В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Правовой статус наказов Назад
Сергей Левченко: Правовой статус наказов
"Депутат - слуга народа"- это известное утверждение не потеряло своего значения и сегодня. Правда, ключевое звено, обеспечивавшее прямую связь депутата с избирателями, оказалось забытым. И таким звеном ещё недавно являлись наказы избирателей, но постепенно о них стали забывать. Конечно, просьбами депутаты завалены и сегодня, но не всякую просьбу можно расценивать как официальный наказ. Ведь наказ соответствующим образом должен быть зафиксирован и обеспечен ресурсами для реализации, а депутат обязан нести ответственность за его исполнение. И вот в ближайшее время пакет областных законов, регулирующих деятельность властных структур и выборных лиц, пополнится новым законодательным актом, который закрепит правовой статус наказов избирателей. К принятию готовится закон "О наказах избирателей". Подготовку законопроекта завершает депутат областного Законодательного собрания Сергей Левченко, возглавляющий комиссию областного парламента по контрольной деятельности.

- Сергей Георгиевич, ваш проект закона о наказах избирателей в ближайшее время рассмотрит сессия Законодательного собрания. Чем всё-таки вызвана необходимость принятия такого закона?
- Право на законодательную инициативу имеют все депутаты, чем я и воспользовался. Ещё во время предвыборной кампании наши кандидаты, избиравшиеся по списку КПРФ, говорили о необходимости законодательного закрепления всех норм и обязательств, связанных с выполнением наказов. Все, кто рвётся во власть, должны не обещания раздавать, а принимать к исполнению наказы избирателей. Естественно, официальным образом, оформленные и зафиксированные.
Необходимость же принятия такого закона диктует сама жизнь. Чего греха таить, сегодня многие властные структуры всё дальше и дальше отделяются от простых людей. По этой причине растёт разрыв между властью и народом. Многие люди просто перестают ходить на выборы, не веря, что их голос что-то значит. Планка активности снизилась, что зафиксировано в действующих законах. Даже если на избирательные участки приходит 20 проц. избирателей, считаем, что выборы состоялись. Даёт знать и такой фактор: если человек, находящийся во власти, будь-то депутат, мэр, губернатор, президент, не устраивает людей, то возможности для его отзыва с выборного поста практически отсутствуют. Правда, кое-где формально существуют законы об отзыве депутатов, мэров, губернаторов, но в реальной жизни, по крайней мере, в Иркутской области, никто не был ещё лишен мандата. Естественно, при таком повальном недоверии становится очень трудно управлять территорией, решать вопросы, возникающие перед властными структурами.
Надо учитывать и последние изменения выборного законодательства. Если ещё недавно главы регионов избирались самим населением, то теперь вместо прямого голосования решающее слово остаётся за президентом страны и представительным органом субъекта федерации. По новой формуле высшую должность в Приангарье занял Александр Тишанин. Раньше кандидатам в губернаторы приходилось изрядно поколесить по далям и весям для встреч с избирателями. Они разъясняли предвыборные программы, выслушивали просьбы, советы, пожелания людей.
Откровенный диалог имел большое значение для каждой из сторон. Ведь затем на основании предвыборных программ кандидата, ставшего губернатором, составлялись планы социально-экономического развития. В них учитывались предложения, возникавшие по ходу избирательной кампании. Затем проекты региональных программ обсуждались на сессиях представительных органов власти, депутаты имели возможность внести коррективы с учётом пожеланий и интересов избирателей.
Теперь же прежняя публичность в столь важной работе попросту исчезла. И только депутаты Законодательного собрания, от голоса которых зависит судьба главы региона, ещё сохраняют возможность влияния на высшее должностное лицо. Что же касается простых людей, то у них остаётся единственная возможность именно через депутатов добиваться, чтобы власть слышала людей и действовала в их интересах. И это ещё одна причина необходимости срочного принятия закона о наказах избирателей.
Пока же приходится прибегать к каким-то вынужденным мерам. Депутаты четвёртого созыва областного парламента были избраны год назад. Мы горячим следам систематизировали важнейшие предложения, поступавшие в адрес каждого из нас; во время избирательной кампании. Эти предложения составили достаточно объемистый том. Он был передан в администрацию Иркутской области, так сказать, для сведения. Нам остаётся надеяться, что там проявят добрую волю и внимательно отнесутся к предложениям с мест. Действовать же должен закон, чтобы наказы в обязательном порядке учитывались в планах социально-экономического развития региона. Люди, высказывая и кандидатам, и депутатам предложения и пожелания, надеются, что их услышат. Вот почему обязательно должна появиться законодательная база, которая определит и порядок превращения конкретной просьбы в официальный наказ избирателя, и организацию контроля над его исполнением.
- Каким образом конкретное пожелание избирателей может быть оформлено как наказ избирателей, и действовать, почти как закон?
- Есть несколько вариантов, которые уже осуществляются в других областях и краях. Скажем, в Белгородской, Волгоградской, Кемеровской областях такие законы действуют. Всего набирается порядка двадцати регионов, где собственными законодательными актами регулируются правовые аспекты принятия и исполнения наказов избирателей. Например, в Белгородской области действует закон, предусматривающий оформление наказов по итогам предвыборной кампании в Законодательное собрание, когда кандидаты идут встречи с жителями, проводятся собрания избирателей. Депутат, получив наказы, занимается их выполнением в течение срока своих полномочий. Естественно, если наказ оформлен должным образом, определяется источник финансирования предстоящих расходов. Средства на выполнение наказов закладываются в расходные статьи областного бюджета.
В Волгограде пошли по другому пути. Там действует закон, который позволяет ежегодно обновлять список наказов. В соответствии с ним собрания избирателей могут проходить до первого сентября, чтобы можно было успеть включить неизбежные расходы в областной бюджет следующего года.
Как известно, до 20 сентября повсеместно верстаются бюджеты и закон, установив сентябрьскую планку, даёт гарантию для исполнения наказа в течение очередного финансового года. Не скрою, волгоградский закон мне более близок, и хотелось бы опыт волгоградских законодателей использовать у нас, в Приангарье.
-
- Именно в этом и заключается смысл моих предложений. Перечень наказов с мест поступит в Законодательное собрание для окончательного утверждения. В законе будет прописана процедура официального оформления наказа, а также утверждена форма протокола. После муниципальных выборов, которые пройдут 9 октября, повсеместно появятся представительные органы власти. Начнёт действовать властная вертикаль, отсутствие которой остро давало о себе знать все последние годы. Вот почему предполагается в законе закрепить за депутатами первого уровня местного самоуправления право оформления наказов. Именно там, в сельских, поселковых и городских думах, должны оформляться протоколы с наказами избирателей. При прямом участии депутатов низового звена будет вестись анализ просьб и предложений, адресованных кандидатам во время предвыборных кампаний или депутатам, вступившим уже в исполнение своих полномочий. При такой практике в итоговые протоколы войдут действительно наиболее важные для данной местности просьбы, касающиеся не одного - двух избирателей, а широкого круга жителей. Тем самым наказ депутату приобретёт силу документа, имеющего общественное значение. После того, как в низовом звене местного самоуправления окончательно определятся с перечнем своих наказов конкретному депутату, решение на этот счёт направляется в Законодательное собрание. В областном парламенте, скорее всего, появится специальная комиссия, составленная из представителей разных фракций. Ей предстоит рассматривать поступившие наказы, оценивать реальность их исполнения. Прежде всего, конечно, депутатам потребуется разобраться с финансовыми возможностями, чтобы дать окончательные рекомендации исполнительной власти относительно сроков исполнения того или иного наказа. Вот почему сентябрь и определён как пограничная дата в сборе наказов, когда начнёт действовать наш закон. Именно в сентябре, как известно, в областной парламент поступает проект областного бюджета на следующий год. У депутатов появляется возможность взвесить финансовые ресурсы и предусмотреть финансирование наказов, согласованных с областной администрацией, через областной бюджет. Думаю, что схема принятия и реализации наказов избирателей должна быть именно такой. По крайней мере, для меня её эффективность представляется очевидной. Если коллеги-депутаты примут подобную концепцию, то мои предложения станут законом.
- Стало быть, закон о наказах вскоре может появиться?
- Я уверен, что областной закон вскоре появится. Все заинтересованы в том, чтобы такая связь с избирателем была. Думаю, что такие законы должны быть приняты и на местном уровне, и в городских поселениях, сельских, на уровне районов и городов. Что же касается моей законодательной инициативы, то она вполне может быть рассмотрена на ближайших сессиях. Законопроект практически готов, занимаемся его шлифовкой. Этим заняты специалисты из юридической службы и одновременно ведём консультации с коллегами из других депутатских комитетов и комиссий.

Борис Краинский
Экономика. Право. Менеджмент

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=293

05.10.2005


Док. 427195
Перв. публик.: 05.10.05
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 305

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``