В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: `Отъезд после неудачи - это бегство` Назад
Сергей Левченко: `Отъезд после неудачи - это бегство`
Лидер коммунистов Иркутской области о прошлом, настоящем и будущем

Былое и Дума

-- Сергей Георгиевич, что, на ваш взгляд, означают итоги парламентских и президентских выборов для России и Иркутской области?
-- Если говорить о чисто арифметических итогах, то компартии похвастаться нечем. Правда, в Иркутской области результаты коммунистов выше, чем в среднем по стране, но в принципе это картины не меняет. Однако такие результаты должны сослужить нам хорошую службу, помогут найти новые выходы и решения. Мы серьезно проанализировали итоги выборов на федеральном, региональном и местном уровнях, и это приносит нам пользу.
Избирательные кампании показали, что мы потеряли свежесть в стратегии и тактике, действовали по устаревшим образцам, шаблонно, без вдохновения. Компартия, словно большой маневровый паровоз, не смогла эффективно и своевременно отреагировать не изменения ситуации в ходе предвыборной кампании. Это касается, прежде всего, выборов в Государственную думу. На выборах же президента РФ кандидат компартии Николай Харитонов добился хорошего результата. Зато губернаторы и мэры, работавшие в ходе президентских выборов по заданию Кремля, во многих случаях свою задачу не выполнили. По сумме трех показателей - явке избирателей, процентов в поддержку Путина и Харитонова - Иркутская область занимает последнее место в стране. Да и явка на декабрьских выборах в Госдуму составила в Приангарье всего 45 процентов от общего числа избирателей. А ведь многие избиратели смотрят на федеральную власть сквозь призму власти местной. Так что руководству области тоже нужно делать выводы - либо менять политику, либо готовиться к уходу.
Недавно в КПРФ началась широкомасштабная отчетно-выборная кампания на всех уровнях, начиная с первичных организаций. 22 мая состоится Иркутская областная отчетно-выборная конференция, а на 3 июля назначен съезд компартии. Кроме того, в конце года состоится съезд Народно-патриотического союза России, куда входят коммунисты.
-- А как вы оцениваете ваше личное участие в качестве кандидата в депутаты Государственной думы по Иркутскому одномандатному округу?
-- С точки зрения достижения нужного результата любыми способами против меня поработали хорошо. В этой работе уже не в первый раз видны уши администрации области и почерк спецслужб. Мощный административный ресурс позволил влиять на работников бюджетной сферы и зависимых от областной власти предприятий. Противостоять такому ресурсу сложно, тем более, что мы его недооценивали. Но теперь мы оцениваем его адекватно.
Отмечу еще одно обстоятельство. Результаты выборов в Государственную думу по Иркутскому одномандатному округу показали, что свыше 75 процентов избирателей недовольны сегодняшней властью. Но это большинство раскололось, проголосовав за разных кандидатов или против всех. Сказались изъяны голосования в один тур, когда можно выиграть выборы, получив только 15-20 процентов. Но если власть учла это обстоятельство в полной мерке, то оппозиция распылила свои силы.
-- Еще недавно вы были депутатом Госдумы, а теперь - нет. Как удалось пережить такую потерю статуса?
-- Спокойно. Каждый политик должен быть готовым не только к успехам, но и неудачам. Более того, именно неудачи закаляют. Да и в чем он, статус?
-- Ну, например, не надо платить за проезд, за проживание в гостинице...

-- Когда летаешь самолетом два-три раза в год, такая льгота, может быть, и доставляет удовольствие. Но когда несколько лет курсируешь между Иркутском и Москвой по пять-шесть раз в месяц, то какой уж тут статус - здоровья бы хватило! Что касается работы в Государственной думе, то сейчас там коммунистов меньше, чем в прошлом созыве, и все законодательные инициативы оппозиции заранее блокирует правящее большинство. Так что не очень-то развернешься.
Единственное, что я действительно потерял - так это депутатские возможности по защите интересов избирателей. Как депутат Государственной думы, я мог быстро добиться ответов на запросы в органы власти, теперь у меня таких возможностей меньше. Через мою общественную приемную как депутата Госдумы прошли тысячи писем и запросов от жителей области, и я старался ответить каждому. Но и теперь, оставаясь первым секретарем областного комитета КПРФ, я много общаюсь с людьми, которым нужна помощь. К тому же теперь я реже покидаю пределы области, и у меня есть возможность знать ситуацию лучше, чем в период работы в Госдуме. А психологически для меня неважно, депутат я или нет.

Скажи мне, кто твой друг...

-- В какой мере на результате КПРФ сказалась "антиолигархическая" кампания, ставшая фоном думских выборов?
-- Определенную роль попытки "склеить" нас с олигархами сыграли. Администрация президента действовала незамысловато: раз в народе плохо относятся к олигархам, то, давай-ка, мы их "подружим" с левой оппозицией. Если учесть возможности Кремля, в том числе в средствах массовой информации, то прием сработал. Нашли олигархов даже в руководстве КПРФ. Например, президент корпорации Росагропромстрой Виктор Видьманов не сходил с экранов центрального телевидения в качестве персонажа финансовых разоблачений. Разумеется, на следующий же день после выборов репортажи прекратились, а ни одно обвинение в адрес Видьманова не подтвердилось. Жаль, что какая-то часть избирателей клюнула на подобные штучки.
Такие действия были и в отношении меня. В начале 90-х годов возбуждается уголовное дело по факту "незаконного предпринимательства", там упоминаются фирмы, фамилии людей, в том числе моя фамилия, а затем это дело приостановили и положили на полку. Подходит время губернаторских выборов, и о нем вспоминают. Дело срочно и, главное, широковещательно возобновляется на несколько дней, до дня голосования. А сразу после выборов его опять забрасывают куда подальше. Цель одна: повлиять на избирателей. Пришлось самому подавать в суд, чтобы добиться скорейшего разбирательства по делу, в котором я не замешан.
Перед выборами в Государственную думу противники КПРФ и моей кандидатуры занялись через управление Министерства юстиции проверкой деятельности регионального отделения компартии. Цель, которую тогда скрывали, и лишь недавно озвучили в одной из иркутских газет, заключалась в приостановке деятельности Иркутского отделения КПРФ и, соответственно, снятии моей кандидатуры с регистрации. А вообще мы привыкли, что в разгар выборной кампании власть затевает комплексную проверку нашей деятельности. С точки зрения закона такие действия не выдерживают критики, и, несмотря на заинтересованность административных органов, суд признал нашу правоту.
-- В декабре тактическая коалиция между КПРФ и правыми партиями (СПС, "Яблоком"), созданная несколько лет назад в Иркутской области, вышла вам боком. Когда арестовали Ходорковского, то лидеры СПС, в том числе иркутские, бросились его защищать. А дальше избирателям сказали: раз коммунисты дружат с правыми, значит, они - друзья олигархов...
-- Да, этот момент был использован. Но я и сейчас не собираюсь отказываться от стратегии принципиального сотрудничества со всеми политическими силами по тактическим вопросам - проведению честных выборов, обеспечению политической конкуренции, соблюдению свободы слова, защите независимости судебной власти, расширению полномочий законодательных органов, ужесточению контроля над чиновниками. А, скажем, наличие или отсутствие договоренностей с областным руководством СПС не имеет для власти значения. Ей важно другое: есть неугодный человек - значит, есть проблема. Надо этого человека не пустить в депутаты, мэры, губернаторы. Если бы между мной и председателем регионального отделения СПС Юрием Куриным не было уважительных отношений, то придумали бы что-нибудь еще. Например, тогда бы я по вечерам ел маленьких детей.

Коммунисты готовят обновление

-- Что происходит с КПРФ сегодня и что будет завтра? Чем вызвано противостояние двух Геннадиев - Зюганова и Семигина? Возможен ли раскол компартии?
-- Зюганов сам выступил инициатором проведения отчетно-выборной кампании. Это позволит оценить работу каждого человека на своем посту, пересмотреть идеологический, тактический, организационный, пропагандистский арсенал партии. Не думаю, что на ближайшем съезде произойдет отставка Зюганова. Скорее всего, будет выработана новая, более соответствующая сегодняшним реалиям, программа партии. После распада СССР и падения советской власти прошло немало времени, и мы, если быть честными, уже не можем обещать возвращения назад. Нельзя рубануть шашкой или надеяться на волшебную палочку! Нам предстоит очень долгий и трудный путь к социальному государству, где роль большинства населения в политических и социально-экономических процессах будет ведущей. А пока у нас и правит, и богатеет явное меньшинство.
Принципиальное значение в этом контексте имеют проблемы не только глобального, но и муниципального уровня - ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве, муниципальном транспорте, городском благоустройстве. Другое дело, что в нынешней системе люди не могут разобраться, кто виноват - президент, губернатор или мэр. Тут уже проблемы с демократией, точнее - с ее отсутствием.
Обновление партийного руководства, на мой взгляд, должно произойти. Это касается и секретарей, и президиума ЦК КПРФ, и Центрального комитета. Но этот процесс планомерно идет все время. Наверное, летом надо будет обновить пятую или четвертую часть руководящего состава. Нужна новая энергия, новые подходы, но нельзя разрывать и преемственность поколений.
Думаю, в этой отчетно-выборной кампании Семигин не будет участвовать в качестве кандидата на пост руководителя компартии. Он, как правило, действовал под вывеской Народно-патриотического союза и претендовал на выдвижение от партии во властные структуры - на должность заместителя председателя Госдумы, на должность президента России. Во внутрипартийных делах он обычно не проявляет активности. Что касается прочности позиций Семигина, то напомню, что в январе съезд нашей партии выдвинул кандидатом в президенты страны не его, а Харитонова.
-- Но, согласитесь, преимущество Харитонова над Семигиным было минимальным. Получается, Семигин не одинок, за ним целое крыло компартии...
-- Крыла за Семигиным нет. Он - богатый человек и, к тому же, действует в интересах сил, находящихся за пределами КПРФ. Это позволяет ему вербовать сторонников старыми, проверенными методами. Беда как раз в этом, а не в том, что Семигин якобы хочет изменить политический курс КПРФ, избавить ее от радикализма, сделать партию социал-демократической. Внутрипартийная дискуссия - нормальное дело, но когда она именно внутрипартийная. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда возникает опасность, что партией будут управлять извне, как марионеткой, что КПРФ перестанет быть самостоятельной в своих действиях и решениях. Разговоры о возможном расколе в КПРФ не имеют под собой основания, а сыр-бор разгорелся из-за некоторой беспечности руководства партии во главе с Геннадием Зюгановым, который долгое время недооценивал опасность действий Семигина.

"Буду жить и работать здесь"

-- Вы не жалеете, что посвятили значительную часть своей жизни компартии?
-- Вообще, я долго запрягаю, вот и в партию (тогда КПСС) вступил уже зрелым человеком, в тридцать лет. Может быть, обстоятельность - черта нашей семьи: моя мама вступила в партию в 39 лет. Так что мое решение было обдуманным и глубоким. Знаете, идеи социальной справедливости живут в любом обществе, с ними вынуждена считаться и рыночная экономика.
-- Прокомментируйте появление в центральных изданиях вашей фамилии как одного из возможных кандидатов на руководящую должность в КПРФ.
-- Меня называли на недавнем пленуме ЦК несколько выступающих, и Геннадий Зюганов озвучил мою фамилию в числе кандидатов в новое руководство партии. Еще осенью Президиум ЦК обратился ко мне с предложением рассмотреть возможность перехода на такую работу. Я ответил, что буду жить и работать здесь, в Иркутской области. Для себя я такое решение принял давно, и пересматривать его пока не собираюсь. Тем более, отъезд после неудачи - это бегство.
-- Каковы планы иркутских коммунистов на ближайших выборах в органы местного самоуправления и Законодательное собрание области?
-- Мы обязательно примем в них участие. Решения о выдвижении и поддержке кандидатов в депутаты городских и районных дум - прерогатива местных отделений компартии. Что касается Законодательного собрания, то, наряду с выдвижением кандидатур в большинстве из двадцати двух одномандатных округов, областная организация сформирует партийный список кандидатов в депутаты. При этом коммунисты готовы войти в широкую коалицию с участием аграрных, профсоюзных, молодежных организаций. Возможно, по отдельным вопросам (например, честному проведению выборов) удастся договориться и с другими партиями, включая "Единую Россию".
-- Вы лично будете кандидатом?
-- Партийный список возглавят руководители областной организации КПРФ, которых изберет отчетно-выборная конференция. Для нас неприемлем опыт "Единой России", когда во многих регионах ее списки на выборах в Госдуму возглавили губернаторы, а в Думе теперь вместо них работают другие люди. Все, кто войдет в список кандидатов от компартии, готовы работать в Законодательном собрании.
-- Если КПРФ не получит большинства, то, как и в Государственной думе, скорее всего, останется без руководящих постов в комитетах и комиссиях. Не боитесь оказаться в глухой оппозиции?
-- Мы идем на выборы, чтобы побеждать. Если и окажемся в меньшинстве, в оппозиции, то она будет не глухой, а громкой и хорошо слышимой для всех. Для этого будем общаться с избирателями напрямую, используя непарламентские методы - митинги, шествия, пикеты, собрания.

Записал Юрий Пронин
Байкальские вести

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=184

14.04.2004


Док. 427218
Перв. публик.: 14.04.04
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 332

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``