В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мзареулов: Человеческий капитал России должен формироваться преимущественно в отечественных вузах. Наша система образования - `наше интеллектуальное преимущество`, считает Дмитрий Медведев. Назад
Алексей Мзареулов: Человеческий капитал России должен формироваться преимущественно в отечественных вузах. Наша система образования - `наше интеллектуальное преимущество`, считает Дмитрий Медведев.
Вульгарный либерализм, властвовавший в России в 90-х годах, кроме всего прочего зиждился на агрессивном отрицании и хулении всего отечественного, русского, российского, традиционного. Формула была простая - "все западное - хорошо, все российское - плохо".

Массированной либеральной атаке подвергались не только социально - экономический, правовой уклады, духовные традиции, но и исконные незыблемые национальные ценности России - наша великая история, армия, культура, наука, образование.

Стало модой, хорошим тоном отправлять детей элиты, детей "новых русских" учиться, получать высшее образование в зарубежных университетах. Ведь усилиями наших западных партнеров наши прославленные вузы - МГУ, МГИМО, ЛГУ, МВТУ позиционировались (и позиционируются до сих пор) во второй сотне и ниже так называемого мирового рейтинга университетов.

Но уже тогда было не понятно, почему же в таком случае крупнейшие западные фирмы и научные центры с таким тщанием и столь затратно, столь массово охотились за нашими советскими, российскими выпускниками, молодыми (и не очень) учеными и специалистами?

Следует признать - эта охота удалась в разбитой, ослабленной стране. В 90-х годах Россия превратилась во всемирного донора интеллекта, ибо не могла (да и не хотела) дать своим родным талантам ни материальной основы существования, ни творческой, научной перспективы.

Но наше отечественное образование, наши университеты, наша наука усилиями беззаветно преданных своему делу, Родине ученых, педагогов, государственных деятелей, бизнесменов выжили. Пришедшему к власти Путину и его соратникам осталось, что возрождать, а сегодня и что развивать.

Более того, оказалось, что получившие за границей высшее образование специалисты прежде всего в решающих, в прорывных областях знаний, часто не конкурентноспособны в соревновании с отечественными выпускниками. И это понятно. Ведь настоящие таланты, выдающиеся ученые, новаторы взращиваются в любой развитой стране на национальной почве, на основе национальной развиваемой поколениями научной школы при, естественно, максимальной открытости миру, интенсивном научном, образовательном обмене. Копирование, списывание, "обезьяничение" чужого в лучшем случае может привести к качественному отверточному производству, но не к производству новых идей, достижений, инноваций.

А именно новые идеи, инновации сегодня жизненно необходимы России для успешного развития, развития не догоняющего, а опережающего. И такое развитие ныне, когда возможности для поддержки науки и образования и материальной, и моральной и, если угодно, патриотической неизмеримо возросли, когда для этого есть политическая воля руководства страны стало возможным и уже набирает темп. Для успеха на этом пути отечественная наука, наши научные школы должны пополняться молодыми, современными, креативными кадрами, выученными и воспитанными прежде всего в российских университетах, в своей стране (без образовательного нигилизма в отношении учебы за рубежом). Только так можно восстановить связь времен, преемственность научных поколений, укрепить наш уникальный и великий научный потенциал, устремленный в будущее.

Однако инерция прошлого пораженческого мышления и в этой сфере еще до конца не преодолена. Поэтому в ходе беседы Дмитрия Медведева с представителями СМИ Сибирского федерального округа 15 февраля ему был задан вопрос: "Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети учились за границей, а впоследствии остались там жить"? На это первый вице-премьер ответил: "Конечно, нет. Зачем же мне хотеть такого? Я думаю, что сейчас, во-первых, таких людей все меньше и меньше в нашей стране. Потому, что, как ни крути, у нас всегда было хорошее образование. Мы его ругаем сейчас, деньги для него ищем. Я, выступая на форуме, довольно долго говорил о дефектах нашей системы образования. Но в целом, если сравнивать систему российского образования в некоторых государствах Европы, это сравнение будет в нашу пользу.

Это наше интеллектуальное преимущество. Мы должны его развивать, осовременивать, мы должны наши университеты по системе оценки подтаскивать к существующим мировым критериям. Я посмотрел, недавно очередные рейтинги опубликовали: Московский Государственный Университет - 170-е или 180-е место, а Санкт-Петербургский, мой родной университет 950-е. О чем это говорит? О том, что это такой слабый университет? Думаю, что нет. Реально по своему потенциалу, по своей научной школе, по количеству студентов и даже по условиям это очень хорошие вузы. Но мы не умеем пока предъявлять себя".

19 февраля 2008
www.nasledie.ru





Док. 426841
Опублик.: 19.02.08
Число обращений: 1459

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Мзареулов Алексей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``