В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Взято на контроль Назад
Сергей Левченко: Взято на контроль
Состав Законодательного собрания Иркутской области обновился на две трети. Состав его комиссии по контрольной деятельности - полностью. Возглавил комиссию лидер иркутских коммунистов Сергей Левченко - человек в наших краях известный, обладающий серьезным опытом, причем - достаточно высокого уровня, всех видов руководящих работ - от партийной до парламентской.
Первый вопрос Сергею Георгиевичу: что он хотел бы сделать в новом качестве?
- Должен сказать, что нам в наследство осталось много материалов, которые по разным причинам не успел рассмотреть предыдущий созыв депутатов. В том числе и достаточно большое количество актов Контрольно-счетной палаты. После обсуждения на ближайшем заседании комиссии по контрольной деятельности экспертного заключения КСП на проект бюджета 2005 года мы планируем рассмотреть ряд аудиторских заключений - как новых, так и оставшихся от прежнего созыва.
- Качество работы комиссии зависит от нормативной базы, на которую опирается. Она достаточна?
- Мне хотелось бы сделать работу комиссии по контрольной деятельности более организованной и прозрачной. Мы уже просмотрели все положения и законы, которыми предстоит руководствоваться, а их, кстати, много. И во всех записаны отдельные положения, статьи, многочисленные пункты и подпункты, регламентирующие контрольные функции комитетов и комиссий ЗС.
Очень важно, чтобы каждый депутат четко знал свои права и полномочия, так как состав собрания сильно обновился. Все члены нашей комиссии - вновь избранные депутаты. Я ценю их стремление работать у нас, и нужно дать им соответствующие полномочия и основания.
- К сожалению, количество не всегда гарантирует качество. Может, законов и много, но оптимальны ли они для применения?
- Для удобства работы не только нашей комиссии, но и всех, кто имеет право и обязан контролировать исполнение законов, а также для того, чтобы яснее увидеть пробелы в контрольной деятельности, было бы правильным свести все вопросы административного законодательства у нас в Иркутской области воедино. Это уже сделано в нескольких субъектах Федерации.
Существуют десять и более законов, предусматривающих административную ответственность, из-за чего часто возникает ситуация, когда либо десять человек занимаются одновременно одной проблемой, либо один человек вынужден изучать сразу десять законов и более, чтобы иметь возможность действовать. Единого же административного кодекса в Иркутской области пока не существует. Поэтому на одном из заседаний комиссии мы рассмотрим предложения о создании собственного административного кодекса Иркутской области.
Предварительное рассмотрение бюджета показало, что, к сожалению, по ряду очень важных бюджетных направлений идет постепенное ежегодное снижение финансирования: сельского хозяйства (1,6 процента расходов бюджета вместо прежних 15 процентов), ряда социальных направлений. Кстати, такая же тенденция в последнее время прослеживается и на федеральном уровне: проект, внесенный в ГД РФ и принятый в первом чтении, тоже предусматривает снижение расходов по ряду отраслей. Мне кажется, мы должны ориентироваться на лучшие примеры.
- В каком состоянии приняла дела новая парламентская смена?
- Мне пока трудно говорить за все ЗС, но что касается комиссии, то впечатление двойственное. Валерий Алексеевич Лукин, работавший в комиссии заместителем председателя, все эти годы пытался сделать максимум и даже больше того, что требовали рамки его должности. Если же говорить в целом, то ощущается некоторое чувство неудовлетворенности: прошлый созыв не смог достойно завершить свой срок и даже не решился честно назвать дату выборов. Это говорит о слабостях в организации работы.
Второй момент связан с прохождением пакета социальных законопроектов. Он был принят в ГД РФ в то время, когда его вполне успевали рассмотреть наши предшественники в ЗС, но этого не сделали. Сейчас весь ворох проблем вместе с бюджетом достался новому созыву, а срок отведен в полтора-два месяца. Понятно, что никому не хотелось в преддверии выборов брать на себя неблагодарную работу и рисковать положительным имиджем. Прятали голову в песок, если называть вещи своими именами.
Похоже, и мы начинаем с того же. Получен официальный запрос от ГД РФ: от ЗС требуется, чтобы депутаты высказали свою точку зрения по поводу инициативы президента, касающейся назначения губернаторов и возможного роспуска областного парламента в случае конфликта вокруг предложенной кандидатуры.
Юристы, в том числе и нашего правового управления, дали свое заключение о незаконности такого варианта: согласно Конституции, президент не имеет права распускать собрание, избранное не им. В итоге возникла ситуация, когда из двух вариантов "оба хуже" - ни одобрить, ни осудить вслух депутаты подобную перспективу не решаются. Можно, конечно, делать вид, что проблемы не существует, но как долго? На этот вопрос все равно придется отвечать. Я лично считаю, есть реальная угроза, что мы начинаем двигаться не в сторону демократии и гражданского общества, а к узурпации власти и тоталитаризму.
- Контрольно-счетная палата, на выводы которой опирается в своей деятельности комиссия, - очень точный и эффективный инструмент. Если бы ее рекомендации получили статус обязательных к исполнению, эффект был бы выше?
- Вопрос создания механизма по исполнению предписаний КСП - один из основных. Я об этом говорил и раньше, и сейчас, повторю, что такой механизм очень нужен. Во времена советской власти представительные органы обладали правом контроля над исполнением законов на его территории, сегодня представительным органам оставили только законодательные функции. Естественно, все органы, которые образованы ЗС, тоже не обладают контрольной функцией. Какие средства имеются в их распоряжении, что они могут предпринять? Сделать депутатский запрос, заслушать отчет, принять к сведению информацию и т.д. Все это носит рекомендательный характер.
- Если региональные законодатели неполномочны, остается одна надежда на центр?
- И действующее сегодня федеральное законодательство, и Конституция, которая не прописывает право контроля над представительными органами, дают небольшие возможности для реального контроля, Я считаю, надо серьезно менять законодательство в этой части. К сожалению, это можно сделать только сверху, поскольку с точки зрения Конституции и федерального законодательства мы являемся вторичным органом. Мы не можем принять закон, который будет им противоречить.
- Рождение иных законов растягивается на годы. Мы же не можем столько ждать?!
- Это совсем не значит, что никаких перспектив нет. Многие правоохранительные органы готовы идти навстречу, понимая, что мы выполняем общую задачу. Если милиция или прокуратура видят, что Контрольно-счетная палата и контрольная комиссия ЗС пытаются помочь им, готовы облегчить их участь нужными поправками в законы, я уверен, отклик непременно будет. В этих органах достаточно людей порядочных, профессиональных и принципиальных, которых не устраивает атмосфера бездействия и равнодушия...
В свое время, когда я возглавлял горком партии в Ангарске, у нас слаженно работал координационный совет правоохранительных органов - в него входили суд, прокуратура, КГБ, милиция, КРУ, и мы многие вопросы решали очень оперативно. Нынче этого нет. Наверное, по разным причинам - и по субъективным тоже. Я уверен, что сегодняшнее руководство администрации области неспособно управлять правоохранительными структурами, потому что работа у них строится по принципу "свой-чужой", и не интересы дела порой определяют решения и поступки, а "близость к телу". При таких отношениях хоть сто советов организуй, толку не будет.
А ведь отношения с правоохранительными органами выстраивать придется, иначе окажешься в пустоте - и Контрольно-счетная палата, и контрольная комиссия будут пробуксовывать в своей работе. Обязательно нужно объединяться, потому что ни один контролирующий или правоохранительный орган - хоть в городе, хоть в области - не в состоянии решать проблемы в одиночку. Только всем вместе, согласованно и двигаясь в едином направлении. Непременно опираясь на профессионализм, деловой и объективный подход, порядочность и честность в работе.
- В ЗС пришли новые депутаты, начиная с аппарата и заканчивая всеми ступеньками должностей. На вас все смотрят: что, собственно, новая команда собой представляет, чего стоит? Что народные избранники намерены делать - принять принцип "все для своих" и установить правило "моя хата с краю" или же они действительно хотят изменить ситуацию к лучшему?
- Если верно последнее, то, думаю, найдутся люди, готовые работать на улучшение ситуации в целом, каждый по своему направлению и в соответствии с теми идеями и целями, которые он перед собой поставил. Если мы будем работать в соответствии с теми обязательствами и программами, которые мы принимали перед выборами, в народе это найдет отклик. Поэтому настрой депутатов имеет огромное значение. Разницы во мнениях, разумеется, не избежать, но если люди видят, что в поведении депутатов нет лукавства и они действительно ищут способ решения проблемы, то результат обязательно будет.
Я, например, ставлю себе задачу сделать так, чтобы все на деле ощутили, что мы будем выполнять свои функции объективно, уважительно, честно, порядочно. И одновременно предельно жестко по отношению к виновным - к тем, кто с государственными деньгами обращается, как со своими собственными.

Елена Гущина
Байкальские вести

http://www.aldana.ru/news.php?id=4334

08.12.2004


Док. 427216
Перв. публик.: 08.12.04
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 308

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``