдали третье место не космонавтке Светлане Савицкой (которая все равно пойдет в Думу в списке от Петербурга), а электорально привлекательному экс-аграрию Николаю Харитонову. В ЛДПР вопрос о женщине-политике не рассматривался, и третьим стал недавно скандально прославившийся в связи с убийством экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко в Лондоне радиоактивным полонием-210 предприниматель Андрей Луговой.

Не претендующая на места в Госдуме Партия социальной справедливости Алексея Подберезкина вообще намеревалась выдвинуть в первой тройке трех женщин. Тем более что в ПСС в результате "подковерной войны" в "Гражданской силе" появилась писательница Мария Арбатова. Правда, потом в тройке оказались почему-то одни мужчины.

Считается, что во время демократических преобразований российского общества исключение женщин из политической власти проявилось более, чем когда-либо. Дореформенный Верховный совет СССР 1984 года на 32% состоял из женщин. Доля женщин сократилась вдвое в избранном в 1989 году Съезде народных депутатов СССР и достигла самого низкого уровня (5%) на Съезде народных депутатов РСФСР 1990 года. Самой очевидной причиной сокращения количества женщин во властных структурах стала отмена системы квот.

Эксперт Института географии РАН Дмитрий Орешкин напомнил в комментарии "Времени новостей", что в Советском Союзе все формировалось по указанию сверху: "А когда правила рухнули и началась демократия, всех женщин затоптали -- мужчины кинулись к власти, как стадо к водопою, слабых и больных растоптали". Сейчас, по мнению эксперта, политики начали понимать, что женщины -- очень хороший электоральный ресурс, так как избиратель в России в основном женский. Сейчас женщины стали восприниматься в России в некотором смысле как альтернатива во власти.

В Западной Европе такую же роль сыграла в свое время партия "Зеленые".

Фактически получилось, что при распределении мест в парламенте по пропорциональной системе в России различия в уровне успешности кандидатов-мужчин и кандидатов-женщин были весьма серьезны. Вероятность быть избранным по партийным спискам для мужчин в начале 90-х годов была в два раза выше, чем для женщин.

Перед первыми выборами в Государственную думу России в 1993 году специально для того, чтобы бороться за увеличение представительства женщин в парламенте, был основан новый избирательный блок "Женщины России". Движение получило довольно большой для новой политической организации процент голосов (8,1%) в декабре 1993 года и 21 место в парламенте. Но на новых выборах в декабре 1995 года от него было избрано лишь три кандидата по одномандатным округам. Отсутствие четкой партийной структуры и организационная несогласованность привели к расколу в движении в 1997 году, в результате чего возникли две организации под одним именем -- "Женщины России" во главе с Екатериной Лаховой и "Женщины России" с прежним лидером Алевтиной Федуловой, с очень похожими идеологическими платформами.

Когда новый закон о партиях запретил россиянам объединяться в политические союзы по неполитическим признакам, из поля зрения исчезли не только партии любителей пива, но и эти гендерно направленные силы. Ни одна из нынешних партий раскрутить женскую тему всерьез не пытается. Дмитрий Орешкин считает, что в раннее постсоветское время женщины-политики были скорее яркими личностями, чем эффективными менеджерами. Теперь же ставка делается на эффективного менеджера -- и неважно, какого он пола.

Именно поэтому в состав нового правительства впервые за последние полвека вошли сразу две женщины -- Министерство экономического развития и торговли возглавила Эльвира Набиуллина, а Министерство здравоохранения и социального развития -- Татьяна Голикова. "Это функциональное решение, -- считает аналитик. -- Правительство -- уже не сталинское политбюро, там теперь решают проблемы другого уровня и не требуют различных половых признаков". Причем карьерный успех дам эксперт объясняет и тем, что мужчины бывают слишком ограничены бойцовскими качествами и среди женщин есть толковые политики именно потому, что они "делают дело, а не самоутверждаются".

03.10.2007

http://www.vremya.ru/print/188233.html

Док. 427389
Перв. публик.: 03.10.07
Последн. ред.: 21.02.08
Число обращений: 297

  • Ясина Ирина Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``