Николай Коломейцев: Тридцать один депутат Государственной Думы направили запрос в Центризбирком о тотальном доминировании на ТВ кандидата в президенты Медведева. Под вопрос поставлена легитимность всей президентской кампанииНазад
Николай Коломейцев: Тридцать один депутат Государственной Думы направили запрос в Центризбирком о тотальном доминировании на ТВ кандидата в президенты Медведева. Под вопрос поставлена легитимность всей президентской кампании
Председателю Центральной
Избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВУ
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
"О нарушениях Федерального закона "О выборах Президента РФ" федеральными телеканалами "Первый", РТР и ТВЦ при освещении избирательной кампании кандидатов в президенты в январе 2008 года"
В январе 2008 года выдвинутые кандидаты в президенты А.В.Богданов, В.В.Жириновский, Г.А.Зюганов и Д.А.Медведев активно вели свою избирательную кампанию, т.е. деятельность, направленную на достижение определенного результата на выборах. Формы этой деятельности были разнообразными и включали участие в различных предвыборных мероприятиях, т.е. в мероприятиях, осуществляемых в предвыборный период - период со дня выдвижения кандидата до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
Указанные предвыборные мероприятия, т.е. мероприятия, проводившиеся выдвинутыми кандидатами в предвыборный период, осуществлялись как в контексте исполнения ими должностных обязанностей, так и в виде электорально специализированных действий в рамках избирательного процесса, включая проведение агитационных мероприятий. Указанная деятельность в обоих случаях решала поставленную перед нею задачу - создавала информационные поводы для СМИ, которые, зачастую, не различали данную специфику тех или иных предвыборных мероприятий. Хотя это и не меняло правовой и политической сути предвыборной информационной деятельности СМИ, "поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против" (Постановление Конституционного суда Российской Федерации No15п от 30 октября 2003 года). В этом же Постановлении КС РФ также отмечалось: "особенно важно, чтобы всякого рода информация и мнения могли циркулировать свободно в период, предшествующий выборам"
Как показал январский мониторинг информационных материалов о деятельности кандидатов в президенты на трёх федеральных телеканалах, проведённый Центром исследований политической культуры России, предвыборные мероприятия с участием А.В.Богданова, В.В.Жириновского, Г.А.Зюганова и Д.А.Медведева освещались крайне неравномерно (учитывались сюжеты выпусков новостей и информационно-аналитических программ телеканалов "Первый", РТР и ТВЦ - соответственно, "Новости", "Время", "Вести", "События" и др.). Исследование вновь выявило грубые нарушения Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав..." и "О выборах Президента Российской Федерации" в части нарушения принципа равного доступа кандидатов в президенты к телеэфиру.
Мониторинг зафиксировал тотальное преобладание в новостных выпусках телеканалов "Первый", РТР и ТВЦ информации о деятельности и мероприятиях, проводимых в предвыборный период кандидатом в президенты Д.А.Медведевым, по сравнению с другими кандидатами в президенты.
В целом, в январе на трёх федеральных телеканалах в новостных и итоговых информационно-аналитических программах телесюжетам о деятельности и предвыборных мероприятиях кандидата в президенты Д.А.Медведева было посвящено 22457 сек. эфира (85,1%). При этом продолжительность сюжетов и упоминаний о деятельности и предвыборных мероприятиях кандидата В.В.Жириновского составила 1893 сек. (7,2%), кандидата Г.А.Зюганова - 1403 сек (5,3%) и А.В.Богданова - 621 сек (2,4%).
Например, на "Первом" канале доли информационного эфирного времени о деятельности и предвыборных мероприятиях кандидатов Г.А.Зюганова и Д.А.Медведева составляли, соответственно, 3,5 и 90,5%. На ТВЦ, соответственно, 1,0% и 86,2%.
Такое тотальное преобладание на трёх федеральных телеканалах информации о кандидате в президенты Д.А.Медведеве во многом предопределено тем, что первому вице-премьеру правительства практически предоставлено монопольное право на присутствие в информационно-политическом эфире государственного ТВ по малейшему информационному поводу. Так, федеральное телевидение освещало даже такое бытовое, по сути, предвыборное мероприятие Д.А.Медведева как просмотр в выходной день 2 января кинофильма "Ирония судьбы...". При этом вновь подчёркивалась его деятельность на посту первого вице-премьера: "Первый" канал в сюжете программы "Время" сопровождал "синхроны" Д.А.Медведева титрами - "первый заместитель председателя правительства РФ". Хотя официальное правительственное информационное агентство ИТАР-ТАСС не решилось подать это предвыборное мероприятие Д.А.Медведева как информирование об исполнении им своих служебных (должностных) обязанностей. В материале ИТАР-ТАСС от 2 января под названием "Дмитрий Медведев посмотрел "Иронию судьбы. Продолжение", и фильм ему понравился" чётко указывался агитационный статус данного информационного повода - Д.А.Медведев представлен как "Первый вице-премьер правительства РФ, кандидат в президенты РФ".
Принципы классификации предвыборных мероприятий кандидата Д.А.Медведева условны. Между мероприятиями служебного (должностного) характера и открыто агитационными акциями, как правило, практически нет принципиального различия. Об этом вновь свидетельствует анализ содержания информационных телесюжетов в январе 2008 г. Например, материал "Балтийская поездка Дмитрия Медведева" ("Вести Недели", 13 января 2008 г.) рассказывал о рабочем визите первого вице-премьера Д.А.Медведева в Калининград. При этом в самом сюжете была дана такая информация: "Если всю эту балтийскую поездку Д.Медведев провел исключительно как первый вице-премьер, то по окончании уже мог позволить себе ответить на вопрос и как кандидат в президенты России". Таким образом, авторы сами признают, что информирование о данном предвыборном мероприятии Д.А.Медведева было - по содержанию - одновременным освещением его служебной деятельности и его агитационной активности в качестве кандидата на пост президента РФ.
Контент-анализ других телесюжетов с упоминанием Д.А.Медведева также свидетельствует о том, что освещение его предвыборных мероприятий состояло как из информирования общества о его служебной деятельности, так и информирования об агитационной выборной работе.
К такого рода телесюжетам следует отнести и материалы, освещавшие участие кандидата Д.А.Медведева в Общероссийском гражданском форуме, где, как сообщали СМИ, была представлена его предвыборная программа. В этом же ряду участие в работе съезда Ассоциации российских юристов, где было проведено голосование в поддержку его кандидатуры на пост президента. Такой же статус участия Д.А.Медведева в заседании Генсовета Федерации независимых профсоюзов, где были представлены его обещания, что долгосрочный курс на увеличение пенсий и зарплат будет выполняться неукоснительно (естественно, такие обещания мог давать только кандидат в президенты, а не член правительства, уходящего в отставку в мае 2008 года).
Следует отметить, что подробное освещение мероприятий в предвыборный период с участием кандидата в президенты Д.А.Медведева сопровождалось замалчиванием аналогичных мероприятий с участием других кандидатов в президенты. Хотя соответствующие службы федеральных телеканалов информировались об их проведении, как посредством факс-сообщений, и писем по электронной почте, так и через систему анонсов на интернет-сайтах кандидатов в президенты.
Например, если поход в кино кандидата в президенты Д.А.Медведева 2 января освещался в течение 147 сек. в сюжете программы "Время", то другой информационный повод - выступления и последовавшая встреча с прессой на радио "Эхо Москвы" кандидата в президенты Г.А.Зюганова 4 января - этим и другими телеканалами были проигнорированы.
Аналогичным образом были освещены мероприятия кандидатов в президенты, проводившиеся в предвыборный период, на федеральных телеканалах 18 января.
Заявления и действия кандидата в президенты Д.А.Медведева во время визита в Болгарию были широко представлены в телеэфире. В то же время, несмотря на присутствие телекамер всех федеральных телеканалов на церемонии подписания заявления десяти профсоюзов и общественно-политических организаций в поддержку кандидата в президенты Г.А.Зюганова, об этом предвыборном мероприятии не было выдано в эфир ни одного информационного сообщения федеральных телеканалов. При этом федеральные телеканалы отказались освещать состоявшуюся в этот день рабочую поездку кандидата Г.А.Зюганова в Коломну. Заметим при этом, что все указанные предвыборные мероприятия Г.А.Зюганова в этот день активно освещались ведущими европейскими телекомпаниями, в отличие от российских.
Представление о степени дискриминации - по времени их освещения - предвыборных мероприятий других кандидатов в президенты по сравнению с Д.А.Медведевым дают, например, следующие сравнительные ряды мониторинга ЦИПКР, учитывающего сходные информационные поводы от 22 и 29 января (табл. 2 и 3).
Например, 22 января изложение предвыборной программы кандидата в президенты Д.А.Медведева на Общероссийском гражданском форуме заняло в информационных программах трёх федеральных телеканалов 2066 сек. В то же время рабочая поездка кандидата в президенты Г.А.Зюганова в Китай в этот же день вообще не освещалась, хотя именно в это время он излагал свою предвыборную программу для зарубежных СМИ.
Схожим образом освещались на федеральных телеканалах 29 января равноценные информационные поводы - предвыборные мероприятия кандидатов в президенты Д.А.Медведева и Г.А.Зюганова.
Участие Д.А.Медведева в работе съезда Ассоциации российских юристов, на котором единогласно была поддержана его кандидатура на пост президента, освещалось в информационных выпусках трёх телеканалов 519 сек. Информация же о рабочей поездке Г.А.Зюганова в Алтайский край была в этот день представлена только на телеканале РТР (80 сек.). "Первый" и ТВЦ данный информационный повод проигнорировали.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом в информационных теле- и радиопрограммах и публикациях в периодических печатных изданиях, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев; в них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе, иной группе участников, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.
Аналогичные требования к организациями теле- и радиовещания предъявлены в статье 46 Федерального закона "О выборах президента РФ".
"Выполнение организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, такой социальной функции, как информационное обеспечение выборов и референдумов, в Российской Федерации как демократическом правовом государстве призвано способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Исходя из того, что пользование свободой массовой информации по смыслу статьи 29 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность, представители этих организаций, действующих на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом", - отмечается, в упомянутом выше постановлении Конституционного суда.
Суммируя вышеприведенные примеры нарушений, а также совокупные данные мониторинга ЦИПКР за январь 2008 года можно сделать однозначный вывод: на федеральных телеканалах нет справедливого, сбалансированного и беспристрастного освещения избирательной кампании. Недостаточным является даже вывод о дискриминации (умалении прав) кандидатов в президенты Г.А.Зюганова и В.В.Жириновского по времени освещения его предвыборных мероприятий по сравнению с кандидатом Д.А.Медведевым. Данные мониторинга свидетельствуют о практическом вытеснении и исключении кандидатов Г.А.Зюганова и В.В.Жириновского как оппонентов Д.А.Медведева из кандидатского информационно-политического телеэфира. О сворачивании в январе 2008 года, по сути дела, освещения предвыборных мероприятий Г.А.Зюганова как таковых сразу на трёх федеральных телеканалах.
Фактически, приведённые выше факты, свидетельствуют, по нашему убеждению, о грубейших нарушениях избирательного законодательства, подрыве главного условия любого демократического избирательного процесса - открытой публичной дискуссии участников выборов, отсутствии надлежащего информационного обеспечения выборов, без чего невозможно осознанное волеизъявление граждан.
Указанные нарушения выборного законодательства, игнорирование соответствующих правовых принципов Совета Европы, неоднократно подтверждённых в решениях Европейского суда, зафиксированные мониторингом информационно-политического телеэфира в ходе кампании по выборам Президента Российской Федерации, ставят под вопрос легитимность всей президентской выборной кампании в целом.
Исходя из вышеизложенного, просим принять меры по пресечению нарушений действующего законодательства о выборах должностными лицами федеральных телеканалов "Первый", РТР и ТВЦ при информировании граждан о предвыборных мероприятиях кандидатов в президенты.
Просим также рассмотреть настоящий депутатский запрос на заседании ЦИК РФ и принять по нему решение в форме постановления ЦИК РФ, а по выявленным фактам нарушения Федерального Закона "О выборах Президента Российской Федерации" принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц федеральных телеканалов "Первый", РТР и ТВЦ.
Мониторинговые материалы направляются дополнительно.