В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Бюджет слегка причесан Назад
Сергей Левченко: Бюджет слегка причесан
Принципиальной позицией коммунистов является справедливое распределение бюджетных средств по уровням - федеральный, региональный, местное самоуправление.
В Кашин, заместитель Председателя ЦК КПРФ (Из доклада на 1У Пленуме ЦК 18.06.2005 г.)

- Сергей Георгиевич, на прошедшей сессии были внесены изменения в областной бюджет 2005 года. Связано ли это с каким-либо улучшением финансового состояния Иркутской области?
- Областной бюджет является отображением социально-экономической ситуации области. К сожалению, ситуация эта не блестящая, несмотря на то, что область наша экспортно-ориентированная, на то, что она богата природными ресурсами и большую часть дохода областного и всего консолидированного бюджетов области составляет добыча природных ресурсов и их первичный передел. Несмотря на благоприятную конъюнктуру цен на природные ресурсы и продукцию первого передела, область находится в сложном социально-экономическом положении.
Подтверждением сказанному является то, что Иркутская область отстает от средних темпов развития России, хотя значится в числе первых пятнадцати регионов по своему экономическому развитию. Вновь возник дефицит бюджета (порядка 10%), который год от года возрастает в связи с тем, что доходная база не растет настолько быстро, насколько растут расходные обязательства. Отсюда достаточно большая кредиторская задолженность.
На заседаниях комитетов Законодательного собрания некоторые депутаты, давая свою оценку ситуации, говорили о том, что сегодняшняя общая задолженность по всем видам равна примерно сумме доходов годового областного бюджета. Когда Законодательное собрание рассматривало бюджет в первом и во втором чтениях, депутаты-коммунисты голосовали против, считая, что он не обеспечивает нормального состояния социальной и бюджетной сфер. Голосовали против с той целью, чтобы стимулировать работу над доходной частью. И одним из предложений в адрес администрации области было: сказать депутатам каково финансово-экономическое состояние области. Когда депутаты голосуют "за", они должны четко представлять это состояние и возможности формирования бюджета.
В связи с этим предложением, которое содержалось в моем выступлении на сессии, губернатор создал комиссию по кредиторской задолженности. В неё вошли председатели ряда комитетов Законодательного собрания и заместители главы администрации, занимающиеся экономическими блоками.
В течение прошлого года прошло несколько её заседаний. Затем она продлила сроки своей деятельности, и мы единогласно определились, что она отработает весь этот год, чтобы помочь грамотно сформировать оптимальный областной бюджет следующего, 2006 года. Есть и вторая сторона: расходы консолидированного бюджета нужно оптимизировать так, чтобы в первую очередь финансировались все наиболее социально значимые направления. Но, к сожалению, в течение двух последних месяцев работа не проводилась, и все те направления, которые были предложены нами по увеличению доходной части, по контролю за расходованием бюджета, остались не реализованными.
Время прошло, а ситуация по бюджету остается прежней, положение дел не улучшается. Подтверждается то, что мы говорили при обсуждении бюджета. На сегодняшней день муниципальные бюджеты, которые во многом зависят от областного, потому что в нем заложена часть трансфертов на бюджетную поддержку территорий, вынуждены финансировать только свои первоочередные расходы (такие, как, например, заработная плата) за счет ссуд из областного бюджета. За полгода область вынуждена была выдать таких ссуд территориям свыше 615 млн. рублей. Это подтверждение того, что сама бюджетная среда области неграмотно сформирована и сбалансирована.
Большой проблемой остаются взаимоотношения с федеральной властью. Мы несколько раз на сессиях, разного рода совещаниях предлагали: давайте работать над бюджетом совместно. В Законодательном собрании есть фракция "Единой России", она составляет половину депутатского корпуса. В Госдуме около 300 депутатов - это две трети состава - являются членами фракции "Единая Россия". И Государственная дума принимает решения, которые не удовлетворяют Законодательное собрание - представительный орган Иркутской области. Я предлагал нашим депутатам обратиться к своим коллегам в Думе, найти общий язык с ними, объяснить им тяжелейшую ситуацию в Иркутской области.
Сегодня, как и в любом случае, ответственность несет большинство: большинство депутатов здесь, в Законодательном собрании, и большинство в Госдуме. Со своей стороны мы готовы поработать с фракцией КПРФ, чтобы она поддержала те предложения, которые будут направлены на улучшение экономической ситуации в области. К сожалению, наше предложение было реализовано в не очень эффективной форме: пригласили один раз наших депутатов Госдумы в Иркутск на встречу, в течение нескольких часов попытались выработать соглашение, потом в течение двух месяцев это соглашение подписывали. Нет такой единой работы, в результате которой губернатор, фракции "Единой России" в Законодательном собрании и Госдуме предприняли бы реальные действенные усилия, выработали конкретные предложения и вместе их отстаивали. И если такая работа не будет организована, то не добьется Иркутская область никаких для себя преференций, не будет иметь достаточных средств для нормального существования.
Работая в Государственной думе, я десятки раз видел, как действуют администрации других территорий по отстаиванию своих позиций. Они собирают депутатов территориальных органов власти и Госдумы, членов Совета Федерации, ученых, известных деятелей науки и культуры, вместе едут в Правительство, Минфин, доказывают, убеждают.
У нас же полный раздрай и в связи с этим обвинения друг друга и поиски виновных в такой ситуации, сложившейся в области. Администрация обвиняет депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, они же говорят, что делают всё, что могут, а администрация области не делает должным образом свою работу.
- Но ведь областной бюджет на текущий год всё же подвергся существенной корректировке, изысканы дополнительные доходы?
- Да, доходная часть областного бюджета возросла в основном за счет увеличения сборов от налога на прибыль. Но, обратите внимание, его дефицит остался почти прежним: он сократился всего на 50 млн. рублей.
Одна из причин здесь - извечное желание при планировании бюджета занизить планку доходов, чтобы при подведении итогов исполнения выглядеть более прилично. Что касается некоторых расходных статей, то их просто подогнали под фактическое положение дел. Расходовали, например, резервный фонд и средства на хозяйственную деятельность - добавили по 50 млн. рублей, по той же причине - 30 млн. рублей ситуационному центру администрации, или включили в расходы недоданное денежное содержание УВД. И таким образом исполнение бюджета будет приближено к принятому закону "Об областном бюджете на 2005 год". Чтобы, так сказать, де-юре соответствовало де-факто.
Вместо того чтобы подводить итоги, анализируя бюджет, принятый в конце прошлого года, мы корректируем его еще до окончания первого полугодия. А когда будем отчитываться за полгода, "все будет хорошо, прекрасная маркиза". Понятно, что такие "меры", принимаемые администрацией, не принесут оздоровления финансового состояния области.

Анатолий Хотулев
Газета "Приангарье"

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=458

05.07.2005


Док. 427207
Перв. публик.: 05.07.05
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 265

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``