В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании с представителями малого и среднего бизнеса Назад
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании с представителями малого и среднего бизнеса
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, ситуация тяжелая. Стандарты, государственные стандарты, отраслевые стандарты, СНиПы [строительные нормы и правила] - все они, по сути, утратили силу. Тем не менее все они де-факто действуют, потому что та система технологического регламентирования, которая была предложена некоторое время назад, она оказалась абсолютно нестыкующейся с нашей экономикой современной.

Плюс процедура, которая была предложена авторами этого закона, оказалась нереальной. В результате все мы находимся в таком сером пространстве, когда непонятно, какие нормы действуют технически, а какие нет. И в любой момент за шиворот любого из здесь присутствующих, и представителей крупного бизнеса, на самом деле могут схватить и сказать, что ты действуешь, ты строишь, ты производишь в нарушение технологических норм.

Очень большая проблема. Вот по ней нужно в экстренном порядке принимать огромное количество технических регламентов, причем желательно это делать уже не на уровне законов, потому что мы не успеем это все "нашлепать" в быстром таком темпе, а на уровне постановлений Правительства. Сейчас эта работа уже пошла, но все равно очень многое еще предстоит сделать.

Другая составляющая, или другая буква "и" - инновации. Ну, здесь вам всем все понятно, потому что практически все здесь представленные компании - это малые инновационные фирмы. Единственное, что мы должны делать, это всячески укреплять этот инновационный элемент, повышая количество инновационных малых предприятий, там, с жалкого 1% до хотя бы 10-15%.

И здесь как раз достаточно важное, действительно, значение имеет процедура защиты изобретений, которая тоже прошла за последние 20 лет довольно серьезное развитие в нашей стране. Значит, те, кто постарше, кто занимался когда-то этими вещами (Юрий Михайлович [Лужков, мэр Москвы] точно занимался), знают, что в советское время системы патентования не было практически. Патенты брали только какие-то горемыки, все остальные в основном защищались при помощи авторских свидетельств.

Хорошая была форма? Нет, плохая. Но она давала возможность очень быстро все сделать и все-таки получить госзащиту. При этом автор практически ничего не получал, почти все права переносились на государство. Мы пошли на ту систему, которая сегодня ждет весь мир. Теперь у нас все защищено патентами, но инфраструктуру-то для патентов, для патентования не создали! В результате - то, о чем коллеги говорили, Юрий Михайлович сейчас тоже говорил - зарегистрировать изобретения, получить патент стоит больших денег, и если для крупных компаний это стоит еще более-менее каких-то понятных сил и средств, то для малых компаний это почти невозможно.

Где здесь видится движение, что здесь нужно делать? Значит, мы должны просто активнее развивать кооперацию в этой сфере, создавать общественные объединения, которые способны будут заниматься регистрацией, защитой авторских разработок. В этом смысле я вполне считаю разумным, например, через общественные организации, бизнес, который здесь присутствует, а также просто через объединения предприятий, предпринимателей осуществлять коллективную защиту. Это же тоже возможно - значит, можно просто создавать специальные патентные формы, нанимать патентных поверенных.

Потому что опять же одному предприятию это может быть тяжело, но трем-пяти предприятиям с этим вполне можно справиться. Других вариантов у нас нет. Потому что если мы не будем заниматься патентованием, то, действительно, все то, что вами создается, будет либо присвоено за небольшие деньги, либо просто продано за границу, и этим будут пользоваться, как и сейчас это делают, гораздо более оборотистые и финансово состоятельные иностранные компании.
Инфраструктура. Ну, тут тоже все понятно. С арендой по стране для малого бизнеса ситуация закритично плохая. Вот в Москве много достаточно сделано - хотя бы появились эти 20 парков, значит, будет еще больше. В других местах не очень хорошо с этим всем. Скажем откровенно, просто для того, чтобы получить договор аренды, нужно заплатить большие деньги, а иногда и не пробиться даже при наличии денег. Выход только один - создавать вот такого рода технопарки, такого рода инфраструктуру, как здесь, в том месте, где мы присутствуем, потому что здесь все и дешевле будет, и технологически все проще сделать. Но это - инвестиции, это, конечно, то, что должны делать региональные власти вместе с представителями крупного бизнеса, который, кстати, в этом тоже заинтересован, и вместе с государственными ассигнованиями. Но в принципе это самый разумный путь именно потому, что он достаточно серьезно снижает издержки.

Ну и, наконец, инвестиции. Мы понимаем, что инвестиции в малом бизнесе какие-то присутствуют, но их все равно очень мало. Стоимость капитала, который вам так необходим, никого из здесь присутствующих не устраивает - ни кредитного, ни заемного капитала, ни обеспечительных мер. Поэтому эти все гарантийные фонды, агентства по поручительству - это очень хорошая штука, потому как мы понимаем опять же: гораздо проще обеспечить серию обязательств перед банками, чем добиться соответствующего залога, получить соответствующий залог. Но в некоторых ситуациях - и я считаю это тоже, действительно, задача государства, особенно когда речь идет о начале бизнеса, - мне кажется, допустимо с учетом текущей финансовой ситуации давать даже бланковые кредиты. Потому что в ряде ситуаций, например, в сельском хозяйстве (там же тоже малый бизнес) мы же пошли в рамках национального проекта, чтобы давать бланковый обеспечительный кредит, до 300 тысяч рублей.

Наши труженики села такие кредиты брали - на 300 тысяч рублей. В деревне это все-таки какие-то средства, я считаю. Это можно делать и в других отраслях, только нужно посмотреть на то, какими финансовыми возможностями мы располагаем.

Вот это те самые четыре "и".

Теперь в отношении тех вопросов, которые звучали здесь. Вот Константин Петрович Фокин говорил про волонтеров, то есть про тех, кто, став самодостаточным в бизнесе, помог бы начинающим. Ну, это прекрасная вещь на самом деле, и, действительно, это уже отражение собственного развития, что ли, если хотите. Потому что когда у тебя есть не только деньги, но и желание помочь встать на ноги какому-то бизнесмену, который только делает первые шаги, предпринимателю, который только идет по этому пути (а такого рода деятельность - она может только приветствоваться, и, кстати сказать, вы правильно упомянули, что за границей это достаточно часто происходит, когда люди реализуются в том или ином бизнесе, потом создают школы, какие-то тренинги, курсы, куда приглашают просто молодых людей, которые хотят этим заниматься), то на самом деле это все от нас зависит.

Потому что если мы на такой площадке (это хорошая площадка, где мы сидим) такого рода действия будем вести, понятно, что они будут на пользу. По сути, вы тем же самым и занимаетесь, в ряде случаев за деньги, а в ряде случаев бесплатно, потому что когда вы даете старт какому-то направлению деловой активности, даже не понимая, выйдет из этого что-то в конечном счете или нет, вы, по сути, занимаетесь такой "коммерческой филантропией", если хотите.
По поводу государственных заказов на медицинскую технику - то, что Наталья Вадимовна говорила и некоторые другие присутствующие здесь коллеги тоже. Вы знаете, в принципе мы это же делали и будем делать в разумных пределах, потому что все госзаказами не покроешь. Но, например, по нацпроекту: те медицинские приборы, медицинская техника, которая была приобретена, практически более 50% этой техники сумели закупить всё-таки в России. Это означает, что бизнес тоже подтянулся, потому что пошли инвестиции, причем гарантированные государством. Они пошли по конкурсу, но в рамках госзаказа. Это была поддержка, причем речь шла о миллиардах рублей, что неплохо, и там были как раз в основном же средние и малые компании. Потому что вы сами знаете, кто у нас занимается медицинской техникой.

Насчет "дня доброты". У меня никаких возражений нет, если вы считаете, что это возможная форма работы. Но только желательно не в форме субботников, потому что это мы уже проходили. А если так, от души что называется, "день доброты", ну давайте.

Но как называть все остальные дни?
...

Теперь в отношении кадров. Мы довольно много за последнее время говорим о развитии среднего и начального специального образовании. Абсолютно согласен с тем, что с этим ситуация плохая, тревожная. То, что Елена Леонидовна говорила. Мы в принципе должны просто подумать и каким-то образом эту социальную нагрузку по образованию распределить. В основном, конечно, возрождение техникумов и ПТУ - это задача государства, регионов, ну и достаточно крупного бизнеса, потому что мы понимаем: без дополнительных вливаний система профессионального технического образования, которой мы так в советский период гордились, она не возродится.

Мы сделали один проект в этом смысле в рамках национальной программы. Мы подготовили такую систему, когда 50% денег вкладывает государство в ПТУ, 50% - бизнес. В общей сложности таких профессионально-технических учебных заведений у нас получилось не так много по стране - около 70, но каждое из них получило по 50-60 миллионов рублей, что для наших ПТУ довольно приличная сумма.

Значит, что нужно делать? Нужно этот опыт просто тиражировать и продлевать. Только в этом случае у нас будут появляться нормальные рабочие руки. Значит, как вы сказали, Кулибины у нас есть, а вот те, кто будет воспроизводить эти изобретения, отсутствуют. Что же касается привлечения классных специалистов, в том числе "с руками", из-за рубежа, то здесь никаких сомнений нет. Это наша задача, особенно когда речь идет о специалистах из ближнего зарубежья. Это близкие по духу, ментально, с языковой точки зрения нам люди, и, конечно, есть и программа, которая на это направлена. Чем больше таких специалистов у нас будет, тем проще будет решать те задачи, о которых вы говорите.
Но это не должно подменять главного - мы должны готовить своих рабочих. Потому что на одном гуманитарном образовании, на экономико-юридическом цикле мы новую промышленность, инновационную промышленность не создадим, мы это с вами прекрасно понимаем.
...

Процедуры согласования. Вы знаете, с этим невозможно спорить, потому что очевидно - часть документов, которые выходят на федеральном уровне, они либо просто направлены на то, чтобы ограничить предпринимательство, либо просто непродуманны, непродуманны до конца. И вот здесь другие коллеги приводили пример с регистрацией в Министерстве юстиции.

Нет в Минюсте документов Минсельхоза. Здесь такая штука лукавая, я неоднократно такие согласования видел. И зачастую там и наш Минюст, да и просто правовые департаменты различных ведомств дают следующую характеристику нормативному акту: "Замечаний правового характера не усматривается".
Что это означает? Это они посмотрели по формальным соображениям: все соответствует базовому законодательству. А если содержание там чушь полнейшая - за это они не отвечают. И, конечно, экспертиза правовая полноценная должна быть не только с точки зрения соответствующего акта более высокой, как принято у юристов говорить, юридической силы, но и содержательной экспертизы, потому что в праве норма имеет вполне конкретное содержание. Значит, и это содержание можно оценивать только со специалистом.
Недопустим другой крен, когда специалисты говорят: "Мы сами знаем, что должно быть, а вы сюда не суйтесь, юристы". Здесь должен быть такой совместный подход: и содержательная, и правовая экспертиза одновременно. Я абсолютно с этим согласен. Точно так же, как и экспертиза со стороны общественных организаций.

По поводу защиты права собственности - говорил Игорь Евгеньевич Куимов. Я об этом достаточно подробно говорил на Красноярском форуме. Вы знаете, я считаю, что нам бессмысленно заниматься такими призывами к нашим предпринимателям. Все регистрировать в России и на свое имя - это процесс, который должен иметь психологическую мотивацию. Если тебе комфортно в стране, если ты не боишься показать, что бизнес принадлежит тебе, то никакие оффшоры в этом случае не появятся и не понадобятся. Хотя мы знаем с вами - в крупных проектах это мировой опыт. Там, скажем, регистрация компании, зоны облегченной юрисдикции - это обычная вещь, но это большой проект, это сотни миллиардов долларов инвестиций, это понятно. А когда несчастный предприниматель, у которого малый бизнес, просто специально где-то там прячется в одной из оффшорных зон, а потом это малое предприятие регистрируется на эту компанию - всем совершенно понятно, что из этой компании торчат уши этого же самого гендиректора. Это, конечно, смешно и недостойно, но никакими запретами, естественно, мы эту ситуацию не отрегулируем. Собственнику должно быть комфортно, а комфортно ему в том случае, если фундаментальные начала права собственности в стране защищены, гарантированы, если есть эффективная судебная защита. Вот только в таком случае.

По поводу IT-индустрии. Как Борис Георгиевич говорил, у нас в IT сейчас занято 865 тысяч человек в стране. На первый взгляд, вроде бы немало. Я так прикинул: почти миллион человек. Но получается совсем мало. Сейчас уже с учетом того курса, который мы взяли на развитие информационного общества, на развитие IT-индустрии, и вот те самые 1,2% трудоспособного населения - мало. В странах Западной Европы в среднем 3,5-4% уже сидит в IT.

Стало быть, вы правы: контрольные цифры по приему в вузы (хотя сейчас нет таковых, но есть тем не менее все-таки распределение бюджетных мест) должны соответствовать профилю нашей экономики. Опять же возвращаюсь к тому, что неоднократно говорилось. Конечно, приятнее зачастую вузам принимать на те специальности, где народ сразу же бежит с толстыми кошельками, и есть такие специальности, где дипломы, по сути, сразу, так сказать, конвертируются в звонкую монету, но мы это понимаем, что сейчас нам такое количество дипломов по известному гуманитарному циклу не нужно. Значит, нужно скорректировать цифры приема на бюджетные места. С этим я не могу не согласиться. Как и с тем, что впоследствии бессмысленно переучивать юристов, программистов, инженеров-программистов - нужно сразу готовить их.

По поводу того, что говорила Наталья Юрьевна: переход наших бывших "палаточников" - тех, кто торгует - уже в другие условия. Вы правы, тоже естественно. Эта тема, она требует внимания со стороны государства. У нас же есть все-таки федеральная целевая программа по развитию малого предпринимательства. Я считаю, что даже там какие-то средства на эти темы могут фиксироваться, но они небольшие, 12,5 миллиарда рублей. Но под это нужно "цеплять" территориальные средства и средства муниципалитетов.
По-хорошему, действительно это не вина, а беда людей, которые в 90-е годы, когда совсем другая была структура экономики, просто ушли в торговлю и не смогли реализоваться ни как те же самые инженеры, программисты, ну и люди, которые получают деньги за счет своих мозгов. И такого рода курсы по квалификации, они должны быть. Но, с другой стороны, мы же с вами, предприниматели, понимаем, что это очень сильно зависит от самого человека. Все равно, если человек не захочет переквалифицироваться, он так и будет заниматься тем, чем привык, поэтому это тот челлендж [вызов - англ.], на который должен найти ответ каждый человек в своей жизни. Это в известной мере личное решение, но государство этому должно помогать, в том числе и за счет ФЦП.

По поводу затрат на присоединение. Здесь Юрий Михайлович абсолютно точно сказал, и я, кстати, вообще считаю, что вот такого рода затраты - их можно минимизировать для малого бизнеса только через систему таких технопарков, как здесь, через систему институтов развития. Потому что это невозможно сделать через прямое субсидирование государства. Вряд ли государство будет напрямую это делать, это противоречит законам рынка, но государство должно создать инфраструктуру и тем самым снизить затраты малого предпринимателя на вхождение в сети. Вот здесь это и происходит. Все это гораздо дешевле, и дай Бог, чтобы таких технопарков, и не только по Москве, но и по всей стране было как можно больше.

Вот, собственно, и все. Спасибо вам большое. Всего доброго. Я надеюсь, что малое предпринимательство у нас будет развиваться.

18 февраля 2008 года
Москва
www.rost.ru


Док. 426922
Опублик.: 19.02.08
Число обращений: 1614

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``