В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Левченко: Остальные партии копируют программу коммунистов Назад
Сергей Левченко: Остальные партии копируют программу коммунистов
Встретившись с журналистами "Байкальских вестей", первый секретарь Иркутского обкома КПРФ, председатель комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания ответил на вопросы о прошлом, настоящем и будущем.

- Сергей Георгиевич, какова ваша оценка региональных и муниципальных выборов 11 марта?

- Компартия отрицательно относится к муниципальной и административной реформам, так как они дискредитируют власть вообще. Большой объем полномочий, переданный в местное самоуправление, не подкреплен финансами и поэтому намного превосходит реальные возможности муниципалитетов. Как результат, люди стали еще больше не доверять власти. То есть муниципальная реформа в ее нынешнем виде "подставляет" руководителей местного самоуправления, будь они хоть семи пядей во лбу. Какие там полномочия, если во многих селах, поселках, районах, городах нет денег даже на заработную плату бюджетникам!
Отсюда настороженное отношение коммунистов к местным выборам. В Иркутской области мы не стали выдвигать кандидатов, так как это означало бы поддержку муниципальной реформы. Лишь в некоторых случаях КПРФ оказала поддержку тем, кто выдвинут самостоятельно или другими партиями. Например, Бодайбинская организация поддержала Евгения Юмашева на пост районного мэра, и он победил, набрав более 80 процентов голосов.
Мы приняли решение не поддерживать официально, то есть как организация КПРФ, кандидатуру действующего мэра Усольского района Петра Герасимова, выдвинутого "Единой Россией". Но в то же время коммунисты могли оказать ему поддержку на индивидуальной основе. Этой возможностью воспользовались известные в районе люди - члены КПРФ: Илья Сумароков, Вячеслав Назаров и другие. Герасимов тоже убедительно выиграл. Из трех округов по выборам в думу Усольского района от поселка Белореченского в двух победили кандидаты-коммунисты, а в третьем округе наш кандидат занял второе место, немного уступив победителю.
В Иркутском районе КПРФ поддержала кандидатуру Александра Степанова - третье место, 11,7 процента, в Тулунском - Николая Рубцова (второе место, 42 процента).
По итогам выборов в законодательные собрания 14 регионов России КПРФ прибавила в полтора раза по сравнению с выборами в Государственную думу 2003 года, заняв общее второе место. У коммунистов теперь будут фракции во всех регионах, где состоялись эти выборы. Правда, мы не считаем такой результат победой. Речь, скорее, о сохранении прежних позиций: количество голосов в поддержку компартии возросло, но их соотношение с голосами за "Единую Россию" почти не изменилось.
Другое дело - в нынешней системе власти не имеет значения любое место, кроме первого. "Единая Россия", обладая большинством, практически не считается с позицией других партий. По-иному бывает лишь в случае, если "Единой России" не удалось в одиночку провести необходимое ей решение. Например, в Законодательном собрании Иркутской области это произошло при обсуждении поправок в закон "О выборах депутатов ЗС". Только под давлением оппозиционных депутатов, включая коммунистов, "единороссы" пошли на создание согласительной комиссии. Возможность реально влиять на ситуацию в стране или регионе появляется у других партий, когда "Единая Россия" получает на выборах меньше половины голосов. Если же у правящей партии больше 50 процентов, то рассуждений не будет: поступают указания из Москвы, и включается машина для голосования.

- Что предложит избирателям КПРФ на выборах в Государственную думу?

- Очень важно, чтобы избирательная кампания стала борьбой идей, позиций, программ, а не административно-финансовых ресурсов, пиар-технологий, когда противники стремятся "замочить" друг друга. От выборов к выборам остальные партии копируют, повторяют программу КПРФ, стремятся выглядеть левыми в глазах избирателей. Это значит, что большинство в России придерживается левой идеологии.
Вспомните, даже Ельцин накануне каждых выборов вспоминал, что нужно бороться с коррупцией и помочь ветеранам. Перед выборами 2003 года "Единая Россия" выставляла себя партией социальной ответственности. Но после выборов, получив вожделенные голоса, она занялась монетизацией и прочими безобразиями. В общем, "единороссам" хочется быть левыми на словах, но не на деле, использовать общественное недовольство, протестные настроения в своих интересах: лишь бы выиграть выборы, а там хоть трава не расти. Кто же честен, а кто обманывает избирателей?
Недавно о своем намерении строить социализм заявил лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Посмотрим, чем обернутся эти заявления, но очевидно, что все крупные партии выйдут на декабрьские выборы с левыми, социалистическими лозунгами.

- Возможны ли союзы коммунистов с другими партиями, включая новичка на политическом поле - "Справедливую Россию"?

- Об устойчивых союзах сейчас говорить сложно, но совместные действия по отдельным вопросам - да. Собственно, работа Законодательного собрания нынешнего созыва началась осенью 2004 года с так называемого пакетного соглашения между политическими партиями, где распределены посты в руководстве, комитетах и комиссиях. Это позволило не увязнуть в скандалах, а сразу перейти к работе.
Что касается "Справедливой России", то эту партию, как и "Единую Россию", создал Кремль. Но я бы не торопился на этом основании ее осуждать. Дальнейшие события покажут, во что превратится "Справедливая Россия". Пример "Родины" перед глазами: сначала ею управляли, а затем не смогли. У нас ведь в стране не многопартийность, а многоподъездность - в том смысле, что в здании администрации президента несколько подъездов, а в каждом подъезде разные люди. Первоначальный расчет Кремля не всегда сбывается, и шарахнуть может в любую сторону.

- Достигнут ли компромисс по новой редакции закона "О выборах депутатов Законодательного собрания"?

- Согласительная комиссия еще не приняла окончательного решения, но позиции участников переговоров прояснились: каждая из партий, включая "Единую Россию", готова что-то уступить, а что-то жестко отстаивать. В принципе, мы согласны на увеличение максимального размера избирательного фонда для каждой партии до 60 млн рублей - пусть те, у кого есть большие деньги, тратят их легально, а не так, как сейчас. Но взамен КПРФ требует, чтобы величина залога для регистрации партийного списка на выборах в Законодательное собрание составляла не 15 процентов от максимального размера избирательного фонда, как сейчас, а 5 процентов. Это позволит участвовать в выборах не только денежным мешкам.
Не исключено, что все участники переговоров примут предложение "Единой России" увеличить барьер для прохождения партийных списков в ЗС с 5 до 7 процентов. Зато может быть отклонена инициатива "единороссов" о разделении регионального списка кандидатов от каждой партии на восемь территориальных групп. Такое новшество в интересах опять-таки лишь партии власти, так как позволяет сблизить границы территориальных групп с границами одномандатных округов. А именно в "Единой России" отработана система одномандатников-"паровозов", которые, по замыслу "ЕР", будут вытягивать за собой территориальную группу партийных кандидатов.
В то же время "Единая Россия" настаивает на поправке, позволяющей кандидатам, входящим в первую тройку партийного списка, слагать с себя депутатские полномочия сразу после выборов, а освободившееся место передавать внутри этого же списка, а не отдавать другим партиям. Оно и понятно: у партии власти есть жесткая установка сверху включать в списки кандидатов на выборах в законодательные собрания руководителей, имеющих административный ресурс, - прежде всего губернаторов.

- Какова позиция депутатов-коммунистов по кандидатуре уполномоченного по правам человека в Иркутской области?

- Она неизменна: мы поддерживаем Валерия Лукина. Вообще, решение этого вопроса явно затянулось, причем из-за внутрипартийных разногласий в "Единой России". Нужно быть последовательными: раз институт уполномоченного по правам человека учрежден, то он должен существовать на деле, а не на бумаге. Не хотелось бы очередного обмана, когда формально введена должность, существующая в цивилизованных странах, но фактически ее займет фигура, удобная властям. Напротив, Валерий Алексеевич Лукин зарекомендовал себя последовательным защитником пострадавших людей. У него большой опыт профсоюзной, законодательной, политической работы. Другое дело, он кому-то может показаться неудобным. Однако удобный человек в этой должности - это дискредитация и власти, и закона "Об уполномоченном по правам человека".

- В первые полгода полномочий новой администрации области было много оценок ее работы. Сейчас, через полтора года, гораздо меньше. Почему?

- Некоторое успокоение в обществе объяснимо тем, что все-таки очень многие к 2005 году хотели сменить губернатора и прекратить топтание Иркутской области на месте. И когда эта смена произошла, был всплеск эмоций, надежд, прогнозов. По инерции предыдущего периода борьбы обсуждалась кадровая политика, первые сто дней и тому подобное. Теперь, когда стартовый отрезок пройден, настал период осмысления, анализа происходящих событий. С другой стороны, новый губернатор работает еще не так долго, чтобы произошли серьезные изменения социально-экономической ситуации. Наверное, время обобщающих оценок работы администрации Александра Тишанина придет к выборам в Законодательное собрание осенью 2008 года.
Сегодня можно сделать лишь предварительные оценки, причем не по результатам работы, а по принятым решениям. Некоторые из них коммунисты поддерживают (например, решение о возврате в государственную собственность пакета акций ОАО Верхнечонскнефтегаз или увеличении финансирования сельского хозяйства). Есть и решения, вызывающие иную реакцию, хотя некоторые из них губернатора вынуждает принимать федеральное законодательство. Еще накануне утверждения кандидатуры губернатора Законодательным собранием мы представили Александру Георгиевичу наши предложения по стратегии развития области. Он с ними согласился и обещал работать над их выполнением. К началу 2008 года областное отделение КПРФ проанализирует выполнение этих обещаний.
Среди политических изменений отмечу завершение открытого противоборства между губернатором и Законодательным собранием, которое можно было наблюдать в прошлом году. Борьба, однако, не прекратилась, но приняла скрытые формы.

- Каковы ближайшие планы комиссии по контрольной деятельности?

- Наша работа в 2007 году связана с плановыми проверками, которые проводит и будет проводить Контрольно-счетная палата области. Комиссия рассматривает итоги этих проверок - как по муниципальным образованиям (в этом году уже приняты решения по Усть-Илимску, Черемхово, Зиме, Тулуну), так и в отношении структурных подразделений администрации области. Главное внимание уделено сферам наибольших расходов из бюджета - здравоохранению, образованию, строительству, культуре, спорту. Через некоторое время комиссия возвращается к обсужденным ранее вопросам, чтобы посмотреть, как исправляются недостатки.

- В нынешнем году отмечается 90-летие революций 1917 года - Февральской и Октябрьской. В чем их уроки для сегодняшнего дня?

- В истории многое повторяется, хотя и в измененном, обновленном виде. Нынешняя ситуация в России похожа на ту, что была в начале прошлого века. Другое дело, что инициаторы, движущие силы, цели Февральской и Октябрьской революции были разными. К февралю 1917 года большинству населения надоела невразумительная монархия, а в октябре главную роль играли наиболее революционные слои, стремящиеся переустроить общество на идеологической основе. Это не только большевики, но и, например, эсеры. Конечные цели революционных партий тоже не совпадали, но на том этапе они, действуя вместе, пришли к власти.
Сейчас тоже есть революционный настрой. Возьмите недавний "Марш несогласных" в Петербурге - там участвовали политические силы, от Касьянова до Лимонова. Их объединила именно революционность, вызванная тем, что эти организации под различными предлогами не допускают к участию в выборах. То есть, преследуя различные цели, придерживаясь несовпадающих взглядов, люди находят общее в революционных действиях. В "бархатных революциях" в ряде стран Восточной Европы и СНГ, несмотря на проведение выборов, ключевое значение имела уличная активность народных масс. Только под их давлением там произошла смена власти. Перед нами действительно революционные события, а не эволюция.

- Но лидер КПРФ Геннадий Зюганов недавно заявил, что Россия исчерпала лимит революций...

- Это заявление адресовано, прежде всего, властям. Они должны помнить, что лимит исчерпан, и не испытывать терпение народа. Иначе без революции не обойтись.

Юрий Пронин
Байкальские вести

20.03.2007

http://www.aldana.ru/vip.php?class=2&id=63&text=525


Док. 427144
Перв. публик.: 20.03.07
Последн. ред.: 20.02.08
Число обращений: 276

  • Левченко Сергей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``