В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Конфликты порождает политическая система Назад
Сергей Левченко: Конфликты порождает политическая система
Иркутск в народе окрестили городом падающих самолетов. Правильно это или нет - другой вопрос, но так окрестили. А вот если бы Россия во всех деталях знала историю многолетних конфликтов исполнительной и законодательной ветвей власти в нашей области, то как стали бы называть саму область?.. Ладно, гадать не будем. Задумаемся о сути этого перманентного противостояния. До 2005 года длительное напряжение во взаимоотношениях областного парламента с губернатором во многом связывали с личностными особенностями этого губернатора. Спору нет, связывали справедливо: ведь Борис Говорин умел из друзей делать врагов. С кем он только не конфликтовал - от уровня местной власти до федеральных министров. В том числе яро боролся и с неугодными руководителями Законодательного собрания.
Теперь наступили другие времена, у власти другие лица. А что ж этот конфликт - все тот же? Неужели и область - вслед за городом - нужно считать аномальной зоной? Давайте-ка послушаем мнение авторитетных людей. Ну вот, например, председателя комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Сергея Левченко.

- Чисто внешне проблемы взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти остались. При прежнем губернаторе эти отношения строились по некой синусоиде. Они достигали большой остроты, когда губернатор добивался переизбрания на посту председателя ЗС В.М. Боровского, потом С.И. Шишкина. В последний год работы прежнего губернатора конфликтов не стало. Причина не в том, что нашли общий язык. Причина, скорее всего, в том, что достаточно большая группа депутатов ЗС была настроена проговорински.
Думаю, что определенная оппозиционность между исполнительной и законодательной властями в принципе должна быть. И она даже полезна. Если рассуждать о целях, которые преследуют две ветви власти, то надо признать: эти цели разнятся. Законодательную ветвь избрали люди, поэтому депутаты все вместе являются представительным органом власти. Руководство исполнительной региональной власти избрано по представлению президента. Избрано депутатами, а это значит, что депутаты взяли на себя ответственность за работу губернатора. И люди, если вдруг возникнут претензии к его работе, могут эти претензии адресовать и депутатскому корпусу: "А вы куда смотрели?" Вот мы и должны пристально смотреть: все ли решения исполнительной власти правильны? Если имеются неправильные, то поправлять. Вот уже заложено зерно определенной оппозиционности.
Вы называете отношения двух ветвей власти в Иркутской области конфликтом. Я бы подобрал другое определение: мы пока что находимся на грани конфликта. Мы можем не дойти до нее или, наоборот, перейти эту грань. Вероятность и того и другого сохраняется.
Если же говорить о причинах противостояния, о его глубине, можно найти много сходства с тем, что происходило в прежние годы. В принятии решений органов власти, как исполнительной, так и законодательной, сегодня большую роль играют финансово-промышленные группы, а не население. Эти группы, конечно же, имеют между собой конфликты интересов. Интересы сталкиваются при дележе предприятий, месторождений полезных ископаемых и так далее. ФПГ хотят как можно сильнее влиять на власть - это тоже постоянно порождает новые конфликты. Неудивительно, что борьба между ФПГ переносится и на работу двух ветвей власти.
Я думаю, ваши читатели помнят, что в роли спускового крючка нынешнего противостояния выступило отношение к Верхне-Чонскому месторождению нефти. Как только областная администрация решила вернуть областной пакет акций, сразу же возникли противоречия по многим другим позициям.
При сегодняшней системе власти в нашей стране, когда ФПГ во многом определяют политику и государства, и отдельных представителей власти, борьба интересов не прекратится. Конфликт может быть открытым или замаскированным, но он будет. И представители органов власти в нем будут участвовать.
Посмотрите на этих представителей. С большим трудом среди них можно найти человека, прошедшего школу жизни, как в советское время. Ведь тогда во властных органах кого мы видели? Людей, зарекомендовавших себя на производстве или в социальной сфере, которые потом, когда стали хорошими специалистами и организаторами на своем заводе, в больнице, в школе, выросли до уровня района и города, потом до уровня области. Вот эти подготовленные кадры и участвовали в выработке и принятии решений. А что нынче? Даже на руководство федеральными структурами приходят выдвиженцы из каких-то частных предприятий, которые никогда не отвечали за деятельность территорий, за судьбу людей, за благополучие социальной сферы. Такая кадровая политика тоже порождает постоянные конфликты. Поэтому, подытоживая совокупность причин, можно сказать, что постоянные конфликты между ветвями власти порождает сама нынешняя политическая система, не отражающая интересы народа.

Вячеслав Смирнов
Байкальские вести

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=451

25.07.2006


Док. 427151
Перв. публик.: 25.07.06
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 262

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``