В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Тягунов: Забытое слово `свобода` Назад
Александр Тягунов: Забытое слово `свобода`
После выборов в Государственную Думу в России на какое-то время воцарилась зима - календарная и политическая. Казалось, все политическое пространство выровнено бульдозерами тотальной цензуры и тотального давления партии "Единая России", и максимум, что могут сделать те, кто с этим не согласен, уйти во "внутреннюю эмиграцию" или попросту забить на политику и смириться с окончательным уничтожением своей страны "новой партноменклатурой" и их "циничными политтехнологами".
Большинство россиян и впрямь политикой интересоваться перестали. Ибо в тех источниках, доступ к которым не требует лишних усилий и материальных затрат, - программах центральных телеканалов - постоянно маячило одно и то же без попыток критического анализа. Президент Путин, преемник Медведев и недопреемник Иванов встречались с учеными, военными, пенсионерами, губернаторами и прочей публикой, рассказывая им о том, как успешно реализуются "план Путина", нацпроекты, программа технического перевооружения промышленности и армии и т.д. и т.п. К реальной жизни среднего российского телезрителя это все имело самое отдаленное отношение - такое же отдаленное, как бесконечные "вести с полей" брежневской эпохи. Тотальная, но глупая пропаганда лишь усиливала одну из основных бед современного российского общества - социальную дезинтеграцию, полную незаинтересованность в каких-либо совместных усилиях для улучшения собственной жизни.
Люди дошли до того, что не могут собраться и договориться об обустройстве собственного подъезда. До оранжевой ли тут революции!
Внимательный читатель и телезритель заметил, как удивительно быстро воскресла лексика советских газет и митингов: "происки мирового империализма" - удобная вещь для того, чтобы оправдывать собственное головотяпство. В прошлом номере мы публиковали выдержки из классического доноса на газету "Караван", рожденного, надо полагать, в стенах администрации города Твери и предназначенного для одного из руководителей отдела внутренней политики аппарата Владислава Суркова, заместителя руководителя аппарата президента Владимира Путина. В центральных газетах, на интернет-сайтах и тем более в блогах можно прочесть гораздо более резкие вещи, нежели те, что пишем мы, но, видимо, господа-доносчики смотрят только программу "Время". А на фоне всеобщего молчания любое правдивое слово режет ухо. При чтении невольно вспоминались письма советских трудящихся, требующих немедленно изничтожить Пастернака или Солженицына. Не верилось, что кто-то до сих пор способен писать ТАКОЕ. Ан нет, видимо, навыки настоящего стукачества не забываются.
Но, видимо, до власти наконец дошло: борясь с одной опасностью, администрация президента накликала другую. Именно в условиях отсутствия свободы во всех ее проявлениях - экономической, политической, свободы слова и мысли - пышным цветом расцветает коррупция, начинается застой, способный свести на нет любой импульс, который идет сверху.
Первым признаком грядущей весенней оттепели было незаметное исчезновение движения "Наши". Вроде только что проводили пикеты, боролись с "несогласными", книжки жгли. И вдруг бац - на месте офиса "Наших" какая-то парикмахерская. Хунвейбинов из них не получилось, вернее, они не понадобились, и ребят просто "выключили". Да, возникло в Твери некое местечковое движение "САМ" - Союз активной молодежи. Но размах "Наших" с их разухабистой фразеологией навсегда стал достоянием истории.
Кстати, пример этот мог бы послужить предостережением старшим товарищам из партии "Единая Россия" и другим детищам главного кремлевского идеолога Владислава Суркова. Тоже ведь можно прийти один раз в штаб и обнаружить там маникюрный салон.
Времена меняются. Страна взрослеет, и на смену силовикам скоро придут юристы. Чувствуете разницу?
Два знаковых события прошлой недели - итоговая пресс-конференция Путина и выступление Дмитрия Медведева на экономическом форуме в Красноярске. На пресс-конференции Путин был, как никогда, раскован, сыпал своими знаменитыми грубоватыми афоризмами. Он сказал, что собирается быть премьер-министром все время президентства Дмитрия Медведева ("если его изберут", - уточняет Путин). И в то же время еще неделей раньше на заседании Госсовета президент Путин обозначил резкую смену курса: политика России должна стать ориентированной на человека, главный враг теперь - коррупция, чиновникам предстоит либо пересмотреть свое поведение, либо попрощаться со своими местами.
Медведев развил эту тему еще более смело. "Свобода лучше, чем несвобода", - сказал он и обозначил инструмент достижения свободы - верховенство закона для всех. Первыми чтить закон должны чиновники: "Начинать надо с себя чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям, нам всем, каждому на своем рабочем месте", - подчеркнул Медведев. Создание действительно независимой судебной системы, непримиримая война с коррупцией, снижение налогового бремени и устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, - все это заявки на четыре года правления Медведева. Четыре "И", обозначенные Медведевым, - институты, инфраструктура, инновации и инвестиции - уже получили название "Операция "И".
Однако ключевое слово здесь "свобода". Из лексикона государственных чиновников оно пропало еще в 90-е годы, и даже когда мы, журналисты, его употребляли, это несколько коробило власть имущих.
Правда, как это часто бывает, медведевский призыв к свободе тут же попытались обратить в кампанию. У чиновников так принято: начальство велело - боремся с беспризорностью, развиваем детский спорт, ремонтируем ветхое жилье до тех пор, пока начальство не забудет. Потом кампания заканчивается.
Однако тему свободы так быстро не прикрыть, и кремлевские политтехнологи это знают. Когда Глеб Павловский начинает говорить о свободе, он предвидит, куда может завести этот разговор. Поэтому, видимо, здесь мы имеем дело со стратегическим курсом.
Это изменения идеологические. Конкретные кадровые изменения тоже не заставят себя ждать. И если с кандидатурой премьер-министра все более или менее ясно, то относительно других чиновников определено лишь только то, что грядет большая антикоррупционная чистка. Все может измениться и в администрации президента, глобальные перемены грядут в аппарате полномочных представителей президента, по некоторым данным, реформы ожидают Совет Федерации.
Для нас, жителей Тверской области, интересно то, что переутверждаться у нового президента предстоит губернатору региона. А в Государственной Думе на весеннюю сессию запланирована новая законодательная поправка: по ней назначаться президентом будут не только губернаторы, но мэры областных центров.
С грядущими переменами связана перегруппировка элит - как российской, так и тверской. Чиновники и политики ищут тот центр силы, который может стать основой их будущего. И если в Москве это Медведев, то кто в Твери?
Исходя из вышесказанного, остается лишь одно первое лицо - глава законодательной власти, председатель ЗакСобрания Тверской области Андрей Епишин. И возможно, с этим связаны некоторые события, произошедшие на днях в Твери.
Мы уже писали о том, как молниеносно был назначен на должность заместителя председателя ЗС от партии "Единая Россия" вместо ушедшего в Совет Федерации Владимира Савина Сергей Голубев (при том, что по всем предположениям это место готовилось для баллотирующегося сейчас в Законодательное Собрание по Старицкому округу заместителя губернатора Константина Буевича). Столь открытый вызов администрации области демонстрирует силу, которую приобрели Епишин и стоящая за ним группа политиков (депутат Госдумы Александр Тягунов, управделами ЗС Дмитрий Куприянов и т.д.) Характерно участие в этой интриге Голубева, профессионального историка и политолога. Знать, вычислил, на кого ставить.
Другая психологическая драма прошлой недели - молниеносная отставка заместителя мэра Твери Сергея Панкова, курирующего строительную отрасль. Отставка была столь внезапна, что одна из газет мэрии уже после нее выпустила разворот с интервью Панкова о его достижениях. Ребята просто не успели сориентироваться, а сам персонаж интервью, когда беседовал с журналистами, видимо, еще ничего не знал.
Кто может быть заинтересован в своем человеке на этой весьма экономически интересной должности в мэрии областного центра? Возможно, наиболее опытный политик из группы Епишин - Куприянов - Тягунов, заслуженный строитель России Александр Тягунов?
Кроме строительной темы, в Твери завязывается еще одна перспективная для бизнеса ситуация. По закону жители города должны были определиться с компаниями, которые будут управлять их домами, до 1 января текущего года. Те дома, жители которых это не сделали (а такова львиная доля жилого фонда города), мэрия делит между четырьмя новосозданными управляющими компаниями. 25% их будут муниципальными. А чьи будут остальные 75%? К кому попадут целые тверские микрорайоны, аки деревушки с крепостными? В чьих карманах осядет весомая часть квартплаты тверитян? Пока что это не разглашается. Но можно предположить, что заместитель мэра Твери по ЖКХ Голодный, депутат Госдумы Александр Тягунов с его верным Дмитрием Куприяновым имеют здесь некие совместные интересы.
По всем признакам роль группы Епишина в местной политике в последнее время значительно расширяется. В глазах тверской элиты на пороге больших кадровых потрясений он является единственной стабильной фигурой.
А вот на фоне усиления этой группы роль мэра Твери Олега Лебедева в городе становится все меньше. Возможно, это связано с тем, что его ближайший соратник Игорь Массарский продолжает находиться в тюрьме, и перспектива быть вовлеченным в новое уголовное дело снижает политический вес Лебедева. Возможно, и то, что с огромным трудом приобретенные кремлевские покровители Олега Станиславовича в нынешний неспокойный политический момент предпочитают не связывать себя обязательствами по отношению к тверскому мэру. Пусть, дескать, проведет спокойно выборы Медведева, а дальше можно и "в утиль списать". Тем более их сомнительные связи с тверским мэром начали привлекать внимание куда более влиятельных кремлевских игроков.
Возможное назначение мэров областных центров тоже не сулит Лебедеву ничего хорошего. Ведь тут будет интересно мнение губернатора, федерального инспектора, начальника отдела внутренней политики администрации президента, а также в соответствии со сложившей практикой потребуется справка от силовых структур, словом, будет интересна репутация. А она у Олега Станиславовича порой прихрамывает.
Тем временем в районах Тверской области продолжают готовиться к выборам глав муниципальных образований, депутатов районных собраний, глав поселений и прочих местных руководителей, предусмотренных 131-м законом о местном самоуправлении. Первая ласточка этих выборных процессов - выборы в Спирове, которые пройдут одновременно с выборами президента.
Практически все действующие главы собираются баллотироваться вновь. Сейчас большинство из них старается заручиться поддержкой каких-либо влиятельных сил в областном центре, но, в принципе, главы районов готовы обойтись и без нее. В каждом районе - своя интрига, которая явственно проступит ближе к осени.
Все это на фоне новой внутренней политики губернатора Дмитрия Зеленина, которая связана с началом работы нового зама Владимира Пызина, курирующего этот блок вопросов. Пока ничего утешительного для команды Дмитрия Зеленина сказать не можем. Вырисовывалась только новая "информационная политика" областной власти. Новая она, конечно, условно, так как это калька с политики, проводимой четыре года назад другим замом по внутренним делам губернии Наталии Беленко. Тогда все это привело к катастрофическим последствиям для губернатора: его ставленники проиграли во всех принципиальных районах, расстроились все связи и отношения с местной элитой, был нанесен ущерб репутации Дмитрия Зеленина как в регионе, так и вне его. Четыре года ушло на исправление ошибок, что были совершены в первый год. Вероятно, все забывается.
Так что всех нас ожидают веселые времена. Чиновничья стая уже взлетела и готова рассаживаться в новом порядке. Что нам гражданам России от этого? Во-первых, наблюдать забавно.
Во-вторых, не оставляет надежда, что наконец к власти придут люди, которые не станут наступать на одни и те же грабли. Может, тогда общество начнет преодолевать социальную апатию, и мы начнем наводить порядок в своем доме и своей стране? И слово "свобода" в этом процессе, повторимся, ключевое...
Мария Орлова

Источник: Караван+Я

http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=34103

19.02.2008


Док. 427348
Перв. публик.: 19.02.08
Последн. ред.: 21.02.08
Число обращений: 136

  • Тягунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``