В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Желаемое и действительное Назад
Сергей Левченко: Желаемое и действительное
21 марта состоялась пресс-конференция депутатов Законодательного собрания Сергея Левченко и Евгения Рулькова. Они рассказали журналистам о своей работе в областном парламенте и ответили на их вопросы.
Как известно, по ряду вопросов депутаты ЗС, представляющие в нем КПРФ, голосовали против, имея определенные позиции, отличающиеся от большинства.

Задачи детские, цифры виртуальные

Жилищная проблема в Иркутской области является одной из тяжелейших. Даже по Сибирскому Федеральному округу мы находимся по строительству жилья на предпоследнем месте. Одно из направлений её, которое было представлено на последней сессии - это молодежная программа.
- Мы говорим о молодежной политике, а власть на региональном уровне ставит перед собой задачи "детские", - сказал Левченко.
Он считает, что администрации области и Законодательному собранию стоило ставить здесь задачи другого масштаба. Судите сами. По представленной на рассмотрение депутатов программе "Доступное жилье" с 2005 по 2019 годы должны получить квартиры четыре тысячи молодых семей. И большая часть реализации этой программы отодвигается на 2008-2009 и более поздние годы.
По этому поводу Сергей Георгиевич вспомнил фаворита императрицы Григория Потемкина-Таврического, который в свое время говорил, что лучше всего дарить то, чего у тебя нет, и он с удовольствием подарил бы Калифорнию. По мнению Левченко и его коллег, этим законом нынешняя администрация и ЗС пытаются снять с себя ответственность за обеспечение жильем молодых людей. Даже если разделить планируемое жилье на 15 лет, получится порядка 250 квартир в год. Это смешная цифра, которая не может серьезно влиять на положение с жильем для молодежи. Тем более что цифра эта виртуальная. По крайней мере, начиная со следующего года, пока не принят бюджет. Не случайно есть такая "скромная" приписка о том, что программа будет корректироваться в соответствие с годовыми бюджетами. И естественно, если денег в бюджете не окажется, эти цифры будут убраны, даже если будут записаны в договорах.
Остро касается жилищная проблема не только молодежи, но и пожилых людей. Особенно это проявляется перед таким серьезным событием, как 60-летие Победы.
К разговору на эту тему с журналистами депутата Левченко подтолкнул приём по личным вопросам, который он проводил за два дня до пресс-конференции. Обращаясь к депутатам ЗС по жилищному вопросу, люди говорят, что есть заявление должностных лиц администрации области о том, что всем ветеранам ВОВ будут предоставлены квартиры. Обращайтесь, мол, с заявлениями в адрес губернатора, и вопрос будет решен.
Реалии же таковы. На 1 января 2005 года на учете нуждающихся в жилье ветеранов ВОВ стояло 1549 человек. За счет средств, выделяемых в областном бюджете, и с учетом жилья, которое будет строиться для переезда из северных районов, квартиры получит только десятая часть.
- Такого стыда перед нашими ветеранами я не испытывал давно, - говорит Сергей Георгиевич. - Надо было честно заявить, сколько средств выделено и сколько человек могут рассчитывать на получение квартир. Ведь то, что сегодня подается в бравурном, торжественном виде как забота о ветеранах, - мягко говоря, не соответствует действительности. И ветераны не знают, куда сегодня им податься, потому что обещания одни, а реалии другие.

Оптимизм депутата

Проблемы строительства жилья в области вызвали интерес у журналистов. Кто-то не разделил оптимизма депутата по поводу возможности его увеличения. Строительная индустрия на нуле, современные строительные материалы - привозные, - возражали журналисты, - стоимость жилья дорогая. Строительная отрасль практически исчезла, - заслуженных строителей много, а строительства нет.
- Вы не правы больше чем наполовину. Действительно, отрасль развалена, строительная индустрия как таковая отсутствует, мы возим строительные материалы из соседних регионов. Недавно на депутатских слушаниях по ипотеке я услышал такую информацию, которая нашу область не красит. Все выделенные на ипотеку деньги, то есть предназначенные для строительства нового жилья, потрачены на приобретение вторичного жилья.
- Но дело даже не в этом, - считает Левченко. - Выделение на строительство достаточных средств из бюджета это еще не главное. Прежде всего, надо сделать так, чтобы не было в этом деле барьеров, взяток, административных препятствий.
Строительная отрасль такова, что она возрождается буквально в течение одного-двух лет. Об этом говорят примеры других стран. Во время великой депрессии в США средства там стали выделяться именно на строительство, и за счет этого были вовлечены в производственную сферу миллионы людей.
- Уберите барьеры, пустите деньги - и через год-два у нас начнется строительство. Это я вам как строитель говорю, - закончил убежденно Левченко.

Грабеж на мосту

В комиссии ЗС по контрольной деятельности состоит три депутата-коммуниста: Сергей Левченко (председатель), Евгений Рульков (зам. председателя) и Илья Сумароков. На ежемесячных её заседаниях рассмотрено более десятка вопросов. И не по одному из них не было формальных решений "принять к сведению". Рассматривая материалы контрольно-счетной палаты или других контролирующих органов, депутаты стараются максимально четко реагировать на все выявленные нарушения, потребовать ответственности за них.
Комиссия начинает получать ответы от различных организаций, сообщения о том, что принимаются меры, намечаются сроки и т.п.
- Пока нас это не удовлетворяет, - говорит председатель и приводит примеры. Так, еще прежним составом комиссии в прошлом году рассматривался вопрос о финансировании строительства моста через Ангару. Контрольно-счетной палатой области было выявлено не целевое использование 113 млн. рублей (Кстати, эта сумма почти в два раза превышает выделенную из бюджета на строительство жилья ветеранам). Прежняя комиссия направила материалы проверки в следственные органы и прокуратуру, сегодняшняя - взяла переходящий вопрос на контроль. Это вопиющее нарушение, выявленное КСП, вызвало широкий резонанс общественности, о нем говорилось на совещаниях всех уровней, в том числе в прошлую пятницу на областном совещании правоохранительных органов. А сегодня комиссия получила сообщение о том, что уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. В то же время из документов следует, что только на посредническую деятельность в результате перезаключения договоров ушло свыше 13 млн. рублей. Это не может квалифицироваться иначе как особо крупные растраты.
Обращает на себя внимание и тот факт, что вопрос тянется уже больше года, а никаких мер не принято по наказанию виновных в административном порядке. Хотя административное решение по этим делам должны были принять, не ожидая, пока кто-то из прокуратуры оценит их с точки зрения уголовного наказания. Ведь средства ушли, и немалые.
Мы считаем неправомерным закрытие уголовного дела, а также ссылку на то, что эти растраты являются всего лишь нарушением принципов бюджетного законодательства, а именно - эффективности и экономичности. Если вести речь об ответственности, то нужно иметь в виду конкретные факты. Уголовному преследованию по закону не может подвергаться юридическое лицо, но ведь есть конкретные люди, которые израсходовали средства, намного превышающие затраты на фактическое исполнение работ. Мы будем в дальнейшем действовать в зависимости от того, как прореагирует на это дело прокуратура.
Имеют место и нарушения, связанные с лакировкой действительности. Например, пришло указание из Москвы сократить средства на управленческую сферу. Думаете, каким образом это было выполнено? Часть персонала в разных структурах областной организации была переведена из управленческого в прочие. Люди сидят за одним столом, пользуются одной оргтехникой, делают одну и ту же работу, - но один относится к управленческому персоналу, а другой - нет.
Вполне закономерным на этом фоне выглядит следующий факт. В ноябре 2004 года Счетной Палатой РФ в четырех субъектах Федерации закончена проверка использования государственных средств. Выявленные нарушения по учету и отчетности определены в 8 млрд. рублей, из них 6 млрд. приходится на Иркутскую область. Материалы переданы в Генеральную прокуратуру.


По тонкому льду

- Я категорически против того, чтобы верстать какие-либо программы с учетом имеющегося бюджета, - заявил Левченко. - Потому что в таком случае вся Иркутская область начинает жить в чрезвычайной, экстремальной ситуации.
На заседании комитета по бюджету было заявлено, что долгов сегодня у области 22 млрд. рублей, это равно сумме доходной части бюджета. То есть надо год работать, чтобы погасить долги прошлых лет. И конечно, исходя из этих цифр, нельзя строить ни молодежную политику, ни какую другую. Поэтому, когда обсуждали бюджет еще в первом чтении, депутаты-коммунисты заявили на сессии, что кроме самого бюджета, как части финансовой составляющей области, депутаты должны знать все финансовое состояние. В связи с этим заявлением была создана комиссия по кредиторской задолженности. Она отработала полтора месяца, затем распоряжением губернатора её деятельность была продлена до 11 марта. Но, к сожалению, ни во второй половине февраля, ни в марте она не собиралась. И что примечательно: она перестала собираться после того, как Левченко устно и письменно предложил всем членам комиссии выход из бюджетного коллапса. Конечно, меры предложены не простые, но они позволили бы оставлять на территории области гораздо большую часть налоговых отчислений, чем мы имеем сегодня.
- Эти предложения по увеличению доходной части бюджета мы будем отстаивать, - заявил журналистам Левченко (Для читателей "Приангарья": обоснования опубликованы в No4 нашей газеты. А.Х.). - Если мы будем исходить из того, что сколько дали, столько и будем расходовать, мы еще больше снизим бюджетную обеспеченность Иркутской области.
Он привел сравнения по Сибирскому Федеральному округу. Бюджетная обеспеченность в Красноярском крае составляет 14 тысяч рублей на человека, в Эвенкийском автономном округе - 168 тысяч рублей, у нас же - менее 9 тысяч. Намного выше она и в нашем Усть-Ордынском округе.
- Если мы не будем доказывать, не будем пытаться получить то, что заработали у себя в области, будем бояться испортить отношения с Минфином и Правительством, - можно обо всех программах забыть, - заключил депутат.
Левченко согласился с мнением одного из журналистов, что выбивать средства в Центре не просто.
- Согласен, тенденция в России такова, чтобы забрать у регионов и экономику, и политическую власть. Но я же не зря сказал о наших соседях. Года два назад мы говорили, что в Красноярском крае положение еще хуже, чем у нас, там большие долги по зарплате и т.д. Говорить можно, что угодно, но цифры - упрямая вещь. Сегодня у них в полтора раза выше бюджетное обеспечение, и, кстати, они не проводят у себя монетизацию, которую мы быстро и необдуманно, как "по тонкому льду", приняли у себя. Почему им удается, а нам нет? Стоит посмотреть, чем мы хуже и что надо делать.

Отношения внутри парламента

- Сергей Георгиевич, как вы можете обрисовать ситуацию в нашем парламенте в условиях многопартийности?
- Я пока не вижу особых отличий, с точки зрения многопартийности, от предыдущего созыва. За исключением того, что в нем была группа "Деловой союз" и была фракция "Единая Россия". Сегодня групп и фракций в ЗС стало больше. Но они не могут повлиять на решения за исключением внесения каких-либо поправок или эмоционального воздействия. А многопартийность в том смысле, когда партии должны согласовывать между собой какие-то решения, вырабатывать общие точки зрения, - в Законодательном собрании не присутствует. Потому что всё, что предлагается фракцией "Единая Россия", практически принимается. Но беда в том, что ответственности за принимаемые решения "ЕР" в данном случае не несет - и это особенность нашего региона и нашей страны. Одно дело - написать на лозунге ли рекламном плакате: "Мы за справедливость!" или за справедливую оплату труда, за то, чтобы область развивалась. И совсем другое дело, когда фактически принимаются законы, которые противоречат этим лозунгам. Возьмем хотя бы ту же монетизацию. Ведь в 16 субъектах Федерации монетизация не идет. И когда я об этом говорил, мне возражали другие депутаты: они еще пожалеют об этом, им будет хуже. Третий месяц идет, и жизнь показывает, что им не хуже, а лучше. Им удалось доказать, и в связи с этим им больше средств идет в бюджет, и нет такой, как у нас, социальной напряженности.
Поэтому надо, чтобы ответственность на себя брала политическая партия под названием "Единая Россия". Я неоднократно призывал на сессиях: не нужны нам "решения" отдельных членов фракции Государственной думы. Надо, чтобы фракция "Единой России" принимала решение: либо она считаем, что это правильный закон и несёт за него ответственность, либо это неправильно принятый в Госдуме такой же фракцией, - а не вылавливала Шубу, Колесникова или кого-либо еще.
- Появление в Законодательном собрании депутат от "Партии жизни" скажется как-нибудь на структуре собрания?
- Что касается Андрея Аркадьевича Кузина, то человек он достаточно образованный, грамотный с точки зрения бизнеса, финансов. В регионе он владеет довольно крупными предприятиями. Но в количественном отношении один человек не может повлиять на деятельность всего парламента. Есть и еще один момент. К сожалению, люди из бизнеса очень сильно зависят от власти. Поэтому я не очень уверен, что любому представителю бизнеса удастся принципиально до конца отстаивать свою позицию. Скорее всего, с ними могут справляться подковерными методами.
- Как складываются отношения у депутатов-коммунистов с депутатами других партий?
- Отношения со всеми нормальные, - сказал Левченко и привел пример комиссии по контрольной деятельности, в которую кроме коммунистов вошли по собственному желанию лидер регионального отделения партии "Единая Россия" Алексей Федоров, члены депутатской группы "Региональное развитие" Александр Касьянов и Сергей Мутовин. Кстати, в комиссии состоят члены политбюро двух партий - КПРФ и "Единая Россия". - И мы находим общий язык. На заседании комиссии еще не было каких-то принципиальных разногласий по принимаемым решениям. Другое дело - как кто голосует на сессиях, ведь есть еще и такое понятие, как партийная дисциплина.
Депутаты Левченко и Рульков ответили на многие вопросы журналистов, в том числе о бюджете области, конфликте администрации Усть-Ордынского БАО с окружными контрольно-счетной палатой, УВД и прокуратурой и даже о целях пикетов, проводимых в этот день коммунистами Иркутска.

Анатолий Хотулёв
Газета "Приангарье"

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=456

25.03.2005


Док. 427211
Перв. публик.: 25.03.05
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 292

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``