В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Свинаренко: Образование и бизнес - перспективы сотрудничества Назад
Андрей Свинаренко: Образование и бизнес - перспективы сотрудничества
Ю. НОРКИНА: Еще раз добрый день, дорогие радиослушатели, продолжаем программу дневной "Разворот", в студии у нас Андрей Геннадьевич Свинаренко, исполнительный вице-президент РСПП. Здравствуйте, Андрей Геннадьевич.

А. СВИНАРЕНКО: Добрый день.

Ю. НОРКИНА: Тема - образование и бизнес, перспективы сотрудничества. Перспективы сотрудничества, вы имеете в виду сотрудничество тех людей, которые, заканчивая, получая высшее образование, идут работать, идут в бизнес?

А. СВИНАРЕНКО: Не только, это само собой, но когда мы говорим о взаимодействии бизнеса и образования, мы говорим о фактически взаимодействии систем, поскольку проблемы сегодняшнего образования так же, как и бизнеса, связаны с тем, что потерян интерфейс взаимодействия этих двух систем. Они развиваются как бы автономно.

Ю. НОРКИНА: Собственно, как было в Советском Союзе, т.е. были ПТУ, были институты, были училища, которые заведомо готовили специалиста, специалист знал, по крайней мере, или распределялся на какое-либо предприятие, в какое-либо госучреждение.

А. СВИНАРЕНКО: Совершенно верно, и тогда, если вы помните, эти же самые ПТУ, в основном, были расположены в непосредственной близости, а иногда и на территории промышленных предприятий.

Ю. НОРКИНА: Абсолютно верно.

А. СВИНАРЕНКО: И ребята там практиковались.

Ю. НОРКИНА: Да, т.е. не только знания получали, но и практику очень хорошую.

А. СВИНАРЕНКО: Естественно.

Ю. НОРКИНА: Сейчас такого нет.

А. СВИНАРЕНКО: Сейчас такое есть, но нельзя сказать, что это...

Ю. НОРКИНА: Эффективно.

А. СВИНАРЕНКО: ...во всех образовательных учреждениях. В большинстве как раз это является самым слабым местом.

Ю. НОРКИНА: Так, и как с этими слабыми местами, концепция общая?

А. СВИНАРЕНКО: Как со слабыми местами, я думаю, что необходимо отметить, что РСПП в этом году утвердил, во-первых, позицию собственную по взаимодействию образования и бизнеса, во-вторых, сделал практические шаги, суть которых состоит в том, что разработан макет профессионального стандарта, методология его разработки и утверждения. Соответственно, у нас заключено соглашение с министерством образования, что это профессиональный стандарт становится основой разработки образовательного стандарта нового образца нового поколения. При этом профессиональный стандарт делается по всем уровням квалификации, соответственно, образования, что дает возможность учитывать потребности бизнеса в части компетенции квалификации в образовательных стандартах, которые сейчас перерабатываются, и, что самое важное в образовательных программах, это если говорить о формальной стороне вопроса. Кроме этого, сегодня важно обеспечить соответствие образовательных программ современным требованиям, помимо требований, которые предъявляют работодатели, они должны учитывать современные технологические открытия, разработки, новые знания. Это, безусловно, требует введения порядка актуализации образовательных программ с определенной периодичностью. Если говорить о технических специальностях, то периодичность, на наш взгляд, должна быть если не ежегодной, то не реже, чем раз в три года. И тогда, действительно, можно рассчитывать на то, что специалисты, которые выходят из стен учебных заведений, смогут достаточно быстро вписаться в процессы работы на тех предприятиях или в тех организациях, куда придут после окончания учебных заведений.

Ю. НОРКИНА: А насколько двухуровневая система, которую вы предлагаете, по мнению представителей того же бизнеса, готова решить проблему специалиста средней и высокой квалификации? Это очень больная тема, средняя и высокая квалификация.

А. СВИНАРЕНКО: Во-первых, это не мы предлагаем, это так решено законом. Что касается, какие преимущества дает двухуровневая система, первое преимущество, это то, что нужно исходить из того, что, на самом деле, не формат образования важен, а возможность, которую оно предоставляет. И двухуровневая система, она ведь сопровождается не только названием бакалавр-магистр, а сопровождается кредитно-модульной системой получения образования, что означает, что молодой человек, который поступает в высшее учебное заведение, может разрабатывать себе индивидуальную траекторию получения образования. А, учитывая то, что сегодня развиваются процессы заключения соглашений работодателя и студента уже на ранних курсах, они могут совместно смоделировать образовательную программу, которую он может получить с учетом тех возможностей по мобильности, которые предусматриваться должны одновременно с двухуровневой системой, и в других высших заведениях, причем не только РФ. Т.е. это такая индивидуальная подготовка под конкретные, может быть, можно сказать, задачи, которые он должен будет решать на рабочем месте.

Ю. НОРКИНА: Т.е. зная о том, куда он пойдет уже на первых порах, он уже может себе выстраивать эту концепцию?

А. СВИНАРЕНКО: Да, конечно.

Ю. НОРКИНА: И потом, уже понимая, что он туда придет?

А. СВИНАРЕНКО: На первом курсе он знает, куда он пойдет работать, безусловно, речь идет о том, что бакалавриат - это все-таки больше, скажем так, общие компетенции, общие знания, более специальное - это магистратура, если говорить о высшем профессиональном образовании.

Ю. НОРКИНА: Но все-таки информацию ему предоставляют?

А. СВИНАРЕНКО: Информацию.

Ю. НОРКИНА: Возможные варианты, естественно.

А. СВИНАРЕНКО: Да, безусловно.

Ю. НОРКИНА: И учреждения, куда можно пойти.

А. СВИНАРЕНКО: Сегодня у нас большое количество вузов, хороших, конечно, вузов, имеют соглашения с промышленными предприятиями, финансовыми структурами о сотрудничестве. В рамках этих соглашений ребята имеют возможность на втором, на третьем курсе уже определить место своей дальнейшей деятельности притом, что работодатель стимулирует процесс их обучения, помогает им в получении дополнительных программ образования.

Ю. НОРКИНА: Эта система двухступенчатого образования, новая, она быстрее, чем сегодняшняя, нынешняя, удовлетворит этот кадровый голод, который есть на промышленных предприятиях?

А. СВИНАРЕНКО: Вы знаете, я бы сказал все-таки немножко иначе.

Ю. НОРКИНА: Скажите.

А. СВИНАРЕНКО: Двухуровневая система подготовки специалистов, она должна повысить качество выпускников, но давайте с вами оценим общее количество рабочих мест и занятых в экономике РФ и сопоставим их с количеством выпускников.

Ю. НОРКИНА: У вас есть данные об общем количестве рабочих мест?

А. СВИНАРЕНКО: Я вам могу сказать, что это будут проценты, выпускники.

Ю. НОРКИНА: Давайте попробуем.

А. СВИНАРЕНКО: За счет процентов мы общий уровень конкурентоспособности, наверное, если и повысим, то нескоро. Поэтому необходимо постоянно учитывать, что двухуровневая система подготовки - это элемент системы непрерывного образования. В рамках перехода на двухуровневую систему существенными темпами должно возрастать предложение качественных программ дополнительного образования. Здесь улица с двухсторонним движением, работают здесь как сами учреждения образования, кто заинтересован, во-первых, в повышении своей экономической устойчивости и повышении спроса на услуги образовательные, с одной стороны, с другой стороны, работодатель также в этом заинтересован. Вы, наверное, знаете, что уже около 30 корпоративных университетов существует, организованных компаниями. И повышение квалификации осуществляется как в учреждениях образования, так и в компаниях. Эти программы увязаны с новыми программами образовательными, профессионального образования, я сейчас не говорю только о высшем, я говорю о начальном и среднем профессиональном образовании. Они, собственно говоря, дадут очень большой эффект. И мы рассчитываем на то, что та работа, которую мы начали по профессиональным стандартам, та работа, которую ведет министерство образования и науки по новому поколению образовательных стандартов, инновационные проекты, которые реализуют вузы и сузы и учреждения начального профессионального образования в рамках национального проекта, где появляются современные инновационные образовательные программы, позволят мультиплицировать эффект от развития и дополнительных программ повышения квалификации.

Ю. НОРКИНА: А где же деньги взять, это все государственные программы или все-таки бизнес здесь?

А. СВИНАРЕНКО: Во-первых, дополнительное образование бюджетом не финансируется, за исключением переподготовки государственных служащих. И оплачивает это работодатель.

Ю. НОРКИНА: Работодатель?

А. СВИНАРЕНКО: Конечно.

Ю. НОРКИНА: Т.е. он оплачивает?

А. СВИНАРЕНКО: Программы дополнительного образования.

Ю. НОРКИНА: Ребята, которые, действительно, в которых они потенциально заинтересованы.

А. СВИНАРЕНКО: Безусловно.

Ю. НОРКИНА: Это как происходит, они приходят в институт, университет?

А. СВИНАРЕНКО: Они приходят на работу.

Ю. НОРКИНА: Они приходят на работу?

А. СВИНАРЕНКО: Они приходят на работу.

Ю. НОРКИНА: Студенты?

А. СВИНАРЕНКО: Почему студенты? Выпускники уже приходят.

Ю. НОРКИНА: Выпускники, нет, я имела в виду, что, таким образом, предприятие уже знает, что, например, в том или ином вузе учится человек, действительно, талантливый, у него есть потенциал к инновационным каким-то идеям, каким-то методам. И он заинтересован, т.е. работодатель, в том, чтобы именно этот человек попал к ним на предприятие, может быть такой вариант?

А. СВИНАРЕНКО: Может, конечно.

Ю. НОРКИНА: Может быть, значит, он в таком случае финансирует?

А. СВИНАРЕНКО: Да.

Ю. НОРКИНА: Дальнейшее, т.е. дальнейшее обучение, потом, зная, что этот человек больше никуда не уйдет, он будет с ним?

А. СВИНАРЕНКО: Это уже предмет их договоренности, уйдет он или не уйдет.

Ю. НОРКИНА: Такая ситуация возможна?

А. СВИНАРЕНКО: Такая ситуация возможна, такая ситуация реально существует. И оплачивают дополнительные программы и студентам, и выпускникам работодатели, и организовывают на рабочих местах, в своих компаниях дополнительную подготовку по конкретным программам или направлениям. Это работает, только это работает далеко не везде.

Ю. НОРКИНА: А что нужно сделать, чтобы это везде заработало? По всей России, я имею в виду.

А. СВИНАРЕНКО: Для этого вообще много нужно сделать, в частности, целый ряд моментов связан и с налогообложением компаний, в частности.

Ю. НОРКИНА: Неохотно идут компании на это вообще?

А. СВИНАРЕНКО: Понимаете, далеко не все расходы, связанные с образованием или повышением квалификации, компании сегодня могут относить на затраты, в основном, финансирование идет из прибыли. В частности, это ваш пример, хороший студент, с которым заключается соглашение о том, что по окончании вуза он приходит работать в компанию, поддерживается компанией только из прибыли, потому что он не является его штатным сотрудником. Соответственно, мы считаем, что необходимо эту ситуацию исправить. Есть несколько и других моментов, которые должны позволить, скажем так, более широко использовать средства компании для финансирования образования.

Ю. НОРКИНА: Что если, например, ввести такое, я не знаю, может быть, у вас и была такая мысль, когда, если предприятие затрачивает деньги на обучение этого студента, гипотетически мы берем этот пример, то в дальнейшем заключается договор о том, чтобы этот студент определенное количество времени на этом предприятии отработал.

А. СВИНАРЕНКО: Так и делается.

Ю. НОРКИНА: Т.е. эти деньги как бы вернул предприятию обратно.

А. СВИНАРЕНКО: Так и делается, да.

Ю. НОРКИНА: И все равно здесь от прибыли идет?

А. СВИНАРЕНКО: Пока да.

Ю. НОРКИНА: Пока да. Это реально или потому, что работодатели пока еще не могут понять, какую прибыль данный специалист может, на самом деле, принести?

А. СВИНАРЕНКО: Конечно, во-первых, они, действительно...

Ю. НОРКИНА: Недальновидность.

А. СВИНАРЕНКО: ...этого не знают, во-вторых, такой горизонт планирования не во всех компаниях существует, поскольку, если они заключают с третьекурсником соглашение, то от него отдача через 5 лет, может быть, будет.

Ю. НОРКИНА: А деньги нужны сейчас.

А. СВИНАРЕНКО: А деньги сегодня платить.

Ю. НОРКИНА: И много.

А. СВИНАРЕНКО: В общем, много, не много, по-разному бывает, но, тем не менее, на наш взгляд, учитывая задачи, которые поставлены, в целом, глобальные по увеличению объема финансирования системы образования, возможно это делать не только прямыми ассигнованиями из бюджетов, но и косвенными через некие стимулы для компаний с тем, чтобы они вкладывали средства и в материальную базу образовательных учреждений, и работали непосредственно со студентами, не только со студентами, возможно, это и других категорий граждан касаться.

Ю. НОРКИНА: Я хотела, Андрей Геннадьевич, вас спросить вот о чем. Как честно к этой новой системе относится педагогический став в институтах, в университетах? Они готовы к этим инновациям? Они готовы к этой новой системе?

А. СВИНАРЕНКО: Это ведь средняя температура по палате, нет, в разных организациях по-разному.

Ю. НОРКИНА: Но вы же знаете, что у нас педагоги, в общем, выходцы из старой системы образования.

А. СВИНАРЕНКО: Во-первых, вы знаете, предыдущий закон об образовании предусматривал и бакалавриат, и магистратуру. Большое количество вузов готовили по этим программам, бакалавры, магистры, в том числе, и те вузы, которые выступали против этой системы, это раз. Давайте поймем, а почему став должен быть против? Понятно, во-первых, это означает, что нужно изменить программы, переработать. При этом не просто их нарезать на другие сроки, а наполнить новым содержанием, которое востребовано экономикой. Это работа. Учитывая, что качество образования у нас, мягко говоря, неравномерное, то, безусловно, многие, видимо, или некоторые, скажем мягче, некоторые из преподавателей не видят возможности повысить качество своей образовательной программы. И проблема не в уровнях образования, а в качестве образовательной программы. Это первая часть. А вторая часть, вообще говоря, все эти инновации, они делаются не для преподавателей, а для студентов.

Ю. НОРКИНА: А преподаватели это понимают?

А. СВИНАРЕНКО: Хотелось бы, чтобы они понимали. Когда последний раз я был в Санкт-Петербурге, тот же вопрос возник на круглом столе "Промышленника России", я так и сказал, что, ребята, а вы здесь причем, вообще говоря, это делается для ребят, чтобы они получили дополнительные возможности получения качественного образования, которые позволят им быть успешными в жизни. Давайте о них подумаем, их вообще больше, чем преподавателей, прямо скажем, ежегодно. На самом деле, сегодня самые сложные проблемы перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании, самые большие дискуссии были по введению этого закона с представителями инженерных вузов, но должен сказать, что организована работа, сегодня работает группа вузов, которая готовит новый образовательный стандарт по двум уровням. Туда входят ведущие инженерные вузы России. Я рассчитываю, что мы, действительно, получим хорошие образовательные программы, современные, поскольку работа организована таким образом, что постоянно идут консультации с предпринимателями, потребителями этих студентов, поэтому я думаю, что сейчас нужно не спорить.

Ю. НОРКИНА: А дело делать, я понимаю.

А. СВИНАРЕНКО: Делать, да.

Ю. НОРКИНА: Скажите, а предполагается приглашать специалистов из-за рубежа, я имею в виду педагогов? Это делается или это только...

А. СВИНАРЕНКО: Это делается, причем, как я уже упоминал, инновационные проекты вузов в рамках национального проекта, делается в рамках этих инновационных образовательных программ, приглашается так называемая визит-профессура как из российских вузов, так и из зарубежных. Естественно, возникают проблемы, связанные с тем, что государственные учреждения, каковыми являются вузы, живут по смете, довольно сложно находить финансовые решения по компенсации услуг зарубежной профессуры, но тем не менее.

Ю. НОРКИНА: Здесь бизнес можно подключать, я думаю.

А. СВИНАРЕНКО: Можно, можно.

Ю. НОРКИНА: Я думаю, что они заинтересованы в том, чтобы ребята получали знания от западных специалистов?

А. СВИНАРЕНКО: Безусловно, но, кроме этого, сегодня довольно широко развивается система электронного образования и доступ к образовательным программам известных ученых и профессоров лучших российских вузов может быть получен при усилиях, конечно, со стороны администрации вузов. И без привлечения зарубежных специалистов, а зарубежных специалистов, если мы привлекаем, тоже нужно, конечно, прилагать усилия для распространения тех знаний, которые они привозят.

Ю. НОРКИНА: Спасибо, ну что же, Андрей Геннадьевич Свинаренко был у нас в гостях, исполнительный вице-президент РСПП, мы говорили об образовании и бизнесе, о перспективах сотрудничества. Всего доброго.

А. СВИНАРЕНКО: Спасибо.


http://echo.msk.ru/programs/razvorot/56050/

02.11.2007


Док. 426488
Перв. публик.: 02.11.07
Последн. ред.: 18.02.08
Число обращений: 334

  • Свинаренко Андрей Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``