В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Контрольная комиссия поставит счетчики на всех каналах, по которым текут бюджетные деньги Назад
Сергей Левченко: Контрольная комиссия поставит счетчики на всех каналах, по которым текут бюджетные деньги
С Сергеем Георгиевичем Левченко мы беседовали сразу после состоявшегося в среду заседания комиссии Законодательного собрания по контрольной деятельности. В ходе рассмотрения четырех вопросов повестки дня ни одна из сторон - ни депутаты ЗС, ни представители администрации области, ни первые лица строительных организаций - ни разу не повысили тон. Скрытое напряжение обозначилось только один раз.
- Нет, вы посмотрите, как он себя ведет! - заметил лидер группы "Региональное развитие" Александр Касьянов.
Реплика предназначалась для руководителя Дирекции по строительству мостового перехода через Ангару Юрия Шеина.
Приведу только некоторые сводные цифры из отчета аудитора контрольно-счетной палаты Дмитрия Дунова, который проводил повторную проверку в Дирекции. "Объем средств, использованных не по целевому назначению" - 11 миллионов 847 тысяч рублей. "Объем неэффективно использованных средств" - 2 миллиона 94 тысячи. "Объем ущерба, нанесенного государству при исполнении областного бюджета" - 5 миллионов 391 тысяча. "Выявлено нарушений законодательства по результатам проведенного контрольного мероприятия" - 21 миллион 605 тысяч рублей. "Рекомендовано ко взысканию или возврату в областной бюджет, в областную казну" - 17 миллионов 238,8 тысячи рублей.
Естественно, что такие цифры заставили и Юрия Шеина, и представителей областной администрации занять активную оборону. Избранная тактика в чем-то оправдала себя. Например, пункт об аренде флота на строительстве моста, решено было вынести за скобки решения и рассмотреть дополнительно. А он в статье о нанесенном государству ущербе "весил" около 5,4 миллиона рублей.
Серьезные деньги, серьезный разбор и, весьма вероятно, серьезные последствия решений. Такова обстановка, в которой работает контрольная комиссия Законодательного собрания.

Два члена политбюро

- Сергей Георгиевич, случайно ли так вышло, что сразу три депутата от КПРФ решили войти в комиссию по контрольной деятельности? У вас заранее был такой уговор?
- Нет, не случайно. Мы поддерживаем, во-первых, друг друга. А во-вторых, даже по персональному составу можно судить, насколько важна работа комиссии. Где еще сидят за одним столом два члена политбюро?
- Какого политбюро?
- Не "какого", а "каких". Я вхожу в руководящий орган КПРФ, Алексей Иннокентьевич Федоров - "Единой России". Но Вы не подумайте чего, мы с изрядной долей самоиронии к этому факту относимся. Тем более, что в нашу комиссию входят еще и лидер крупнейшей группы Законодательного собрания - "Региональное развитие" - Александр Иванович Касьянов, и руководитель дорожной отрасли региона Сергей Прокопьевич Мутовин.
- Давайте вернемся к нынешнему заседанию. С одной стороны, все меньше и меньше становится, что контролировать - потому что сокращаются возможности бюджета в части адресных инвестиционных программ. С другой стороны, постоянно возникал вопрос: как контролировать? И кто будет контролировать того, кто контролирует? Не получится ли так, что на саму процедуру контроля вы ухлопаете больше денег, чем вернете в бюджет?
- Деньги, которые тратятся на содержание контрольно-счетной палаты и комиссии, мы уже многократно окупили. Но даже если представить иную картину, что бы изменилось? Расходование бюджетных денег обязательно должно контролироваться.
Сегодня со стороны работников администрации не раз звучали эти нотки: мол, всех не проверишь, есть Гражданский Кодекс, вот пускай все исполняют, и тогда все будет нормально. Золотые слова! И гражданский у нас есть, и уголовный, и бюджетный, и прочие, только вот их нарушения стали чуть ли не правилом.

Бизнесмен страшнее уголовника

- Во время споров по ходу заседания не раз звучала и другая мысль: система контроля с расходованием бюджетных средств не прописана, не понятна, искажена...
- В системе государственного контроля образовался серьезный перекос. Вы посмотрите, кто у нас сегодня борется с уголовной публикой? Милиция, прокуратура, суд. 3 организации. А кто надзирает за производственником, или, как сегодня принято называть, бизнесменом? Таких организаций 40. Кроме прокуратуры и суда общей юрисдикции - они тоже надзирают за предпринимателями - всякого рода инспекции. Технические, трудовые, природоохранные. Госгортехнадзор, энергонадзор, санэпиднадзор...
О чем говорит это соотношение - три к сорока? Кто сегодня для государства первый враг? Уголовник? Нет! Промышленник, бизнесмен. Судя по количеству контролеров, именно в нем основная проблема. Но это только первый аспект темы. Если рассмотреть контролирующие органы по их отношению к ветвям власти, то почти все они идут по линии власти исполнительной. Все растут на "ветке", которую они же и проверяют. А вот по линии представительных органов в последнее время, наоборот, шло резкое уменьшение числа контрольных органов.
Хотя, казалось бы... Кандидатуру губернатора сегодня утверждает Законодательное собрание по представлению Президента. Но если Законодательное собрание за него голосует, оно должно иметь право контроля или нет? Вроде никакого вопроса не должно быть. Однако сегодня единственной контролирующей структурой по линии Законодательного собрания является наша комиссия.

И на мосту растут дачи?

- Вам не кажется, что сегодняшнее заседание еще и показало несовершенство процедуры проверки? Во время обсуждения третьего вопроса, по мосту, две стороны сначала долго спорили. Потом слово взяла начальник отдела экономического законодательства областной администрации Лариса Краснопеева. Она заметила, что рассматривать проблему надо уже с точки зрения нового федерального закона. Может быть, стоит представлять акт проверки не только тем, кого проверяют аудиторы, но и тем, кто вместе с КСП контролирует объект?
- Это было немного... лукавое, что ли, заявление. Закон, о котором Вы говорите, вступил в силу с 1 января нынешнего года. Что касается аудиторского заключения, то оно составлялось по результатам работы Дирекции в 2004-м. Нарушения были установлены в сопоставлении с прежним законодательством.
Сходная ситуация, например, с налогом на земли, которые находятся под дорогами. До нынешнего года налог надо было заложить в бюджет. А что получилось? Просмотрев картину за предшествующие годы, контрольно-счетная палата обнаружила: задолженность по этому налогу вместе с пенями и штрафами достигла 300 миллионов рублей. Да, законодательство меняется. Но налоговая служба имеет полное право предъявить претензии за прошлые годы. И мы обязаны платить и пени, и штрафы. И, возможно, что дело дойдет до банкротства организации. Не дай Бог, конечно.
- Наверно, неспроста в повестку заседания был включен мост, выбрана Дирекция по строительству дорог.
- Неспроста. Мы, напомню, пришли в Законодательное собрание в октябре прошлого года, а первая проверка состоялась в марте 2004-го, так что можно говорить, что мне это дело досталось по наследству. В прошлом году контрольно-счетная палата провела проверку исполнения бюджета, который выделяли на мост, за 2003 год. И нашла там нецелевого использования на 114 миллионов. Материалы были переданы в прокуратуру и в областное следственное управление. Я запросил документы. Что выяснилось?
Областное следственное управление посчитало, что причин для уголовного преследования нет. Но у меня, откровенно говоря, остаются очень серьезные возражения сомнения. Очень серьезные. Почему я сегодня отставил рассмотрение материалов по мосту для дальнейшего рассмотрения? Чтобы сверить факты в свете нового законодательства. Да, оно поменялось. В прошлом году еще не действовал закон, согласно которому надо привлекать к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Это правонарушение подпадало под меры административной ответственности.
Сегодня в случае выявления нецелевого использования средств следственное управление уже не сможет сослаться на то, что здесь возможно применение только административных мер.
Правда, закон обратной силы не имеет. Те 114 миллионов - они не будут уже предметом изучения. Но сейчас снова идет речь о нецелевом использовании. По одной цифре - 11 миллионов, по другой - 13 миллионов. Тоже достаточно много. Так что разбирательство будет продолжено. Не случайно же возражения на заключение КСП принесли за 5 минут до заседания. Я вижу, что у них написано, в этих возражениях. И все, что происходит вокруг моста, вижу. Идите и посмотрите, какие у них дачи понастроены. Из бетона.
- Где эти дачи?
- На берегу залива.
- Какого залива?
- По тракту в сторону Листвянки.
- Сергей Георгиевич, по каким критериям отбираются объекты для проверок, организации? Что главное при выборе - величина отпущенных бюджетных средств, социальная значимость или еще что-то?
- Мы обязаны отслеживать любую копейку, которая выделена из областного бюджета. И КСП проверяет все отрасли, все направления, куда выделяются средства.
- То есть, вы хотите установить счетчики на абсолютно всех каналах, по которым текут бюджетные деньги?
- Да. Раз выделили, значит, должны проверить, как используются.

Вроде не бездельники...

- Еще один вопрос, который навеян сегодняшним заседанием комиссии. Назывались цифры. Какую отрасль ни возьми, на все у нас выделяется меньше денег, чем в большинстве сибирских губерний. Почему мы в регионе с ориентированной на экспорт промышленностью постоянно латаем дыры?
- Причины я вижу в недостатках по части управления областью в последние годы.
С чего начинается управление? С создания команды, где люди бы понимали друг друга, которые бы действовали в одном ключе и добивались либо одной цели, либо сходных целей. Речь идет не только об администрации области. Это и Законодательное собрание, которое должно понимать исполнительную власть. Это и местный уровень - мэры городов и районов. Это и депутаты Государственной думы, и наши представители в Совете федерации.
А кто виноват, что больше половины наших территорий имеют дефицит бюджета в 100-200 процентов? Мэры виноваты. Они злодеи, они себе там по 100-200 тысяч заработную плату установили. Они домохозяйки, они неграмотны, непрофессионалы и так далее. А областная власть тут ни при чем.
Только я так скажу. Когда в классе есть один ученик-двоечник, это можно понять. Но когда все двоечники в классе, кто виноват? Учитель?
Можно ли сказать, что исполнительная и законодательная власть работали вместе, в одной команде? Да мы за один срок три председателя поменяли. А много ли у нас депутатов Государственной думы, которые, по оценке исполнительной власти, работают хорошо?
- Мне представляется, что Сергей Колесников вполне нормально работал. Не говоря уже о Виталии Шубе. Правда, не знаю, чем занимался Сергей Дубровин - кроме того, что термин "монетизация" придумывал.
- Но на сессиях Законодательного собрания оценки выставлялись как раз в обратном порядке. А, в общем, и целом получалось, что все не умеют область любить. Просто жалко было человека, который работал в такой ситуации: одни непрофессионалы кругом.
Во-вторых, есть же моменты такого плана: человек идет на выборы, его поддерживают финансово-промышленные структуры. Потом приходит черед возвращать долг. Чем-то надо платить. А по известному закону, если в одном месте прибывает, то в другом будет недостаток. В недостатке - бюджет.
- Однако ж новый губернатор на выборы не ходил, местным структурам ничего не должен. Есть шанс подобрать нормальную команду и конструктивно работать с депутатами.
- Поживем - увидим.

Владимир Медведев
Трибуна. Одна десятая России

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=274

16.09.2005


Док. 427197
Перв. публик.: 16.09.05
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 344

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``