В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Об основных результатах реализации приоритетного национального проекта `Развитие агропромышленного комплекса` как основы для формирования среднесрочной государственной программы развития сельского хозяйства и создания условий для улучшения качества жизни Назад
Об основных результатах реализации приоритетного национального проекта `Развитие агропромышленного комплекса` как основы для формирования среднесрочной государственной программы развития сельского хозяйства и создания условий для улучшения качества жизни
Из выступления на Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, 7 марта 2007 года



Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Совета!


Прежде всего, кратко о результатах работы сельского хозяйства за прошедшие годы.

Агропромышленный комплекс играет большую роль в социально-экономической жизни страны. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8,5 %, а непосредственно в материальном производстве - около 12 %.

Напомню, в сельской местности живет более 38 миллионов человек, т.е. 27 % населения страны.

Главная отличительная особенность современного этапа развития сельского хозяйства заключается в том, что уже восемь лет подряд мы наблюдаем рост. За период с 1999 по 2006 год объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 34,5 %. За последние 50 лет столь длительного периода непрерывного роста в этой сфере экономики не наблюдалось.

Правда, нельзя забывать о том, что в девяностые годы имело место почти двукратное падение объемов производства и мы пока еще только на 3/4 восстановили дореформенные объемы производства сельхозпродукции. Особенно беспокоит положение дел в животноводстве. Если в растениеводстве уровень 1990 г. достигнут еще в 2004 г., то в животноводстве объемы производства восстановлены чуть больше, чем наполовину.

Наряду с ростом количественных показателей, произошли и принципиально важные качественные изменения. Из хронически убыточной, отрасль стала в целом прибыльной, значительно сократился удельный вес убыточных хозяйств.

В прошедшем году положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились. Объем валовой сельскохозяйственной продукции по данным Росстата вырос больше, чем прогнозировалось, т.е. рост составил 2,8% (по прогнозам - 1,6%).

Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, которые преследовали аграриев весь прошлый год, зерна намолочено даже больше, чем в 2005 году - 78,5 млн. тонн в весе после доработки.

Обеспечен рост производства продукции земледелия и, что важно, - животноводства. И в этом огромная заслуга Приоритетного национального проекта, главным направлением которого и стала эта отрасль. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, а также, и это главное, существенное сокращение потребления мяса и молока на душу населения. Если в 90-м году потребления мяса и мясопродуктов составляло 75 кг, то в настоящее время - всего 55 кг; по молоку и молокопродуктам соответственно - 385 и 235 кг. Очевидна задача - в ближайшие годы обеспечить население отечественными натуральными мясо-молочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию.

Переходя к итогам реализации ПНП "Развитие АПК", напомню, что проектом определены три направления:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования;

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей).

Проект предусматривает за два года достичь конкретных целевых показателей: увеличение производство мяса на 7%; молока - на 4,5%; поставка по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и высокопроизводительного оборудования для создания 130 тыс. ското-мест; увеличение объема реализации сельхозпродукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами на 6%; создание 2 550 кооперативов; ввод одного млн. 400 тыс. кв. метров жилья для 31 тыс. шестисот молодых специалистов, работающих на селе.

В целом, реализация национального проекта по итогам прошлого года продемонстрировала положительную динамику по всем показателям.

По первому направлению - "Ускоренное развитие животноводства" - мы можем отметить рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8%.

Особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - примерно 15% и свиней - 8,7%. При этом, если в отношении мяса птицы такие результаты для нас стали уже привычными благодаря квотированию импорта, то применительно к свинине - рост наблюдается впервые за последние годы и перелом мы связываем непосредственно с реализацией нацпроекта.

В первую "десятку" регионов, обеспечивших наибольший рост производства мяса в 2006 году, вошли Белгородская область (134%), Липецкая область (118%), Пензенская область (115%), Оренбургская область (111%), Республика Коми (110%), Брянская область (110%), Московская область (109%),Республика Татарстан (108%) Краснодарский край (107%) и Республика Башкортостан (106%).

Достигнутые темпы роста производства мяса в текущем году позволят нам выйти на заданный в проекте целевой показатель по итогам двух лет - 7%.

Что касается молока, то его производство во всех категориях хозяйств выросло на 0,8%, тогда как в 2005 году у нас было падение 3,2 %. Превращение динамики из отрицательной в положительную мы рассматриваем как важный промежуточный результат реализации национального проекта.

Значительно, на 8,5 % удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве. В среднем, надой молока на корову составил 3600 кг. в год. Самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг.

Что касается поголовья крупного рогатого скота, то темпы его сокращения снизились более чем в пять раз и составили чуть более 1%. Это позволяет нам рассчитывать, что в текущем году сокращение поголовья КРС прекратится.

Лидерами по приросту производства молока в 2006 году стали Карачаево-Черкесская Республика (122%), Республика Дагестан (110%), Челябинская область (107%), Чувашская Республика (106%), Саратовская область (105%), Владимирская область (105%), Республика Татарстан (105%), Читинская область (104,5%), Удмуртская Республика (104%) и Свердловская область (104 %).

С учетом планового ввода в строй новых и реконструируемых молочно-товарных ферм в 2007 году ожидаем повышения динамики прироста производства молока, что позволит выполнить 2-х летний целевой показатель роста - 4,5%.

В прошлом году впервые нашел широкое распространение льготный механизм получения 8-летних кредитных ресурсов на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов (ферм). Благодаря этому более тысячи трехсот участников проекта заключили кредитные договоры на 59 млрд. рублей - это примерно в полтора раза больше, чем было определено целевым показателем (40 млрд. руб).

Основными банками-участниками приоритетного национального проекта являются "Россельхозбанк" и Сбербанк, на долю которых приходится 85% кредитных ресурсов.

С превышением целевых ориентиров вел работу и "Росагролизинг". Закуплено и поставлено сельхозтоваропроизводителям 50 тыс. 200 голов высокопродуктивного племенного скота и оборудования для создания и модернизации 70 тыс. 800 скотомест.

Оперативно решен ряд важных вопросов, касающихся налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования. Утверждены объемы квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года, отменены ввозные таможенные пошлины на технологическое оборудование для животноводства не имеющее отечественных аналогов, а также внесены изменения в Налоговый кодекс в части отмены НДС на ввоз племскота.

Для повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта по направлению "Ускоренное развитие животноводства", начиная с 2007 года, включены пять дополнительных мероприятий. Это поддержка:

- племенного животноводства;

- отечественного овцеводства;

- северного оленеводства и табунного коневодства;

- развития промышленного рыбоводства;

- а также расширение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, приобретения племенного скота, техники и оборудования, имеются в виду краткосрочные и пятилетние кредиты.

Теперь о втором направлении - "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе". Этому сектору экономики было уделено особое внимание, так как он вносит существенный вклад в продовольственное обеспечение страны, производя около 60% объема всей сельхозпродукции, а также имеет ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. По данным переписи в стране насчитывается около 18 млн ЛПХ и 285 тыс. К(Ф)Х).

Одним из основных мероприятий по данному направлению нацпроекта является доступность льготных кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования, что позволяет повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

Поставленные целевые показатели заметно перевыполнены. Объем привлеченных кредитов составил 41 млрд. руб., что вдвое выше целевого показателя (20 млрд. руб.). Выдано более 182 тысяч кредитов, в начале прошлого года ориентир был почти вдвое ниже - 100 тыс. кредитов. В настоящее время только "Россельхозбанк" еженедельно выдает порядка трех с половиной тысяч кредитов. А если сопоставить первый год реализации нацпроекта с 2005 годом, то окажется, что фермерам было предоставлено в 5 раз больше кредитов, личным подсобных хозяйствам - в 40 раз, а кооперативам - в 90 раз.

В регионы перечислено 1,38 млрд. рублей средств федерального бюджета на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитом.

Из общего объема выданных кредитов малым формам хозяйствования на долю "Россельхозбанка" приходится 66,5% и Сбербанка - 27,5 процента.

В 2007 году предполагаем выйти на более масштабные показатели - предоставить не менее 200 тыс. кредитов. Ставится задача практически в каждом сельском районе иметь офисы Россельхозбанка и развивать на селе комплекс банковских услуг.

Проектом предусматривается создание и развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов.

По количеству созданных кооперативов мы уже приближаемся к показателям, запланированным на два года. Для справки: на 1 января 2006 г. в стране насчитывалось 900 кооперативов. В прошлом году создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Важно в текущем году обеспечить, чтобы они были не только на бумаге, а реально работали и оказывали влияние на сельскохозяйственную деятельность. Такая задача поставлена органам управления АПК регионов и районного уровня.

Лучше всех с этой задачей справились региональные власти Чувашской Республики, Республики Мордовии и Калмыкии. В число успешных вошли также Республики Саха (Якутии), Бурятия, Тыва, Тюменская, Пензенская и Ростовская области.

Для обеспечения заинтересованности малых форм хозяйствования в объединении в кооперативы, они были приравнены по налогообложению к сельхозтоваропроизводителям, получили право переходить на единый сельхозналог.

Однако, остается нерешенным вопрос о том, чтобы НДС для кооперативов учитывался так же, как и для индивидуальных предпринимателей. Надеюсь, Минфин это предложение наконец-то поддержит.

Важную роль для развития кредитования имеет ипотека. В 2006 году ОАО "Россельхозбанк" приступил к реализаци пилотных проектов по земельно-ипотечному кредитованию сельхозтоваропроизводителям в 25 регионах страны. В рамках этих проектов предоставлены 65 кредитов на общую сумму 2,1 млрд.рублей. Из них заемщикам малых форм хозяйствования - крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям выдано 28 кредитов на сумму 68,8 млн.рублей, в залог предоставлено 3,667 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения. Это направление работы в нынешнем году получит дальнейшее развитие.

Начиная с 2007 года предусмотрена поддержка кредитования кооперативов 5-летними инвестиционными кредитами для создания под их управлением сельскохозяйственных рынков. Считаю, что в первую очередь это должно коснуться районных центров.

Важно также наладить подготовку кадров для кооперации, развивать сферу информационно-консультационных услуг для представителей малого агробизнеса.

Говоря о политике по отношению к малым формам хозяйствования, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Эта тема была главной на недавно прошедшем съезде фермеров России.

Назрела необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности. В частности, речь идет об оформлении с участием средств федерального и региональных бюджетов прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также под личные подсобные и семейные крестьянско-фермерские хозяйства.

Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и у них появится реальное залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для развития малого бизнеса, роста занятости и доходов сельского населения.

Просил бы Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать соответствующие поручения по изложенным предложениям.

По направлению "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе" целевые показатели по итогам года выполнены полностью.

Выделенные из федерального бюджета 2,0 млрд. рублей, освоены. Построено 713,8 тыс.кв.м жилья (по плану - 713,4 тыс.кв.м), в проекте участвуют 16 225 молодых специалистов, что несколько выше плана (16, 2 тыс.). Из общего количества, получивших жилье, каждый пятый - это работник социальной сферы (3532 человека -22%).

Основная проблема здесь в продолжающемся росте цен. За 2006 год средняя стоимость 1 кв. м. жилья в сельской местности возросла на 29% (с 9,3 тыс. руб., которые использовались при расчётах по нацпроекту - до 12 тыс. рублей). Указанная динамика сохраняется и в 2007 году.

В связи с этим для выполнения контрольных целевых показателей в 2007 году (ввод жилья 679,5 тыс. кв.м. для 15,44 тыс. молодых семей и молодых специалистов) необходимо дополнительное финансирование в сумме не менее 500,0 млн. рублей. По этому вопросу есть поручение Президиума Совета Минфину и мы надеемся, что решение будет положительным.

Уважаемые члены Совета! Первый год реализации нацпроекта заложил хорошие основы для развития деловой активности на селе и выполнения целевых показателей по итогам двух лет.

В январе и феврале сохраняется положительная динамика развития по всем трем направлениям проекта.

Так объемы продукции сельского хозяйства выросли на 1,1% в сравнении с соответствующим периода прошлого года. Производство скота и птицы на убой в живой массе увеличилось на 11,5%, молока - на 3,1%. Поголовье свиней увеличилось на 15%, овец и коз - на 6,5%. Поголовье КРС стабилизировалось и составило 99,2 % к соответствующем периоду прошлого года.

Как показывают социологические опросы, проведенные по заказу Минсельхоза России в 33 субъектах Российской Федерации, национальный проект востребован сельхозпроизводителями. Так, среди участников проекта, высока доля тех, кто намерен обратиться за кредитом или воспользоваться лизингом - это 74% фермеров, 66% владельцев ЛПХ и порядка 60 % потребительских и кредитных кооперативов. Среди тех, кто пока не участвует в проекте, каждый второй намерен включиться в него уже в ближайшие два года.

Реализация мероприятий проекта, предусмотренных на 2007 год, будет продолжена в 2008-2010 годах.

Средства на эти цели предусмотрены в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года No1860-р, и проектировках федерального бюджета на 2010 год. В основном они будут направлены на обслуживание инвестиционных кредитов, привлеченных в сельское хозяйство в 2006-2007 годах.

Вместе с тем, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, и особенно это становится очевидным при анализе социально-экономического прогноза развития страны до 2010 года.

Во-первых, сохраняется опережающий рост цен на промышленную продукцию и, прежде всего - на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, что приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозтоваропроизводителей.

Учеными-экономистами подсчитано, что за 15 лет реформ из-за сложившихся ценовых пропорций сельхозпроизводители за реализованную продукцию недополучили около пятиста млрд. руб.

Во-вторых, незначительные доходы привели к высокому уровню физического и морального износа основных фондов, технической и технологической отсталости отрасли, в результате сельское хозяйство страны менее эффективно, чем в развитых странах.

Уровень оплаты труда остается самым низким по сравнению с другими отраслями. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве в 2006 г. составила 4 тысячи 300 руб., или 40% от средней по всем отраслям экономики.

В свою очередь это отразилось на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности. Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города.

В-третьих, отсутствие эффективной торговой политики, как внутренней, так и внешней, приводит к неоправданным темпам роста объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

По данным таможенной статистики, в 2006 г. он составил более 21 млрд долл. США или вырос по сравнению с предыдущим годом на 24 процента.

К сожалению, такая же динамика роста импорта прогнозируется на ближайшие четыре года, т.е. она почти в десять раз выше предполагаемого роста отечественного сельхозпроизводства. При этом обидно, что все знают: речь идет о субсидируемой импортной продукции. Ярким примером является поставка на наш рынок мяса свинины. За прошлый год удвоили свой экспорт в Россию Германия, Дания и Канада.

Продолжаются нелегальные поставки мяса, измеряемые десятками тысяч тонн со стороны Китая и даже с территории родной Белоруссии. Все это яркие масштабные примеры недобросовестной конкуренции. Такой торговле, уважаемый Владимир Владимирович, предлагаю поставить жесткий заслон. В противном случае мы никогда не поднимем отечественное сельское хозяйство.

Большие ожидания и оптимизм связывают работники сельскохозяйственной сферы с реализацией Федерального Закона "О развитии сельского хозяйства".

На законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства.

В соответствии с законом будет приниматься Государственная программа развития сельского хозяйства на 5-летний срок (на 2008 - 2012 годы). Предлагаемая структура Программы имеется в розданных членам Совета материалах.

В Программе предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики.

Определены следующие цели Госпрограммы:

1. - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

2. - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;

3. - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В соответствии с Законом в настоящее время Председатель Правительства, Председатель Госдумы и Председатель Совета Федерации создали совместную комиссию, которая должна согласовать основные параметры программы и представить их на утверждение в Правительство. При этом исходим из того, и это решение поддержано Д.А.Медведевым, что приоритетный нацпроект "Развитие АПК" перерастает в государственную программу развития сельского хозяйства и вся аграрная политика становится с 2008 года приоритетной частью социально-экономической политики государства.

Федеральным законом предусмотрены жесткие сроки в разработке и принятии Госпрограммы - до 15 июля т.г.

С учетом изложенного, прошу, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручения Министру финансов А.Л.Кудрину и Министру экономического развития и торговли Г.О.Грефу совместно с Минсельхозом России ответственно подойти к разработке комплекса мер на ближайшие пять лет, чтобы обеспечить сохранение динамики развития сельскохозяйственного производства, достигнутой при реализации приоритетного национального проекта и учесть соответствующую господдержку в трехлетнем федеральном бюджете.

Уверен, что Госпрограмма позволит существенно изменить отношение со стороны всех уровней исполнительной власти к сельскому хозяйству и решить в ближайшее время перечисленные в докладе проблемы.

Спасибо за внимание.

http://gordeev.su/modules/news/article.php?storyid=51

Док. 426577
Перв. публик.: 07.03.07
Последн. ред.: 18.02.08
Число обращений: 182

  • Гордеев Алексей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``