В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Меня удивляют вялость и покорность Назад
Сергей Левченко: Меня удивляют вялость и покорность
Побывав в гостях у нашей газеты, лидер коммунистов Иркутской области, председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания ответил на вопросы журналистов.
- Сергей Георгиевич, на минувшей сессии ЗС коммунисты, хотя и остались несколько раз в меньшинстве, высказали свою точку зрения по спорным вопросам. Например, по бюджету на 2007 год...
- Предложенный Законодательному собранию проект областного бюджета - один из самых катастрофических за 15 лет реформ. Никогда у области не было таких объемов государственного долга, как сейчас, - более 11 миллиардов рублей, или 37 процентов от суммы всех доходов (без учета федеральных трансфертов). Это деньги, которые областной бюджет, в соответствии с законодательством, должен был выплатить в предыдущие годы, включая задолженность по кредитам. Объем государственного долга может затруднить администрации области получение кредитов и размещение ОДО, ухудшить условия кредитования (прежде всего, через повышение процентной ставки). Ситуация с бюджетом у нас хуже, чем в соседних регионах Сибирского федерального округа. Кроме того, в следующем году у области впервые будут столь большие обязательства по социальным выплатам населению, но в бюджет дополнительные средства, - а это еще около 5 миллиардов, - не заложены.
Бюджет представлен с максимально возможным по закону дефицитом - 15 процентов от доходной части. Три-четыре года назад ситуация с областным бюджетом тоже не была блестящей, но тогда имелся профицит - превышение доходов над расходами. Потом появился дефицит в один миллиард, позже - в три, а теперь - в шесть миллиардов для консолидированного бюджета области. Не предусмотрен на следующий год и большой - по различным оценкам, от 2,5 до 3,8 миллиарда рублей - объем средств, которые область должна дать муниципалитетам для исполнения ими своих обязательств. Правда, решение о форсированном проведении в Иркутской области реформы местного самоуправления принимала прежняя администрация. А ведь была возможность отложить ее до 2009 года, как и поступили во многих регионах.
Тем не менее проблема бюджетной обеспеченности местного самоуправления остра, как никогда. Теперь у большинства муниципальных образований много полномочий, но для их исполнения нет денег. Бюджетом не предусмотрены и более двух миллиардов, которые необходимо направить на повышение заработной платы бюджетникам с 1 января и 1 мая 2007 года.
Но меня задевают даже не цифры, а готовность большинства депутатов без обсуждения голосовать за бюджет. Такая апатия, вялость и покорность меня удивили и возмутили. А ведь еще накануне сессии существовал проект протокола, который Законодательное собрание готовилось подписать с губернатором. Там были названы все важные цифры и тенденции, а также меры по исправлению ситуации. В итоге протокол отодвинут в сторону, а бюджет все равно поддержали.

- Нет, депутат Гринберг сделал замечание насчет недостаточного прироста доходов...

- Ну да, сделал. И тут же проголосовал "за".

- Кто виноват в бюджетной проблеме - федерация или регион?

- Действительно, наиболее собираемые налоги уходят в федеральный бюджет. Но есть моменты, которые надо учесть на региональном уровне. Так, при обсуждении программы социально-экономического развития Иркутской области до 2010 года я несколько раз спрашивал, сколько финансово-промышленные группы, по мнению администрации, недоплачивают в бюджет области, исходя из Налогового кодекса РФ. Речь не о месте регистрации предприятия, а об объеме выпускаемой продукции или количестве работающих на предприятии людей. Это легко посчитать. Представители администрации ушли от ответа, хотя и заявили, что такие расчеты у них есть и что финансово-промышленные группы действительно недоплачивают в областной бюджет.
Раз нет ответа, то на сессии 4 октября я предложил, чтобы депутаты могли рассмотреть двусторонние соглашения, которые администрация заключает с финансово-промышленными группами. Они вроде бы подписываются, но мы их в глаза не видели. А вообще, по нашим расчетам, корпорации ежегодно недоплачивают в областной бюджет шесть миллиардов рублей. Повторю - ежегодно: и в 2005-м, и в 2006-м, и, судя по проекту бюджета, в 2007-м. Мы будем подталкивать администрацию области к действиям в этом направлении.
Теряем мы и в результате толлинговых операций в алюминиевой промышленности. Правда, изменить такой порядок налогообложения - задача государственного масштаба. Поэтому тем, кто в администрации рассуждает о толлинге, следует, на мой взгляд, прежде всего не забывать о вопросах, решение которых им действительно под силу.

- А чем объяснить точку зрения коммунистов относительно передачи неразграниченных земель Иркутска в ведение администрации области?

- Позиция коммунистов по земле предельно ясна: мы хотели бы, прежде всего, знать, как именно этой землей будут управлять в дальнейшем. Те, кто выступает за передачу земли из города в область, должны четко представлять, почему, за счет чего, каким образом этот шаг улучшит положение дел в жилищном строительстве. Было бы странным просто передать полномочия одного человека другому, не прояснив эти вопросы.
Всем жителям Иркутска, которые обратились к коммунистам с предложением голосовать за передачу земли в администрацию области, мы отвечаем, что у нас много замечаний к мэрии, - недостатков в городе вагон и маленькая тележка. Но о каких изменениях речь, если землю просто передать из комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) в областной комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ)? Давайте подробно обрисуем механизм, кто и как будет управлять землей, если ее передать в распоряжение администрации области.
Мне довелось работать председателем райисполкома, и я хорошо знаю, насколько сложны вопросы земельной политики. Чтобы принимать эффективные решения, требуется большая работа высокой квалификации и учет множества факторов. Но пока я вижу другое: примите решение, отдайте землю, а дальше все уладится само собой. При таком подходе можно наломать немало дров.

- Все кругом просят денег. А почему, например, в Иркутске до сих пор нет земельного кадастра, хотя разговоры о его составлении идут второй десяток лет. Нет кадастра - нет арендной платы, нет земельного налога, нет больших поступлений в городской бюджет. При этом мэрия постоянно жалуется на нехватку денег, а еще - увеличивает расходы на собственное содержание в 2007 году на 300 миллионов рублей. Это примерно годовой бюджет Нижнеудинска. Ищем деньги в чужом кармане, а свой - дырявый...

- Чтобы составить в Иркутской области полную нормативную документацию по земле, нужен примерно миллиард рублей. Говорят, таких денег нет. Но надо действовать хотя бы избирательно - там, где земля действительно имеет ценность и где есть средства в бюджете. Это, прежде всего, Иркутск, Ангарск и Братск. Согласен, озвученная вами проблема существует.

- Почему, на ваш взгляд, депутаты от " Единой России " изменили свою позицию по передаче земель Иркутска в администрацию области: сначала были "против", но на сессии - голосовали "за"? И готовы ли они принять закон и во втором чтении? Не ожидается ли следующий торг за закрытыми дверями?

- Я состою в другой партии, поэтому могу только догадываться. Мне кажется, "Единая Россия" очень озаботилась вопросами внутренней дисциплины. Там есть проблемы такого рода. Поэтому раз их руководящий орган принял решение - остальные подчинились, а все нюансы (прошлая позиция, что делать дальше и т.п.) - побоку.

- Похоже, на следующей сессии будет затронута еще одна горячая тема - не вернуть ли 5 процентов налога на доходы физических лиц из местных бюджетов в областной...

- Группа депутатов-коммунистов пока не сформулировала свою позицию, однако свое мнение я выскажу. Как бы ни было тяжело областному бюджету, отнимать у муниципальных образований 5 процентов подоходного налога нецелесообразно. Получив эти деньги, крупные города наконец-то смогли вздохнуть свободнее. Мы видим, что в коммунальном хозяйстве Иркутска произошли изменения к лучшему. Да, изменения небольшие, "фасадные", да, благоустроены только несколько улиц в центре города, да, предстоит сделать намного больше, но эти изменения уже заметны.
Прежняя администрация тоже грешила перераспределением средств - забирала как можно больше у тех, кто зарабатывал, и отдавала тем из мэров дотационных территорий, кто был политически лоялен Борису Говорину. Заодно у крупных городов отбивали охоту наращивать доходы: "А зачем? Все равно отберут". Да и у остальных тоже: "Зачем? Губернатор все равно даст за верность". Плохо, если вернемся к тем временам.
Сейчас Россия чрезмерно централизована: внизу остались полномочия, но почти все деньги наверху. Надо не отнимать и делить по собственному усмотрению, а заранее дать гарантии всем муниципалитетам, что они получат необходимые средства в свой бюджет через налоговые поступления. А то получается двойной стандарт: мы ругаем Москву, что она обделяет нашу область, а сама область делает с местным самоуправлением то же самое.

- Почему депутаты от КПРФ не поддержали кандидатуру Сергея Мутовина на должность вице-спикера?

- Кадровые перестановки в Законодательном собрании совершаются в рамках пакетного соглашения между фракциями и группами, заключенного два года назад, сразу же после выборов. По соглашению каждая фракция получила определенное количество мест во главе ЗС, а также комитетов и комиссий, причем какая именно кандидатура предлагалась, не имеет значения - все голосуют "за". Другое дело, если фракция, которая лишилась какого-то поста, заявляет, что дальнейшее перераспределение сделано без ее согласия. Тогда мы защищаем пакетное соглашение.
Так произошло, когда руководитель фракции Аграрной партии Дмитрий Баймашев покинул пост заместителя председателя Законодательного собрания. Буквально накануне сессии мы получили информацию, что аграрии не согласны, чтобы это место отошло к "Единой России". Тем не менее вопрос включили в повестку и проголосовали. На прошлой сессии Аграрная партия не протестовала, и депутаты-коммунисты поддержали кандидатуру Мутовина. Теперь, когда появились возражения, естественно, голосовали против. Коммунисты намерены вернуться к этой теме.

- Зато существующие правила выборов удалось защитить...

- Смысл предложенных поправок - создать дополнительные препоны для оппозиционных партий. Например, предложено увеличить избирательный фонд партийного отделения на выборах в Законодательное собрание с 5 до 60 миллионов рублей. Представьте - 60 миллионов на областные выборы! Понятно, такие деньги (и даже больше) есть только у одной партии. А залог, который вносится вместо сбора подписей, составит 9 миллионов рублей!
Мы не поддерживаем и предложение, чтобы те, кто входит в первую тройку партийного списка, имели право отказаться от депутатского мандата сразу после выборов, а депутатами вместо них могли стать следующие кандидаты из списка этой партии. Это обман избирателей.
Коммунисты не боятся семипроцентного барьера для прохождения в Законодательное собрание, к тому же нам, как партии, имеющей фракцию в Государственной думе, не надо собирать подписи или вносить залог. Но тут дело принципа - мы беспокоимся о других партиях, которые не имеют наших возможностей. Если поднять барьер с пяти до семи процентов, то пройдут две-три партии, набрав в общей сложности немногим больше 50 процентов. Остальные же голоса тоже отойдут им, то есть как бы пропадут. Плюс - наверняка низкая явка избирателей. Выходит, легитимность депутатского корпуса будет невысокой.
Будучи, "неправильной партией", которая, по мнению администрации президента, не должна пройти в законодательные органы, мы считаем, что барьер нужно не поднять с 5 до 7 процентов, а снизить с 5 до 3 процентов. Это будет справедливо и демократично.

- На сессии депутатская группа " Антикоррупция " преобразована в комиссию по противодействию коррупции. Пересекается ли сфера ее полномочий с комиссией по контрольной деятельности?

- Мы информируем друг друга о делах, которые могли бы быть взаимно интересны. Например, председатель группы, а теперь комиссии, член депутатской группы КПРФ Владимир Потапов обратился ко мне с просьбой рассмотреть на совместном заседании положение в Усть-Илимске, где имеются многочисленные и серьезные нарушения со стороны городской администрации. Заседание состоится 9 ноября.

- Недавно руководители КПРФ заявили о том, что в партийную программу будут внесены изменения. О чем речь?

- Компартия не должна отставать от жизни. У нас действует постоянная комиссия по подготовке поправок в программу. В рамках общепартийной программы год назад принята социально-экономическая. Ее мы направили всем губернаторам, всем депутатам обеих палат Федерального собрания и в законодательные органы всех регионов. Мы - действуем как официальная партия - раз в средствах массовой информации к нам очень много претензий, то хотелось бы услышать замечания по нашей социально-экономической программе. Познакомившись с программой, мне в администрации области сказали: "Программа хорошая, но она для другой власти". То есть претензий с точки зрения экономических законов, реальности выполнения намеченного, скоординированности и правильности выводов нет. Но конечно, эта программа не для "Единой России".
Наверное, в программе будет четче сказано, что в столь большом государстве, как Россия, все решения и все деньги не должны концентрироваться в одной точке. Коммунисты выступают защитниками федерализма. Каждая территория должна иметь ресурсы для выживания. Но сейчас основная часть средств, получаемых от эксплуатации природных ресурсов, аккумулируются за рубежом. Мы считаем, что природные ресурсы должны принадлежать государству.
В последние годы, несмотря на все заявления руководства страны, продолжается - правда, теперь в скрытой форме - использование государственных компаний в интересах узкого круга лиц, на этот раз из высшей бюрократии. Нам говорят о патриотизме, интересах государства, но на деле происходит нечто иное, причем хитроумнее, чем в ельцинский период. Тогда бал правили олигархи-частники, а сейчас - представители государства в естественных монополиях. Приватизация им и не нужна, ведь в России частную собственность всегда могут отнять, если ты не у власти. Поэтому необходимые операции на всякий случай нужно сделать до 2008 года.

Юрий Пронин
Байкальские вести

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=472

31.10.2006


Док. 427147
Перв. публик.: 31.10.06
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 325

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``