В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Байкальское противостояние Назад
Сергей Левченко: Байкальское противостояние
"Серьезная борьба за сохранение Байкала только начинается" - заявил первый секретарь Иркутского областного комитета Компартии Российской Федерации, член Президиума ЦК КПРФ, депутат Иркутского областного Законодательного собрания Сергей Георгиевич Левченко в ответ на распространенные в СМИ слова президента В.Путина о необходимости ответственного подхода к прокладке нефтепровода Восточная Сибирь Тихий океан в районе озера Байкал.
- Почему вас не покидает чувство тревоги за судьбу Байкала, что настораживает?
- Возможно, мы стали свидетелями пиар-акции, направленной для смягчения накала в противостоянии общественности и компании Транснефть, вознамерившейся прокладывать нефтепровод по самой кромке байкальского берега вопреки всем экологическим требованиям. В Иркутской области, на территории которой С.Вайншток собирается реализовывать свои проекты, практически нет равнодушных к судьбе озера. Люди митингуют, пишут обращения президенту, в Сибирский федеральный округ. Настроение складывается явно не в пользу Транснефти, которая до последнего дня, невзирая ни на что, шла напролом. Не исключаю, что это и вынудило власть маневрировать.
Пока это выразилось только в словах президента. А стоит ли слепо доверять? Один президент нам уже обещал лечь на рельсы, если при его власти ухудшится жизнь народа.
Далее. Настораживает экспромт, с которым президент подошел к сложнейшему вопросу. В спешке он даже употребил слово "водозабор" вместо "водосбор". Водозабор означает взятие воды из источника. А мы говорим о защите прибрежной территории водосбора, где стекаются реки, впадающие в Байкал. Эти воды должны быть чистыми, и зону их сбора ни в коем случае нельзя подвергать опасности загрязнения. Но как раз этот участок приглянулся Вайнштоку, и по нему собираются прокладывать трубу протяженностью 40 км.
Сейчас нас хотят успокоить словами о том, что надо трубу отвести севернее. Да, надо. На этом настаивает народ. Но поблажки получает Транснефть. Она получает не слова, а решения, закрепленные в документах. Например, в марте этого года было сфабриковано положительное заключение Государственной экологической экспертизы на проект компании. О нем ранее, в январе, 46 из 52 экспертов Госэкспертизы высказались отрицательно. Тогда руководство Ростехнадзора в угоду Транснефти продлило сроки проведения экспертизы, а в это время "подчистили" комиссию, вместо несговорчивых экспертов ввели 34 новых. А далее еще ловчее. Проект и комиссию разделили на 3 части. Одни рассматривали проект "до Байкала", вторые "вдоль Байкала", третьи "после Байкала". Так как первая и третья части вполне приемлемы, то они, естественно, были одобрены. Вторую часть, вокруг которой и кипят все страсти, эксперты отклонили. Но их группа составила всего треть состава экспертной комиссии, т.е. меньшинство. Две трети (численное большинство) высказались положительно, их мнение и стало решающим. Таким образом, компания получила желаемое положительное заключение.
Мы также знаем, что Транснефть добилась изменения "под себя" даже Водного кодекса. После встречи Вайнштока с Путиным кодекс был срочно "подправлен" в Госдуме депутатами от "Единой России", и охраняемая прибрежная зона Байкала перестала быть запретной для трубопровода. Тем самым Транснефть и в части законодательства себя обезопасила. Байкал таких охранных грамот не имеет. Можно ли в таких условиях поверить в то, что на озеро больше покушаться не будут? У меня такая вера может появиться только после того, как будет взят за основу проект, выработанный Сибирским отделением Российской академии наук. Это главное требование, которое сегодня выдвигается защитниками Байкала в Иркутской области.
Широкое общественное движение против проекта Транснефти возникло сразу, как только стало известно, что экологическая экспертиза с ним "согласилась". В марте состоялся в Иркутске большой митинг, в котором участвовали все политические партии, действующие в области, и те, которые имеют представительства в законодательных органах всех уровней. Одно из самых многочисленных представительств в этом движение принадлежит коммунистам. В марте все в один голос потребовали изменить трассу нефтепровода, прислушаться к объективному мнению экологов, ученых Сибирского отделения РАН. Позже "Единая Россия" не была замечена в акциях в защиту Байкала.
Но рядовые иркутяне не отступают. Это без преувеличения сотни тысяч людей. В один день, 16 апреля, когда проводился референдум по объединению Иркутской области с Усть-Ордынским округом, более 60 тыс. человек подписались против планов Вайнштока вести трубу в районе водосбора Байкала. Подписи собирали активисты КПРФ, экологи, участники общественных движений в защиту озера у людей по выходу народа из участков по голосованию. Эти подписи доказывают, что подавляющее большинство взрослого населения не согласно с планами Транснефти.
- В чем особенность проекта сибирских ученых?
- В том, что нефтепровод должен проходить севернее, на расстоянии 200 км от участка водосбора Байкала. Это главный пункт проекта. Его считают экологически выверенным, научно обоснованным. Его поддерживает президиум Иркутского научного центра, в который входят порядка 10 научных институтов, поддерживаем мы, депутаты от КПРФ, ряд других депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Мы проводили специальные слушания на уровне профильного комитета, всего Собрания, где заслушивали и анализировали различные точки зрения. В итоге согласились с мнением ученых, убедительно подтвердивших, что тот участок нефтепровода, по которому руководство Транснефти хочет тянуть трубу, нельзя затрагивать ни в коем случае. На проведенном 31 марта съезде депутатов Иркутской области всех уровней было принято обращение к президенту с предложением пристально рассмотреть проект ученых.
- Чем опасен вариант прокладки трубопровода, проталкиваемый Транснефтью?
- Во-первых, не учитывается, что прилегающая к Байкалу территория сейсмически опасная. Ее сейсмичность, по данным ученых, более 10 баллов по шкале Рихтера. Даже называют 12 баллов. При сегодняшнем уровне развития и науки, и строительной техники и технологий не существует вариантов безопасного строительства для такой зоны. И то, что рассказывают представители Транснефти об особых технологиях типа утолщенный металл, "труба в трубе", укорочение участков под задвижки, их обещают установить через каждые 3 км, все равно, как признают сами проектировщики, это устоит в случае толчков не сильнее 9 баллов, а никак не 10 и тем более не 12. А землетрясения в этих районах могут сопровождаться поднятием или опусканием земной коры. В относительно небольшой исторический, экологический период 150 лет назад рядом с Байкалом опустилась огромная территория, дном озера в одну ночь стали несколько деревень, погибло много людей. Более мелкие землетрясения, по наблюдениям специалистов, случаются: каждые 24 года в 10 - 12 баллов, каждые 7 лет в 9 баллов, раз в 2 года в 8 баллов.
Ученые обращают внимание на то, что зона, где Транснефть собирается прокладывать нефтепровод, покрыта рифтовыми разломами. Эти платформы (выгибания земной коры в форме тектонического свода. Ред.), как определили ученые, могут во время землетрясения сдвигаться одна относительно другой. И это делает еще более опасным нахождение в этом месте нефтетрубы. Если начнутся толчки и смещения поверхности земли, предупреждают ученые, никакая современная сверхпрочная труба не выдержит. Идущая под огромным давлением нефть, а Транснефть планирует перекачивать 9 тыс. т сырой нефти в час, зальет в течение 20 30 минут не менее 10 тыс. кв. метров акватории озера. Для озера это будет полной катастрофой.
Показательный опыт, подтверждающий, что не существует безаварийной схемы эксплуатации нефтепровода, уже есть. Как раз на линии Транснефти, в районе поселка Кыреть 10 лет назад произошел разлив нефти. Она тогда попала в подземные воды, и жители этого и близлежащих поселков до сих живут на привозной воде.
Есть еще один момент. Сам нефтепровод велик по протяженности, пересекает огромную территорию. Обеспечить безопасность сооружения длиной в сотни километров очень сложно. Не только от природных катаклизмов, но и от террористов. Мы живем в такое время, когда нажатием одной кнопки можно сделать так, что Россия потеряет величайший стратегический запас пресной воды. Байкал это пятая часть запасов поверхностной пресной воды мира, и 80 процентов наших внутренних запасов. Стоимость нашего стратегического запаса воды каждые 5 лет возрастает. Его хватит не на 30 лет, как нефти, а на долгие столетия, и стоимость его намного дороже нефти.
- Если уж вы заговорили о цифрах и выгодах, то именно Транснефть, добиваясь "оптимального" маршрута, оценивая его стоимость в 6,5 млрд. долларов, обещает наполнить бюджет Иркутской области налогами, чтобы потом увеличивать пенсии, зарплаты, пособия. Берете ли вы в расчет обещания компании?
- Чтобы оправдать лоббирование интересов Транснефти на самом высоком уровне, нам пытаются внушить, что это выгодно области, ее гражданам. Но с этими обещаниями люди попадают в смешную ситуацию. Они говорят, что, если труба пройдет по территории Иркутской области, то в области наступит очень хорошая жизнь. На самом деле этими баснями они только подтверждают свой дилетантский подход. Они обещают вносить в наш областной бюджет 1 млрд. 200 млн. руб. в год налогов от трубы. Но озолотится ли от этой суммы область? Это смешная цифра для годового консолидированного бюджета Иркутской области, составляющего 60 млрд. руб.
- Вайншток сетует, что строительство нефтепровода подорожает на 900 млн долларов, если его повернуть на север?
- Маршрут трассы, избранный Вайнштоком, выгоднее для бизнесменов. Они положат трубу, прокачают по ней лет 20-30 нефть, а потом все бросят... А Байкалу 25 млн. лет! Им рисковать никто не имеет права. Только один внештатный случай и все кончится. И что мы оставим себе и своим потомкам? Нельзя же ко всему подходить лишь с точки зрения сиюминутной выгоды. Для олигарха...
Меня такой подход удивляет. Все-таки Транснефть находится в государственной собственности. Она, конечно, акционировалась, и в ней действуют сегодняшние законы рынка, как и в частных компаниях. Мы помним, как несколько раз менялись руководители Транснефти при помощи ОМОНа и других силовых структур. Вайншток ее возглавил недавно. Но так как (хотя и по формальному признаку) 100 процентов собственности компании принадлежат государству, то все-таки не Вайншток должен принимать самые главные решения, а государство.
Убежден, что решение о том, как прокладывать нефтепровод, должна принимать не Транснефть, не ее узкие специалисты и не Вайншток, а органы власти: правительство, президент, Минэкономразвития совместно с учеными, экологами. Все должно быть десять раз отмерено и взвешено. В сегодняшней ситуации, когда такого расчета, планирования в стране нет, проявляют инициативу те, кто занимается в своих интересах перекачкой природных ресурсов. Им нужно только увеличивать объемы продажи сырья, чтобы возросла прибыль. Здесь и должно употребить свою власть государство. Оно должно определять, в том числе и сравнивать, изучать различные варианты транспортировки нефти.
Мы же до сих пор не получили ответа на вопрос, почему нельзя транспортировать нефть по железной дороге. Ученые предлагают задействовать БАМ, доказывая, что это выгоднее и надежнее. Нефть по железной дороге в стране перевозили многие годы, аварий не было.
До сих пор нет вразумительного объяснения, почему нельзя перерабатывать нефть в стране, ведь у нас простаивает огромный нефтеперерабатывающий завод в Ангарске. В Советском Союзе на нем перерабатывалось 23 с лишним млн. тонн нефти. Сейчас еле-еле перерабатывается 8 млн. тонн. Вот и получается, что страна все больше и больше зависит от торговли нефтью и газом, как наркоман от иглы наркотической. Потому что сегодняшняя промышленность переработкой не занимается. И в Транснефти мы видим узких специалистов, которые призваны заниматься перекачкой нефти. Это их основная задача, и они это делают. Как делают вопрос другой.
Но существует же немало альтернативных предложений и проектов. Их необходимо открыто, демократично обсуждать с привлечением экономистов, инженеров, экологов, ученых, чтобы выработать решение, выгодное для государства, народа, будущих поколений, а не бизнесменам Транснефти.
Государство обязано сравнивать и оценивать экономичность трассы, сказать, что нефтепровод должен пройти на 200 км севернее берега Байкала, даже если это будет на икс миллионов долларов дороже. Государство обязано заявить, что Байкал дороже нефти.
Никто же до сих пор в этих дискуссиях не назвал стоимость байкальской воды или Байкала. А цифры приводятся такие: только один квадратный метр поверхности озера Байкал стоит триллионы долларов. Т.е. дороже самой уже Транснефти. Вот эти факты и факторы государство должно анализировать. К сожалению, оно этой функции не выполняет.
- Вы считаете, что после заявления президента угроза Байкалу не миновала?
- Какова твердость слов президента, покажет время. Сейчас фактически вопрос завис в воздухе. Пока будет готовиться проектно-сметная документация, пройдет время, пройдут выборы нового президента. Какие тогда появятся приоритеты?
Мы видим, как сейчас "Единая Россия" начала противостоять экологическим вопросам. Значит, такие сверху поступают указания. Практически сегодня КПРФ осталась единственной из числа политических сил, жестко противостоящих посягательствам на Байкал. С нами все здоровые силы региона. Слова президента не ослабили активность наших общественных движений. По-прежнему работает оргкомитет, объединяющий всех защитников Байкала. КПРФ в авангарде этого движения.
- Хватит ли сил и стойкости сберечь Байкал?
- Хватит! Не отдадим Байкал на откуп авантюристам, что бы они ни делали. Вариантов много. Народ встанет стеной.

Советская Россия

29.04.2006

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=428


Док. 427158
Перв. публик.: 29.04.06
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 332

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``