В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Сердюков: `Репутацию области не оценить деньгами`. Назад
Валерий Сердюков: `Репутацию области не оценить деньгами`.
Губернатор Ленинградской области в интервью ИА "Интерфакс" ответил на актуальные вопросы, касающиеся развития региона.


ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ, КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ЗАКОНА О РЕФОРМЕ ОРГАНОВ МСУ И ГОТОВА ЛИ ОБЛАСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА?

В принципе, основные положения федерального закона о реформе местного самоуправления (МСУ) правильные. Это наделение полномочиями той власти, которая занимается повседневными делами населения - ЖКХ, обеспечением первичной медицинской помощи, дошкольным образованием, благоустройством, обеспечением порядка на территории: всеми проблемами, которыми живут люди. Это действительно очень нужный и важный закон. Но он достаточно общий, и требует доработок, уточнений, детализации, связанной с развитием конкретных территорий.

Различные условия для развития экономики, демографические особенности в Якутии, на Чукотке, в Краснодарском крае, Ленинградской области. Территории отличаются друг от друга по многим параметрам, и в законе об МСУ - прежде всего для эффективности местной власти - должны учитываться региональные особенности развития субъектов РФ. Не все прописано в деталях, тем не менее, мы считаем, что закон в его нынешнем виде должен быть введен в действие с 1 января 2006 года, и субъекты РФ, в том числе Ленинградская область, принимают законодательные акты, которые необходимы для передачи полномочий, для организации работы МСУ.

БУДЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УЧИТЫВАТЬ ПОСЛЕДНИЕ ПОПРАВКИ В ЗАКОН, ПРИНЯТЫЕ В 1 ЧТЕНИИ ГОСДУМОЙ

Да, уже назначены выборы на 9 октября. И вдруг в первом чтении принимаются опять какие-то изменения Госдумой, которая приняла поправки и ушла в отпуск. Вернутся депутаты к работе только в сентябре и будут рассматривать эти поправки в то время, как в субъектах РФ уже идет активный процесс подготовки к выборам. Мы для себя решили не ориентироваться на эти поправки, потому что уже объявлены выборы и невозможно вернуться обратно. Мы работаем в тех рамках, в которых закон был принят до 1 июня и Ленинградская область перейдет на новые принципы формирования органов МСУ с 1 января 2006 года. Это решение отвечает государственным интересам, направлено на развитие страны как объединения субъектов Российской Федерации.

В Ленинградской области началась выборная кампания по депутатам муниципальных образований и формирование кандидатур для выборов в депутаты. Работа огромнейшая - в области 204 муниципальных образования первого уровня и 18 муниципальных районов. Нам предстоит еще принять несколько местных законов, направленных на стабильное проведение выборов. Вопросы, которые остаются, решаемы: у нас есть взаимопонимание с депутатами Законодательного собрания, что реформирование МСУ должно пройти так, чтобы на развитии региона оно не отразилось в худшую сторону.

Параллельно ведется подготовка муниципальных служащих - уже около тысячи человек прошли переподготовку для работы в новых органах МСУ. Много опытных людей, работавших в органах МСУ, планируют продолжить трудиться в новых структурах. За счет перераспределения кадров в области не увеличится штат управленцев: специалисты, работавшие в волостях, перейдут в новые органы власти, из районных администраций людей перенаправим на места. К кадровому вопросу в области подошли рационально, и армию чиновников растить не собираемся. Что касается депутатов муниципалитетов, мое убеждение, что они должны быть не освобожденными, в том числе и главы муниципальных образований. Чем заниматься в течение года, когда принят бюджет, решены другие вопросы на территории, где проживает, скажем, 1000 человек? Поэтому есть убежденность, что в представительные органы власти должны идти люди работающие в реальной экономике, социальной сфере: те, кто имеет профессию, готов не словами, а делом способствовать развитию территорий.

На сегодня около 1000 человек выдвинули свои кандидатуры. Много среди них учителей, врачей, работников сельского хозяйства. Подавляющее большинство из них настоящие патриоты области, знающие местные проблемы и желающие их решать. Мы приветствуем приход таких людей - знающих, что делать и ответственных перед земляками.


КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ НАЗНАЧАТЬСЯ ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА?

Глава администрации будет определяться конкурсной комиссией из состава претендентов. Состав конкурсной комиссии формируется губернатором и общественностью муниципального образования на паритетных началах . Комиссия на открытом конкурсе будет определять кандидата на пост главы администрации. Кстати, глава администрации не может одновременно быть депутатом. То есть депутат может выставить свою кандидатуру для участия в конкурсе, но в случае утверждения главой администрации обязан будет сложить депутатские полномочия. Фактически глава администрации - это генеральный директор, менеджер, который принимается на работу по контракту. Кстати, подписывать с ним контракт будет глава муниципального образования, которого изберут из своего состава депутаты муниципального собрания. Он же будет автоматически председателем представительного органа.

БУДУТ ЛИ ОРГАНЫ МСУ ИМЕТЬ ДОСТАТОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТОЯЩИХ ПЕРЕД НИМИ ЗАДАЧ?

Есть несколько проблем, которые необходимо решить для надлежащего исполнения органами МСУ своих функций. Мы сейчас говорим о том, что существует неодинаковая бюджетная обеспеченность, не все муниципальные образования находятся в равных условиях - экономическое развитие одних муниципальных образований значительно отличается от других. А наша задача - создать такие условия жизни для населения, чтобы люди не испытывали проблем в повседневной жизни в медицинском обслуживании, благоустройстве, ЖКХ из-за дисбаланса в экономическом развитии муниципальных образований. Муниципальные власти должны иметь достаточно средств для исполнения своих полномочий.

Поэтому мы предложили и сегодня уже есть практически принятое решение о том, чтобы дать субъектам РФ право устанавливать нормативы налоговых отчислений для муниципальных образований. Сегодня эти нормативы установлены на федеральном уровне. Мы считаем, что они должны устанавливаться субъектом РФ. И важным аспектом в этом вопросе является наше предложение о том, чтобы часть налога на прибыль передавать в муниципальные образования 1-го уровня. Тогда эти органы МСУ будут заинтересованы в эффективной работе предприятий, которые расположены на их территории. Если они не будут получать ни одной доли налога на прибыль, то заинтересованности муниципальных образований в эффективности работы предприятий не будет никакой.

Второе - это вопрос имущества. Сегодня для исполнения полномочий муниципальными образованиями в жилищно-коммунальном хозяйстве им нужно имущество - котельные, теплотрассы и так далее. Передавать его в собственность сегодня очень затруднительно по многим обстоятельствам - часто это имущество еще и не зарегистрировано как собственность в силу длительности и дороговизны бюрократических процедур. В отдельных муниципальных образованиях у имущества нет даже техпаспортов - в 90-е годы процесс передачи имущества носил нецентрализованный характер - леспромхозы, предприятия сельского хозяйства передавали на баланс все, что было построено хозспособом. К тому же, чтобы оформить собственность, требуются серьезные бюджетные затраты - области нужно заплатить 700-800 млн. рублей за все оформление в регистрационные палаты. Нет таких свободных денег, да и время это займет много.

Поэтому мы предлагаем - чтобы федеральные органы власти приняли решение о передаче имущества, необходимого для исполнения полномочий органами МСУ, по передаточным актам. Я думаю, это предложение будет поддержано, потому что все понимают, что по другому это не сделать. Этот вопрос, кстати, обсуждался и на заседании президиума Госсовета.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МСУ?

Я говорил, что мы перейдем на новые формы МСУ с 1 января 2006 года и переходный период мы определили в 4 года. За это время будет нарабатываться опыт работы МСУ, приниматься уставы органов местного самоуправления. Мы сможем оценить, смогут ли они выполнять все полномочия или не смогут, на протяжении первого четырехлетнего срока полномочий. И сможем вносить корректировки. Но я убежден, что будут большие трудности, если мы не перейдем на новые принципы финансирования образования доходов муниципальных образований. Налог на доходы физических лиц должен уплачиваться по месту жительства человека, а не по месту работы. Сегодня же в России доходы физлиц уплачиваются по месту работы, в то время как все, например, скандинавские страны работают на принципах уплаты налога по месту жительства.

Поэтому мы еще в конце прошлого года вышли в Госдуму и правительство РФ вместе с Московской и Тверской областями с предложением, чтобы дали возможность двум-трем субъектам РФ выйти на эксперимент по уплате налога на доходы физлиц по месту жительства. И мы надеемся, что такое решение вскоре будет принято.

Тогда у муниципалитета и руководителей муниципальных образований появится заинтересованность в увеличении зарплаты и доходов каждого жителя. В этом заинтересованы и сами жители - чтобы за его деньги, которые он платит муниципалитету в виде налогов, была построена нормальная дорога, чтобы в детском саду был порядок и так далее.

Нужно внести изменения в Налоговый кодекс по порядку уплаты, Минфин и правительство РФ должны дать свое заключение и Госдума рассмотреть и утвердить эти предложения. По моей информации, поддержка нашим предложениям есть и на осень готовится такое рассмотрение.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД?

Ленинградская область планирует увеличить доходную часть бюджета области на 2006 на 11-12 % по сравнению с фактическими результатами исполнения бюджета за 2005 год. Перспектива дана с учетом экономического положения, оценки налогооблагаемой базы. Бюджет Ленинградской области 2006 года, в первом приближении, видится на уровне не менее 28,600 млрд. рублей. Он будет бездефицитным: эту задачу выполнят комитеты, курирующие отрасли. В нынешнем году предполагаем получить бюджет чуть более 25 млрд. рублей.

Естественно, мы предполагаем работать и по облигационным займам и направлять привлеченные средства в фонд развития. Это строительство новых объектов, например, школ, дорог, объектов коммунального хозяйства. В бюджете 2006 года планируется провести индексацию расходных статей бюджета на величину планируемой инфляции.
Сегодня инфляция на 2006 год определена государством и правительством в 8-9%. Мы предусматриваем увеличение финансирования разных статей примерно на эту цифру - уровня инфляции. Также в бюджете 2006 года будут предусмотрены средства на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы - ведь с 1 января 2006 года первый разряд тарифной сетки будет увеличен до 1100 рублей с 720 рублей сегодня. Мы предусматриваем средства на этот прирост заработной платы работников бюджетной сферы.

Одним из основных критериев при формировании бюджета 2006 года мы считаем эффективное использование бюджетных средств, в частности, в здравоохранении, образовании, коммунальном хозяйстве. В этих сферах рассматриваем предложения о создании современных центральных районных больниц, где будет сконцентрировано дорогостоящее оборудование, которое в настоящее время используется часто не достаточно эффективно в небольших стационарах.

В сфере образования будут созданы нормальные условия для получения знаний, чтобы не было школ, где учится 3-5 человек и с ними работает один учитель по всем предметам. В области продолжат развитие полноценные учебные заведения, оснащенные по современным требованиям. Для учеников из отдаленных деревень продолжим строительство интернатов, которые сегодня отлично оборудуются, в них дети чувствуют себя прекрасно.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭНЕРГЕТИКА ОБЛАСТИ?

На нынешний год мы ставим задачу, чтобы Ленэнерго освоило инвестиции, заложенные за счет амортизации, инвестиционной составляющей тарифов, в сумме 605 млн. рублей. Средства должны быть полностью распределены на ремонт линий электропередач, модернизацию подстанций, укрепление стабильности подачи электроэнергии населению и предприятиям. Административный спрос с Ленэнерго и других компаний ничего не даст, если не обеспечивать финансовыми ресурсами проведение тех работ, которые нужны. Поэтому мы ежегодно рассматриваем инвестиционную составляющую - и в тарифах, и за счет прибыли, и за счет амортизационных отчислений. И сделано довольно много - появились новые подстанции: только за последнее время - "Вознесенье" в Подпорожском районе, "Усть-Луга" под Кингисеппом, "Сосново" в Приозерье, другие. С руководством Ленэнерго у нас полное взаимопонимание в важности развития территорий, которые сегодня имеют потребность в надежном электрообеспечении и перспективны завтра. Не случайно, ведется работа в Подпорожском районе, который динамично развивает переработку леса, добычу полезных ископаемых, на портовых объектах Финского залива, вокруг крупных населенных пунктов, снабжающих электричеством поселки и деревни.

Многое предстоит выполнить, и мы, конечно, внимательно наблюдаем за реорганизацией Ленэнерго. Важно, что тарифное регулирование генерирующих станций остается за субъектами федерации. И поэтому нам надо очень грамотно делать расчеты по установлению тарифов для генерирующих станций и установлению тарифов для сетевых компаний, в том числе и областной.

ОБЛАСТЬ ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ МОЩНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ УЗЛОМ, СВЯЗЫВАЮЩИМ РОССИЮ И ЕВРОПУ. КАКОВЫ ВАШИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГНОЗЫ?

Мы системно работаем над тем, чтобы увеличивать ежегодно инвестиции в Ленинградскую область. В 2003 году у нас было 57 млрд. рублей привлечено и вложено в реальный сектор экономики, в 2004 году - 67 млрд. рублей , в 2005 году ожидаем не меньше, а в следующем ожидаем значительно больше - около 100 млрд. рублей за счет ввода в строй новых промышленных объектов.

Те, кто оценивает необходимость вложения своих капиталов в то или направление в российские регионы, оценивают все аспекты - и географию и геополитику . И, конечно, у нашей области есть много преимуществ. В первую очередь, хорошая транспортная инфраструктура: морская - порты Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Выборг; международное железнодорожное сообщение - линии на Прибалтику и Финляндию. В следующем году начнет работать автомобильно-железнодорожный паром, который свяжет Усть-Лугу с портом Балтийск (Калининградская область) и портами Германии. И это реально оценивается инвесторами. Мы считаем, что с учетом начала работы порта Усть-Луга в 2007 году в регионе будет создана качественная транспортная схема, которая приведет к резкому увеличению потока инвестиций.

Кроме того, в местных инвестиционных законах мы зафиксировали льготы для инвесторов на вложение средств и создали качественно работающий механизм защиты инвестиционного капитала. Ни одна иностранная компания, работающая в регионе, не имеет сейчас претензий к правительству области. Мы находим возможности для развития бизнеса, всегда держим слово и не меняем правила игры. Это дорогого стоит; репутацию вообще не оценить деньгами.

Официальное представительство Ленинградской области
http://www.lenobl.ru/presscentre/comments/?¬pl=1&id=13226

Док. 426604
Перв. публик.: 25.08.05
Последн. ред.: 18.02.08
Число обращений: 163

  • Сердюков Валерий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``