В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Принципов не меняю Назад
Сергей Левченко: Принципов не меняю
Председатель Комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания, первый секретарь областного комитета КПРФ ответил на вопросы журналистов нашей газеты. Публикуем высказывания Сергея Георгиевича по затронутым в ходе беседы проблемам.

Вотум недоверия

- Еще при формировании нынешнего состава правительства почти год назад было сказано, что оно техническое, то есть неукоснительно выполняет волю Кремля. Поэтому не столь важно, кто возглавляет кабинет министров - Фрадков или кто-то другой. Да и не было еще случая в новейшей истории России, чтобы президент отправлял правительство в отставку по требованию оппозиции. Через некоторое время, когда страсти улягутся, - может быть, но не сразу.
Однако инициированное коммунистами обсуждение и голосование по вопросу недоверия правительству было симптоматичным. В недрах "Единой России" кипят нешуточные страсти. Там понимают, что для самосохранения правительство надо рано или поздно сдавать. Поэтому, чтобы подстраховаться на будущее, они не стали голосовать против отставки, а вообще не приняли участия в голосовании. Результат от этого не изменился: для смены правительства надо, чтобы большинство голосов было против, а сколько за - не имеет значения. Но через несколько месяцев, выполняя указание президента по вынесению вотума недоверия правительству, "Единая Россия" может сказать избирателям, что у нее уже в феврале 2005 года были претензии к министрам и она не голосовала в их поддержку. Такая вот "последовательная позиция".

По тонкому льду

- Детонатором вопроса об отставке правительства послужила монетизация. Как часто бывает в последнее время, все понимают, что нанесен удар по интересам большого числа людей, но при этом наблюдается коллективная безответственность за принятые решения. Федерация считает, что виноваты регионы; регионы, со своей стороны, переводят стрелки на муниципальный и, обратно, на федеральный уровень; муниципалитеты подчеркивают, что реформа задумана наверху, ответственность возложена на местное самоуправление, но финансовых средств ему не выделено. Получается, трудно найти виновных не то что по фамилиям, но даже среди органов власти.
Напомню, только депутаты-коммунисты выступили в Законодательном собрании против монетизации социальных льгот, а также областного бюджета на 2004 год, где заложены компенсации региональным льготникам в размере всего 230 и 150 рублей в месяц. Затем мы перешли к непарламентским, уличным формам работы с населением, поддержав протесты против отмены льгот. Мы понимаем, что недовольных намного больше, чем участников организованных митингов, "пикетов, собраний, но люди видят нашу позицию и делают выводы. Основной принцип нашего участия в массовых мероприятиях - беречь людей, не подвергать их опасности репрессий со стороны власти и, одновременно, достигать поставленной цели.
Ситуация в области была бы спокойнее, если бы власть прислушалась к предложениям депутатов от КПРФ в Законодательном собрании. Можно, как это сделали 16 регионов, вообще не отменять льготы. Но раз у администрации области и правящей фракции "Единая Россия" Законодательного собрания не хватило смелости на такой шаг, то хотя бы предоставили каждому жителю области возможность выбрать: или льготы, или деньги. Нет, в конце прошлого года устроили забег по тонкому льду - быстрее, быстрее, лишь бы успеть и отчитаться за принятие областных законов перед Москвой.
Большинство пенсионеров живет ниже черты бедности. И теперь человеку, которому не хватает на хлеб и молоко, дают 230 или 150 рублей и говорят: "Мы с тобой в расчете, езжай куда хочешь!" Да куда он будет ездить, если ему на хлеб не хватает! Он истратит деньги на элементарное выживание, а не на оплату поездок в транспорте. Неправомерно считать, что можно компенсировать в денежном виде натуральную льготу людям, живущим ниже черты бедности. Важен и психологический момент: пожилой человек испытывает хоть какое-то общественное уважение, когда, в отличие от молодых, еще не поработавших, пользуется правом на бесплатный проезд.

Тришкин кафтан

Еще осенью, когда принимался областной бюджет 2005 года, было ясно, что он провальный с точки зрения финансового состояния области. Его нельзя было рассматривать в отрыве от ситуации в районах и городах, от кредиторской задолженности, государственного и других долгов. Решили, однако, поступить формально: есть документ - давайте его примем, а остальные обстоятельства нас не касаются. Правда, по инициативе коммунистов затем создали комиссию по кредиторской задолженности, куда вошли представители администрации и ЗС. Выяснилось, что эта проблема очень серьезная, хотя ее почти не замечают СМИ и не берут в расчет органы государственной власти.
Мэры в любом случае оказываются крайними: если они принимают местный бюджет в пределах Бюджетного кодекса, с дефицитом (превышением расходов над доходами) не более 10 процентов, тогда они нарушают другие законы, потому что этот бюджет не предусматривает выплаты всех положенных денег работникам бюджетной сферы. Если же он предусматривает все необходимые расходы, то дефицит достигает 100, 200 и даже 500 процентов, то есть нарушен Бюджетный кодекс. А в целом федерация сбросила на территории почти все государственные обязательства перед льготниками и бюджетниками, не подкрепив их достаточным финансированием, и радуется на всю страну, что растет стабилизационный фонд.
Региональная власть - администрация и Законодательное собрание - должна делать все, чтобы изменить порочную систему. Но мне говорят, что надо учитывать политический момент - грядущее назначение губернатора - и поэтому "не высовываться". Все, кто связан с властью, изо всех сил стараются показать президенту, что ситуация в области хорошая и они справляются собственными силами. Считаю, тут предстоит сделать выбор - что важнее: собственное избрание или интересы народа.

Коммунисты и попутчики

Массовые мероприятия, причем необязательно санкционированные властью, пытаются проводить не только коммунисты. КПРФ старается сотрудничать со всеми, но больше людей, чем мы, пока не собирает никто. Да, есть люди, которым не нравится политика властей, но одновременно они настороженно относятся к компартии. Мы предлагаем и помогаем им действовать если не вместе, то параллельно с нами. При этом многие из тех, кто впервые принял участие в акциях протеста, начинают изобретать велосипед. Например, предлагают написать петицию губернатору или мэру, рассказать им, как плохо живется, и считают, что это возымеет эффект. В общем, как перед 1905 годом, еще сильны надежды, что добрый царь просто не знает, что народу живется трудно, а вот если рассказать ему об этом, то все наладится.
Правда, жизнь быстро учит наивных. Уже через день-два оказывается, что попасть на прием к высокому чиновнику невозможно, что бумаги куда-то затерялись и т.п. Тогда мы терпеливо объясняем, что эти методы мы давно прошли и нужно воздействовать на власть решительнее. Мы не стремимся принять таких людей в партию, не настаиваем, чтобы они согласовывали с нами свои действия. Но мы готовы оказать им политическую, юридическую, организационную помощь. И людей, которые работают рядом с КПРФ, в последнее время стало больше. Для коммунистов очень важна и точка зрения общественных организаций (профсоюзов, советов ветеранов и пенсионеров, жертв политических репрессий), призванных защищать малоимущих и льготников.

Будущее КПРФ

Все, кто хотел бы изменить курс, идеологию, название партии, уходят в политическое небытие. За последние годы в России появились и исчезли десятки партий, называвших себя социал-демократическими или социалистическими. Если кого-то смущает именно название КПРФ или образ, созданный ей в государственных СМИ, он может сотрудничать с нами, не вступая в компартию. Если позиции близки, если кто-то тоже выступает против дикого капитализма, за сохранение государственного влияния на социальные процессы, то почва для союза налицо. По большому счету, исчезли с политической арены и организации, выступавшие под коммунистическим флагом, но с более радикальных, чем КПРФ, позиций, - ВКП(б), РКРП, "РКП. Поэтому от попыток изменить лицо мы потеряем больше, чем приобретем. В то же время мы понимаем, что время идет и некоторые из привлекательных лозунгов (например, восстановление СССР) коммунисты, даже победив на выборах, не смогут реализовать.

С чего начинается "Родина"?

До сих пор не могу понять, что такое "Родина", и поэтому затрудняюсь выработать отношение к этой организации. Одно дело "Родина" в Москве, другое - в Иркутской области. Там они сразу выступили против монетизации, а здесь депутаты от "Родины" в Законодательном собрании поддержали отмену льгот. Кроме того, за полтора года в "Родине" несколько раз менялись руководители. То есть много противоречий и неясностей. По существу, это один из проектов президентской администрации, созданный для того, чтобы отнять голоса у компартии.
Нас, депутатов от КПРФ, в Законодательном собрании четверо. Трое - Илья Иннокентьевич Сумароков, Евгений Адамович Рульков и я - работаем в комиссии по контрольной деятельности, а Сумароков и Рульков - еще и в комитете по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. Владимир Иванович Потапов вошел в комитет по собственности и экономической политике. По крупным, принципиальным вопросам мы всегда вырабатываем единую точку зрения. Вообще, комиссия по контрольной деятельности - самая представительная структура ЗС в политическом отношении. В ее состав входят кроме упомянутых депутатов секретарь политсовета регионального отделения, руководитель фракции "Единой России" Алексей Иннокентьевич Федоров и лидер депутатской группы "Региональное развитие" Александр Иванович Касьянов.

Кто станет губернатором?

К новой процедуре избрания, а по существу - назначения руководителей регионов коммунисты относятся отрицательно. Мы видим, что регионы утрачивают последние возможности отстаивать права живущего в них населения. Централизация проводится под лозунгом сохранения государственной целостности, хотя насчет серьезности этой угрозы можно поспорить. Зато пренебрежение региональными интересами принесет стране дополнительные проблемы.
Что касается процедуры, предстоящей в Иркутской области, то разговоров и переговоров ведется много. Насколько мне известно, в администрации президента сейчас рассматривается предварительный список, куда включены несколько кандидатов. Однако результат этого обсуждения предсказать пока трудно. Считаю, что очень важным критерием отбора должна стать независимость регионального руководителя от финансово-промышленных групп. Хотелось бы, чтобы президент и его полномочный представитель в Сибирском федеральном округе ставили этот фактор во главу угла. Это принципиальное соображение - если представитель власти связан с бизнесом и сориентирован на извлечение прибыли в собственных интересах, то говорить об укреплении государства и разностороннем развитии экономики не приходится. С этой точки зрения мне трудно поддержать какую-либо из неофициально называемых кандидатур. А по отношению к "варягам" я сразу же настроен отрицательно - их слишком долго придется вводить в курс дела.
И еще один момент. Надежной опорой руководителю, в данном случае - президенту, может быть только тот, кто может сопротивляться. Если везде избрать или назначить тех, кто ест глазами начальство, берет руку под козырек и щелкает каблуками, то все проблемы придется решать в Москве. Итак, губернатором должен быть человек, стоящий на страже государственных интересов, хорошо знающий область, не связанный с олигархами, имеющий сильный характер и желание отстаивать интересы территории.

Будем мешать еще лучше

Возникшее где-то "в недрах" мнение, что комиссию по контрольной деятельности ЗС надо упразднить, поскольку она якобы дублирует функции Контрольно-счетной палаты (КСП), является, по существу, высокой оценкой деятельности комиссии. Раньше такого вопроса не возникало, а теперь он появился уже после трех месяцев работы. Значит, мы неплохо поработали и кому-то мешаем. Обещаю, что будем работать еще лучше.
На самом же деле функции у этих структур разные. КСП занимается непосредственно проверками и формулирует по их результатам аудиторские заключения, а комиссия по контрольной деятельности добивается от органов власти решений по итогам этих проверок. В 2005 году, согласно плану работы, комиссия рассмотрит результаты большого числа проверок.
Комиссия часто сталкивается с нецелевым расходованием бюджетных средств, использованием государственного имущества по всем направлениям. Например, по результатам проверки КСП и заседания нашей комиссии следственное управление ГУВД области направило в Законодательное собрание письмо о нарушениях в расходовании бюджетных средств на строительство моста через Ангару на сумму свыше 100 млн рублей. В то же время из-за бесконечных реорганизаций и реструктуризации предприятий очень трудно привлечь к ответственности за растрату.

Юрий Пронин
Байкальские вести

http://www.aldana.ru/news.php?id=4718

15.02.2005


Док. 427213
Перв. публик.: 15.02.05
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 294

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``