В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЕЕ НАЗЫВАЮТ НЕЗАМЕНИМОЙ, И НА ЭТО ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ Назад
ЕЕ НАЗЫВАЮТ НЕЗАМЕНИМОЙ, И НА ЭТО ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ
На местах ясно видно, что надеяться надо не на доброго дядю, а на себя

Известна формула Бисмарка, что войну выиграл учитель (с Францией, в 1870 году). Никто ее не оспорил, потому что это сделать невозможно. Но сквозь призму этой формулы будущее Росси казалось бы совсем беспросветным, если бы еще не оставались люди с душой Екатерины Ивановны Кузьмичевой.

Многое, что было на мировом уровне в советской системе образования (и, добавим, унаследовано от императорских времен), реализуется и развивается в деятельности этой выдающейся и скромной женщины. Она - директор Объединения дошкольных образовательных учреждений "АвтоВАЗа", депутат Тольяттинской городской Думы.

Ее судьба проста. Родилась в селе Знаменское Башмаковского района Пензенской области в крестьянской семье. Отец, Иван Васильевич, работал шофером, механизатором. У него была ярко выраженная тяга к учению, и уже в предпенсионном возрасте он окончил курсы механиков, чем гордился. А мать, Аграфена Андреевна, отличалась силой характера и энергией, работала счетоводом, бухгалтером, зоотехником. Ее избирали депутатом сельского совета.

Они воспитали троих детей. Все благополучны, а один из братьев Екатерины Ивановны - адвокат. Подчеркнем, говоря о родителя, что они были, пожалуй, яркими представителями последнего универсального поколения русских крестьян, которые воспринимали жизнь как мир, который надо гармонизировать, объединить своей любовью, ответственностью за будущее детей и вообще за землю родную.

Как ни философски все это звучит, жизнь Екатерины Ивановны складывалась так, что родительский "посев" дал множество всходов.

Любимой игрой маленькой Кати была игра "в школу", а она представляла себя только учительницей начальных классов.

Потом она и закончила Ульяновское педагогическое училище, дошкольное отделение. И стала работать воспитательницей, затем заведующей детским садом в совхозе "Карлинский" Ульяновской области. Ей 19 лет, а у нее 90 детей.

Через год спираль судьбы стремительно разворачивается: Ульяновский педагогический институт, замужество, Молдавия, куда распределяют мужа после окончания Ульяновского политехнического института.

Был 1983 год. После маленького уютного городка Единцы на севере Молдавии, где все население разместилось бы в одном квартале Тольятти, этот город просто сразил своими широкими светлыми проспектами. Он был весь пропитан молодой радостью, обилием детских улыбок на улицах. Вот почему предполагаемый обмен Единцы - Тольятти - Ульяновск был остановлен на середине.

В Тольятти Екатерина Ивановна устроилась воспитателем-методистом в детский сад No 79 "Гусельки", но уже через месяц была рекомендована на должность заведующей детсада No 86. А рекомендовала ее - начальник Управления детских учреждений ВАЗа.

Софья Павловна Полякова - прекрасный организатор и опытный педагог, хорошо разбиралась в людях, и ее рекомендации были безошибочны. В конце 1990 года она ушла на пенсию и попросила Екатерину Ивановну заменить ее.

Сегодня под началом Кузьмичевой десятки тысяч детей, а если учесть, что эти малыши когда-то сами станут родителями и будут воспитывать своих мальчиков и девочек, то историческое пространство Екатерины Ивановны можно назвать стратегическим фактором.



Предоставим ей слово.

Прежде всего, надо любить детей и ценить свою работу. И конечно, порядочность. Я очень высоко ценю это качество. Хотя я не злопамятный человек, но ложь не переношу.

Первое время на новом месте мне было очень трудно, ведь я пришла руководителем в коллектив, где не один год проработала на нижестоящей должности. Пригодился опыт работы в партийном комитете СЖКП ВАЗа. Это были мои университеты. Учиться у других я всегда хотела. Работа мне нравилась, и когда удавалось кому-то помочь конкретно, очень радовалась. На нашем уровне отношения с людьми были совсем другие, безо всяких корыстных мотивов. Никаких привилегий, кроме ненормированного рабочего дня, я не имела. И сейчас я не чувствую за собой вины за то, что произошло в последствии с партией и страной.

В конце 1990 года Управление детских учреждений ВАЗа (УДУ) объединяло 109 детских садов. Коллектив огромный: 24000 детей, 7500 человек обслуживающего персонала. И все в основном молодые женщины, а это декретные отпуска, заочное обучение, квартирные вопросы и т.д. Был внутренний страх, что не смогу скоординировать такой объем работы, я этого не скрывала, но Горбунов М.П., зам. генерального по быту, сказал: "Ладно, ты подумай, а я поехал подписывать приказ о твоем назначении...".

Тогда я постаралась привлечь в свои союзники руководителей детских садов, педагогов, руководителей служб, доверяя их опыту и знаниям. В принципе, та управленческая команда, которую сформировала еще Софья Павловна, осталась в полном составе.

90-е годы для нашей системы очень трудные... Менялась ситуация в стране, менялись требования и условия работы, надо было убедить людей в том, что не все новое есть плохо. Резко ломать устоявшиеся традиции не хотела, но вносить новое в старые программы было необходимо. Наступал момент творчества. Мы получили возможность, углублять и частично изменять традиционные программы. Это сегодня делается упор на разработку авторских программ, а десять лет назад малейшее изменение было недопустимо... Мы стали дифференцированно подходить к работе детских садов и определять их статус. Появился первый детский сад - лицей...

Здесь давали углубленные знания по различным направлениям, причем педагогический коллектив наработал свою программу.

Десять лет назад научный руководитель в детском саду был очень редким гостем. Но как только в Тольятти открылся филиал Самарского педагогического университета, а вместе с ним и дошкольный факультет, тогда наука сама пришла к детям.

Сегодня в каждом нашем учреждении есть научный руководитель, причем не обязательно, что он из Тольятти, это - Самара, Волгоград, Ульяновск, Москва, Петербург и т.д. Каждый детский сад работает по определенному направлению.

Концепция по дошкольному воспитанию претерпела кардинальные изменения. Впервые заговорили о гуманном отношении к ребенку, о необходимости идти с ним - не рядом, не впереди, а вместе. Новые программы "Детство", "Радуга", "Развитие", имеющие статус государственных, требуют от воспитателей четкого и последовательного исполнения. Авторы программ поддерживают прямые связи с детскими садами и курируют наших педагогов.

Помимо этого в системе Объединения нарабатывается много своих, авторских программ. Диагностические исследования определяют, что нужно ребенку. Если раньше малыша подстригали под программу, то сейчас программа строится, отталкиваясь от интересов ребенка.

Фронтальный способ проведения занятий сегодня используется мало, в основном занятия проводятся по подгруппам. В садах появились узкие специалисты: воспитатель по физкультуре и оздоровительной работе, инструкторы по плаванию, дополнительные мед. сестры на бассейнах, специалисты по изо. искусству, по развитию речи, по иностранному языку. Детский сад No184 является центром по изучению английского языка. На его базе обучаются воспитатели из других садов.

Есть специалисты по хореографии и лечебной физкультуре, по развивающему обучению, есть театралы, экологи.

Экологическое направление разрабатывают сады, в которых дети находятся круглосуточно. Здесь в группах богатые живые уголки, много разнообразных растений, и прекрасные участки на территории сада.



В наших образовательных учреждениях нет такой задачи - подготовка детей к школе. Есть задача обеспечения жизнедеятельности ребенка на данный момент. Чтобы ребенок жил в детском саду в социальном и эмоциональном благополучии, а не готовился к школе.

Детям сейчас предоставляют больше свободы, чем раньше, когда в группах было по 40 малышей... Хочет ребенок рисовать, лежа на животе, пожалуйста. Захотел он уединиться, посидеть, подумать, в группе есть такое место, где ему не мешают. Захотел он сорвать свой негатив, в группе есть образные игрушки, которые можно рвать.

Важно, чтобы такое же уважительное отношение к личности ребенка поддерживалось и в школе, чтобы цепочка не рвалась. Это идеальный вариант.

Не все учителя принимают эту установку, но уже появляются в школах такие педагоги, которые на самом деле вместе с детьми стараются решать их жизненные проблемы.

Как пример, Юля Мищенко, которая вошла в пятерку лучших учителей года по всей России. Она преподает английский язык в гимназии No 35 Автозаводского района Тольятти. С какой теплотой ее встречали школьники?! И для нее это было очень важно. Не то, как ее оценила мама, не то, как оценили ее в Москве... Ей было важно, как воспримут ее победу ученики! Это педагог нового поколения! Учителя должны быть такими, чтобы у учеников светились глаза от встречи с учителем. У нее тоже не мало проблем, но раз она связала свою судьбу с детством, она должна все сделать, чтобы детям с ней было хорошо.

У нас очень крепкая, очень грамотная методическая служба, которую возглавляет Пенькова Людмила Алексеевна.

Сады наши ведомственные. С одной стороны это ограничивает самостоятельность, а с другой обеспечивает стабильное финансирование. В самые трудные для завода времена финансирование нашего Объединения было приоритетным.

У нас накоплен ценнейший опыт. Ежегодно на экспертный совет Департамента по науке и образованию Самарской губернии мы выносим свои методические разработки и авторские программы, для того, чтобы получить разрешение использовать их в работе детских садов в Самарской области. Это грамотное построение процесса.

Разработал детский сад No193 свои методические рекомендации по предметно-пространственной среде, мы их напечатали и сделали заявку в Министерство образования. Рецензию готовила начальник Управления дошкольного образования министерства Оверчук Татьяна Ивановна. Она рекомендовала придать этим разработкам статус российского учебника.

Но кроме того, я ведь и депутат. Меня очень и очень беспокоит, как решаются судьбоносные для российского общества вопросы материнства и детства, воспитания и образования, в том числе и в Тольятти. Прежде всего, в этой сфере нет государственной политики, и как следствие нет единой программы. Старое здание разрушили до основания, нового не построили.

Буквально несколько месяцев назад я была в Америке. Поездка юбилейная, по поводу десятилетия побратимских связей Тольятти с городом Флинт. Делегацию возглавлял мэр Тольятти Николай Дмитриевич Уткин. Я представляла городскую Думу.

Помимо города Флинта, мы посетили Детройт, завод "Дженерал Моторс". Состоялся прием у председателя Совета директоров "ДжиМ" господина Джека Смита, который потом приехал в Тольятти на открытие нового совместного предприятия "ДжиМ-АвтоВАЗ".

В программу нашей делегации входило посещение обычной американской школы, которое мне очень запомнилось. Прежде всего, над школой поднят государственный флаг США и такие же флажки в каждом классе, начиная с младших. Мероприятие, на которое нас пригласили, началось с того, что все дети и взрослые, родители, преподаватели, положа руку на сердце, произнесли клятву Америке! Мне было стыдно оттого, что в России своего гимна не знают. А как американцы говорят о своей стране! По всем каналам: Америка - это хорошо, надо объединяться, мы должны быть самой сильной страной.

В мероприятиях, посвященных годовщине трагической даты 11 сентября, участвовали представители всех конфессий. И с трибуны, все говорили только о единстве американского народа и о том, что должны сделать все, что бы Америка оставалась великой страной.

А что у нас?! Патриотическое воспитание в дошкольном и общем образовании отодвинули на второй план в лучшем случае, а в худшем, проявления патриотизма осмеиваются и порицаются с экранов телевизоров. Опять бросаемся из крайности в крайность. То много говорили о партии, о Ленине, а сейчас даже о России перестали говорить, словно живем на другой неизвестной планете.

Для меня это очень больной вопрос. В прежней государственной программе много внимания уделялось воспитанию патриотизма, любви к своему краю, формированию нравственных принципов. В настоящее время как таковой единой государственной программы нет. Есть перечень требований по возрастным категориям, что должен знать и уметь ребенок. Сегодня в системе дошкольного образования существует серьезный пробел, устранением которого мы занимаемся и по крупицам собираем материал по этой тематике, чтобы на его основе разрабатывать свои авторские программы. Те из них, которые прошли экспертную оценку, мы пытаемся распространять. Проводим открытые занятия, знакомим с программой методистов и воспитателей, но восстанавливать и возрождать всегда труднее.

Вот детский сад No 115 разработал программу "Мы волжане". Как без этого? Как не знать свою малую родину?! В конце 1999 года по нашему заказу был подобран цикл сказок Самарской Луки.

Сейчас этот цикл демонстрируют по телевидению ВАЗа (ЛАДА-ТВ) и там, Юрий Ращевский рассказывает сказки в той манере, в какой их рассказывали еще прабабушки в самарских деревнях. Каждый детский сад ВАЗа имеет эту кассету.

Сегодня, в сфере общего образования, вопреки здравому смыслу, во главу угла ставится обучающая задача. Нагрузки, которые дети получают в течение всего дня занятий, не просчитываются и в результате школьники часто болеют. Здесь есть и вина родителей. Они хотят, чтобы ребенок хорошо знал предмет, говорил на иностранном языке, занимался музыкой, спортом и т.д. Возможность получения дополнительных услуг в школах и садах, их разнообразие, позволяют родителям тешить свои честолюбивые замыслы в ущерб здоровью и желанию детей.

В системе дошкольных учреждений ВАЗа при формировании сетки занятий мы стараемся просчитывать нагрузку и чередовать занятия со сменой деятельности. Кроме того, в каждом детском саду работает психолог, в некоторых даже по два. Они занимаются диагностикой детского коллектива, создают условия для психологического комфорта каждого ребенка, помогают детям в решении проблем. Дают рекомендации педагогам, воспитателям и в обязательном порядке консультируют родителей.

За последние годы дети изменились. Ребенок это зеркало общества, зеркало своей семьи. Абсолютно. Дети стали больше говорить о деньгах, об отдыхе за границей. Все чаще можно услышать от них о профессиях банкира и бизнесмена. Раньше и слов таких не знали. Ребенок приносит в сад стремление родителей заработать деньги любым способом. В связи с этим ощущает недостаток внимания к себе, как к личности. Состояние одиночества, собственной заброшенности особенно четко просматривается в детских рисунках на тему семьи. Глава семьи, как правило, изображается крупно, в центре листа, а ребенок где-нибудь в уголке, маленьким. Психологи после анализа подобных рисунков проводят беседы с родителями.

Если ребенок получает в семье максимум внимания и любви, то его рисунок очень яркий, красочный. Все фигуры одинакового размера, все рядом, вместе.

Очень важно и в детском саду поддерживать в ребенке эмоциональный радостный настрой, который он получает в семье. В этом случае вырастают добрые, великодушные и свободные люди.

Два наших сада No 194 и No 186 участвовали в наработке российской программы "Я, ты, мы!". Программа социально-эмоционального развития ребенка. За образец был взят опыт наших нидерландских коллег. Провели массу семинаров. Один из них на базе наших садов. В России любят подчеркивать, что у нас хорошо поставлено образование, а вот социально-эмоциональное благополучие ребенка оставлено без внимания. Чтобы ребенок получил психологическую разрядку, он должен иметь возможность выплескивать свои эмоции и радостные, и грустные. Его эмоции должны быть востребованы. Его должны слушать и слышать.

Иногда у меня спрашивают, зачем я стала депутатом, зачем вам второй "горб"?

В Тольятти 17 избирательных округов. В 2000 году на выборах в городскую Думу ОАО "АвтоВАЗ" решил сформировать свою команду. Поскольку завод является градообразующим предприятием, ему немаловажно, кто будет работать в Думе. Представители другой отрасли или работники ВАЗа в том числе. Я считаю такую позицию верной. Вот почему, когда мне оказали доверие, я не стала отказываться.

В тольяттинской городской Думе всего 7 депутатов - вазовцев. По закону, я могла быть освобожденным депутатом, но не хочу оставлять свою любимую работу. Нагрузка увеличилась значительно, приходится отнимать время у семьи, у сна. Муж мне очень помогает, это единственный человек, с кем я могу обсуждать все вопросы, и личные, и производственные, и депутатские.

Каждый депутат имеет право работать в составе трех постоянных комиссий. Я выбрала для себя две, которые мне близки по содержанию. Это комиссии по социальной и экономической политике, они взаимосвязаны. Первая охватывает весь социальный блок городских проблем: социальная поддержка граждан, вопросы здравоохранения, культуры, образования, науки, физкультуры и спорта, а вторая рассматривает финансовые возможности города, для реализации этих социальных программ. В том числе формирование и исполнение бюджета Тольятти.

Городская Дума выступила с инициативой в 2003 году сделать образование приоритетной областью. Дело в том, что на протяжении длительного времени дошкольные и школьные учреждения капитально не ремонтировались.

Хорошо, что мэр Тольятти Николай Дмитриевич Уткин подписал постановление о расширении шефских связей предприятий города с общеобразовательными учреждениями. Благодаря этому, удалось подготовить школы к новому учебному сезону.

Я предлагала, чтобы ежегодно в бюджете города по отдельной статье предусматривались средства на капитальный ремонт образовательных учреждений. Постепенно можно было отремонтировать все школы и сады, а частичные косметические ремонты не дают нужного эффекта.



Я провожу прием избирателей два раза в месяц. Разброс тем очень обширный: благоустройство дворов, ремонт жилого фонда, обеспечение тепла в домах, установка льготных телефонов...

Квартирные вопросы самые болезненные. Многие люди живут еще в социалистических традициях, когда жилье представлялось бесплатно. Город пытается вводить ипотечное кредитование для бюджетников, и строить для них жилье. Думаю, что за ипотекой будущее. Других источников нет...

На ВАЗе работает программа "Лада-дом", с ее помощью многие заводчане смогли получить новые квартиры. Конечно, если бы у строительной компании "Лада-дом" был финансовый задел, который позволял бы продавать квартиры в рассрочку на более длительный срок, тогда многие вазовцы смогли бы улучшить свои жилищные условия.
Как депутат я имею, конечно, свои пристрастия и приоритеты. Безусловно, надо помогать пенсионерам, но больше внимания необходимо уделять подрастающему поколению. От того, сколько души и средств мы вложим сегодня в воспитание молодежи, зависит и наша старость, и будущее России.

No1 2003
http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/12003/ek.htm

Док. 426428
Перв. публик.: 18.02.03
Последн. ред.: 18.02.08
Число обращений: 345

  • Кузьмичева Екатерина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``