В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Кропачев: Учредительный съезд ассоциации юристов России состоялся! Назад
Николай Кропачев: Учредительный съезд ассоциации юристов России состоялся!
22 декабря 2005 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (Большая Дмитровка, дом 1) состоялся Учредительный съезд Ассоциации юристов России (АЮР). Основными инициаторами его созыва стали Российский союз юристов (РСЮ) во главе с председателем Счётной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным и Союз юристов России (СЮР), возглавляемый ректором Московской государственной юридической академии О.Е. Кутафиным. По этой причине съезд и получил второе, полуофициальное наименование "объединительный". Помимо двух общероссийских организаций в его проведении участвовали многие региональные и отраслевые объединения правоведов (в их числе Ассоциация юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Международный союз юристов, Московский клуб юристов, Ассоциация международного и морского права, Союз юристов Оренбуржья, Союз юристов Приморского края и др.).


Представительность форума подчеркивало присутствие в президиуме не только вышеупомянутых президентов обоих союзов, но и председателей Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина и Высшего Арбитражного Суда А.А. Иванова, советника Президента РФ В.Ф. Яковлева. Ну и, конечно, появление В.В. Путина.

Заседание было торжественно открыто человеком, по праву заслужившим неофициальный, но весьма почётный титул старейшины сообщества юристов, - академиком РАН В.Н. Кудрявцевым.

После решения оргвопросов (утверждения повестки дня и состава президиума съезда) с докладом выступил президент Российского союза юристов С.В. Степашин. Сергей Вадимович начал свое выступление с благодарности участникам съезда и представителям СМИ за внимание, оказанное съезду. По его мнению, существовавшие до того союзы (СЮР и РСЮ) объединяли в своих рядах "лучшие кадры" сообщества. При этом докладчик счёл нужным особо отметить участие региональных объединений (в частности, петербургской Ассоциации юристов) в подготовке и проведении съезда. Хотя оба федеральных союза выразили намерение отказаться от своей прежней структуры, их потенциал не должен раствориться в новой организации. Президент РСЮ отметил, что подготовлен пакет документов по сотрудничеству с органами государственной власти, общественными и международными организациями. Среди основных направлений будущей работы - совершенствование правового обеспечения государственной политики, подготовка талантливой молодежи.

С.В. Степашин считает, что юрист занимает особое место в социуме. "Фактически все мы находимся на передовой", - заявил он, пояснив: от качества работы любого юриста зависит мнение граждан о законности и правопорядке в стране. Правоведы всегда и во всех странах относились к числу лиц "свободной профессии", а следовательно, общество предъявляло и продолжает предъявлять к ним - так же как к врачам и педагогам - повышенные требования личной ответственности (конфиденциальность, правила поведения при конфликте интересов). "Я уверен, что именно Ассоциация юристов России может и должна создать блюстителей профессиональных норм", - сказал он. Это вполне достижимая задача, с которой вполне можно справиться. Причём речь идет не только о правилах корпоративной этики и стандартах оказания юридической помощи, но и общественная аккредитация юридических вузов при Ассоциации (по примеру США). И разумеется, юрист обязан тратить часть своего рабочего времени на оказание бесплатной помощи особо нуждающимся категориям граждан.

Закончил свое выступление Сергей Вадимович так: процитировав известное высказывание выпускника юрфака Петербургского университета, помощника присяжного поверенного при Самарской судебной палате В.И. Ульянова о "ежовых рукавицах" и "интеллигентской сволочи", докладчик не без юмора заметил: "Сейчас другая обстановка, но заветы Ильича следует помнить".

Вслед за этим президент Союза юристов России О.Е. Кутафин, ведший заседание, заявил, что из выступления докладчика однозначно следует необходимость создания Ассоциации, и тут же поставил вопрос на голосование. Делегаты проголосовали единогласно.

После этого Олег Емельянович воспользовался своим правом на выступление. Он начал с того, что организаций, объединяющих юридическое сословие, было и остаётся очень много. С одной стороны, это прекрасно. Но, с другой, случается порой так, что юристы, защищающие права человека, сами себя защитить не могут. Поэтому так важно состоявшееся учреждение АЮР, которой вполне под силу стать своеобразным профсоюзом лиц юридических профессий, оказывающим помощь каждому своему члену.

"Я рад, что мы все едины в том, что нашу профессию нужно охранять", - сказал докладчик. В настоящее время в стране работает много юридических вузов и факультетов, что создало, как выразился ректор Мосгосюракадемии, "иллюзию перепроизводства юристов". На самом же деле наблюдается острая нехватка квалифицированных профессионалов. Если же Ассоциация юристов России станет действительно мощной организацией, она сможет способствовать тому, чтобы высшие учебные заведения готовили таких профессионалов, а не были озабочены лишь зарабатыванием денег.

По мнению О.Е. Кутафина, в обществе сложилось представление о правозащитниках, как о борцах с государственной системой, причем независимо от режима. Это объясняется опытом прошлых лет, когда правозащитное движение противостояло советскому государству. В демократическом государстве официальные органы сами заинтересованы в том, чтобы отстаивать права граждан, а поэтому правозащитники должны сотрудничать с публичными властями, помогать им. "И наконец, всем нам понятно, что без юристов построить правовое государство практически невозможно", - подытожил свое выступление О.Е. Кутафин.

Закончив свою речь, О.Е. Кутафин попросил участников подождать следующего докладчика, который вот-вот должен появиться. И действительно, после недолгого ожидания прозвучало: "Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! ".

Глава государства и гарант Конституции РФ под аплодисменты прошёл в президиум, поздоровался с каждым его членом и занял отведённое ему место. Впрочем, почти сразу он был приглашён на трибуну. В.В. Путин посчитал необходимым начать своё выступление с выражения удовлетворения по поводу присутствия в одном зале судей, адвокатов, нотариусов, прокуроров. "Полагаю, что стремление профессионалов объединиться вполне логично, закономерно, объективно", - сказал Президент. Вспомнив хорошо известную поговорку "там, где два юриста, - три мнения" и отметив её справедливость, он всё же подчеркнул несомненную пользу в создании Ассоциации юристов для профессионального сообщества нашей страны.

Одно из ключевых направлений новообразованной организации - совершенствование законотворчества и правоприменения. Принимаемые нормативные акты всё ещё далеки от требований прозрачности и однозначности, хотя в этом направлении и проделана "действительно большая, огромная работа". Не менее важное место занимает "обеспечение правовыми средствами общенациональных интересов страны". Посему важное значение отводится постоянному мониторингу правовой базы, причем именно со стороны профессионального сообщества юристов.

В своем выступлении Владимир Владимирович затронул проблему единых стандартов юридической защищенности населения: "Подчеркну, защита прав граждан требует нашего общего и постоянного внимания. Однако будем честны: далеко не везде люди, ущемленные в своих правах, получают быструю и квалифицированную помощь. И, соответственно, делают собственные выводы об эффективности действующих законов и о возможностях защиты своих собственных прав, о качестве государства". Юристы, таким образом, должны быть в авангарде правового просвещения в стране, т.е. по сути вернуть себе место, которое они занимали в годы великой Судебной реформы XIX в.

И разумеется, В.В. Путин счёл своим долгом напомнить присутствующим о необходимости обеспечить правовыми средствами противодействие новым угрозам, включая прежде всего терроризм, наркоторговлю и отмывание преступных доходов.

После главы государства на трибуну был приглашён первый председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а ныне советник Президента В.Ф. Яковлев. Вениамин Фёдорович начал с небольшого экскурса в историю, напомнив, что именно в этом зале проходил когда-то Съезд юристов СССР, а также о том, какую значимую роль сыграли российские юристы в разработке и принятии Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса России, других статутных законов.

Среди актуальных задач новой организации докладчик особо отметил содействие в обеспечении социальных интересов и активизацию международного сотрудничества. В решении этих задач свою роль могут сыграть комиссии, создаваемые АЮР на местах.

Затем собрание перешло к прениям. Министр юстиции РФ Ю.Я. Чайка счёл нужным отметить положительные тенденции по преодолению юридического нигилизма и укреплению правовых начал в нашем обществе. Прежние разобщённые профессиональные организации выполнили свое предназначение и к настоящему моменту себя исчерпали. Не следует забывать, по мнению федерального министра, и о международном сотрудничестве.

"Особое внимание хотел бы обратить на возрождение великих традиций отечественной юриспруденции", - сказал Юрий Яковлевич, после чего добавил, что создание единой сословной организации позволит "аккумулировать имеющийся высококлассный интеллектуальный потенциал, сопряжённый с богатейшим профессиональным практическим опытом в деле дальнейшего укрепления правовых основ в жизни государства и общества".

Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА) Е.В. Семеняко начал своё выступление с мысли о том, что взятый темп позитивных перемен, происходящих в России, требует "консолидированности юридических элит" и, безусловно, заслуживает одобрения, что адвокат, прокурор, следователь становятся членами одной организации.

С каким багажом вступает в новый год адвокатское сообщество? Евгений Васильевич напомнил о принятии в России Федерального закона "Об адвокатской деятельности..." и посчитал необходимым выразить от лица всех адвокатов страны признательность Президенту России за внесение на рассмотрение парламента проекта названного Закона.

Своё выступление Е.В. Семеняко завершил словами надежды на то, что "2006 год станет переломным в жизни юридического сообщества России".

Следующим выступал декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, президент Ассоциации юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Н.М. Кропачев, который отметил следующий примечательный факт. Ещё в 1883 г. петербургские и московские юристы заявили о необходимости сотрудничества. Более того, в библиотеке питерского юрфака имеется даже проект соответствующего Устава. Но увы, судя по всему, принят он так и не был.

Теперь задача состоит в том, чтобы Устав АЮР, который будет принят на съезде, появился в библиотеке каждого юридического вуза. Николай Михайлович вынужден был констатировать наличие отдельных недостатков в проекте, представленном делегатам съезда. Например, в целях обеспечения единства нового союза и учёта при этом мнения региональных организаций юристов, представительства и филиалы АЮР должны на первом этапе учреждаться с согласия регионов. Не очень внятно, по мнению Н. М. Кропачева, сформулировано в проекте Устава осуществление Ассоциацией издательской деятельности.

Также профессор Кропачев остановился на проблеме качества юридического образования. "Положение трагическое!" - заявил декан. Свои слова он подтвердил следующим примером: в одном из юридических вузов города защищалась и не была защищена дипломная работа некоего студента, что не помешало ему защитить её же в другом вузе... как докторскую диссертацию! Одна из мер преодоления самой возможности возникновения такой ситуации впредь - определение образовательных стандартов не преподавателями академий, институтов, факультетов, а практикующими юристами.

Следующим на трибуну поднялся декан юридического факультета Московского государственного университета А.К. Голиченков. Свое выступление Александр Константинович начал с "чистосердечного признания" в том, что сам он до сих пор состоял и в РСЮ, и в СЮР. Создание единой организации - фактор положительный, способный "если не излечить "внутреннюю шизофрению", то по крайней мере преодолеть её симптомы".

По мнению А.К. Голиченкова, одним из условий совершенствования юридического образования является обеспечение достойной жизни преподавателей вузов. Сейчас базовый оклад составляет 3500 рублей; со всеми надбавками за звания, степени, награды и выслугу лет размер жалования доходит до 13,5-15 тысяч рублей. Естественно, приходится искать дополнительные заработки, что отвлекает от науки и никак не способствует улучшению качества образовательных услуг.

Помимо того что правоведение не преподают в общеобразовательных школах, нет и системного обучения основам юриспруденции в неюридических вузах, притом что многие из них готовят своих выпускников для работы на высших государственных должностях, требующих принятия правовых решений. Кадры министерств комплектуются по большей части из выпускников ведомственных вузов.

Успех реформы зависит, по мнению декана, в соединении "блестящей профессуры" с "блестящими выпускниками". Государство же должно оказывать помощь и тем, и другим.

Затем слово было предоставлено президенту коллегии адвокатов "Кучерена и партнёры", заведующему кафедрой адвокатуры и нотариата Мосгосюракадемии А.Г. Кучерене. Известный московский адвокат сказал, что существование на федеральном уровне двух организаций юристов приводило к неразрешимому для многих вопросу, в какую организацию вступать. Теперь у отечественных юристов появилась возможность для совместной плодотворной работы.

Анатолий Григорьевич рассказал вкратце участникам съезда о проекте "Социальная адвокатура" и его запуске в Брянской области. Он вернулся оттуда с убеждением, что "у нас очень много людей, нуждающихся в юридической помощи". Также А.Г. Кучерена обратил внимание на важную проблему: в беседах с ним будущие юристы вполне искренне удивляются несовпадению теоретической юриспруденции с правоприменительной практикой.

Говоря о необходимости соблюдения правил профессиональной этики, оратор заявил, что за совершение юристом аморального поступка должно немедленно следовать наказание - исключение из корпорации.

Президент Международного союза юристов А.А. Требков начал с воспоминаний о съезде юристов СССР, который был первым в истории нашего отечества собранием правоведов. И хотя до официального распада СССР еще было далеко, лидеры союзных республик, руководствуясь сиюминутными политическими соображениями, приняли меры по недопущению участия "своих" юристов в "союзном союзе". После выхода из состава государства Прибалтики союз юристов СССР и получил свое наименование "международного", сразу зарегистрировавшись именно в этом качестве.

И сейчас не стоит забывать, что помимо региональных объединений правоведов существуют отраслевые и международные организации юристов (последних на территории России сейчас больше тридцати).

Президент Союза юристов Приморского края, ректор Дальневосточного государственного университета В.И. Курилов посвятил своё выступление проблеме повышения качества профобразования и сказал о том, что в возглавляемом им вузе двое студентов были изобличены в списывании курсовых работ, после чего отчислены без всякой жалости. Также Владимир Иванович привел любопытную статистику: 93 % юридических академий и факультетов образовано за последние 15 лет.

С сожалением приходится констатировать, что надлежащего надзора за качеством образования со стороны уполномоченных государственных структур не наблюдается, так что желание учредителей АЮР проводить своеобразную аккредитацию вузов стоит приветствовать. Россия установила государственные образовательные стандарты. "Это, может быть, единственное правильное решение, принятое за последние годы", - заявил выступающий, вызвав заметное оживление в зале. Помимо всего прочего, раньше Российская Федерация приняла на себя обязательство финансировать народное просвещение в размере не менее 30% ежегодного федерального бюджета. Но названная норма теперь отменена.

В это время Президент России собрался попрощаться с участниками съезда. В своем втором, импровизированном, выступлении Владимир Владимирович заявил о необходимости активной государственной позиции у каждого правоведа. Что же касается падения уровня юридического образования, то это - лишь частный случай ухудшения качества работы практически во всех сферах жизнедеятельности государства. И поэтому, конечно, важно повышать зарплату преподавателям, но без внутрикорпоративной дисциплины также не обойтись.

"На самом деле настоящий юрист - это человек с философским взглядом и в то же время с огромным количеством фактического материала в той области, в которой он специализируется, - заявил Владимир Владимирович. - И такой человек никогда не будет какой-то фразеологической трескотней прикрывать отсутствие этих взглядов".

После того как глава государства покинул Колонный зал, съезд перешел в более спокойное, если не сказать - скучное, русло. Даже показалось, что дискуссия исчерпана и нужно лишь соблюсти необходимые формальности. Слово снова взял В.Ф. Яковлев, давший необходимые пояснения по проекту Устава.

И вслед за этим с трибуны или прямо из зала стали выступать представители региональных объединений (Нижегородской, Свердловской областей и др.). Суть их полемических, иногда довольно резких выступлений сводилась к исправлению текста проекта. В своих репликах ораторы обращали внимание как на имевшиеся, по их мнению, несоответствия положениям действующего законодательства, так и на редакционные огрехи. Многих участников не устраивало излишнее, на их взгляд, обилие в списках членов президиума и Центрального совета Ассоциации государственных чиновников федерального уровня, живущих в Москве.

Впрочем организаторы съезда выдвинули свои, не менее веские аргументы. Так О.Е. Кутафин прямо заявил, что включить в состав центральных органов АЮР всех желающих региональных руководителей физически невозможно.

В свою очередь, президент Гильдии российских адвокатов Г. Б. Мирзоев выразил благодарность коллегам за внимательное чтение проекта Устава и выявление в нем несоответствий действующему Закону об общественных объединениях. Кроме того, Гасан Борисович напомнил, что в западных странах в профессиональных ассоциациях юристов состоят и судьи, и прокуроры, и адвокаты. Прямого же запрета на членство лиц, занимающих публичные должности, нет. И самое главное: "Должности приходят и уходят, а юрист остаётся", - сказал Г. Б. Мирзоев.

Наконец делегаты одобрили проект Устава АЮР (с некоторыми поправками) и утвердили состав руководящих органов. На этом официальная часть была завершена. Закончился съезд, как водится, фуршетом.

Соб. корр.

http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=27461

02.02.2006


Док. 426857
Перв. публик.: 02.02.06
Последн. ред.: 19.02.08
Число обращений: 257

  • Кропачев Николай Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``