В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Замглавы МИД РФ Алексей Мешков о задачах российской внешней политики. Назад
Замглавы МИД РФ Алексей Мешков о задачах российской внешней политики.
Департамент информации и печати МИД России распространил текст интервью заместителя министра иностранных дел России Алексея Мешкова "Независимой газете", опубликованное под заголовком "Хитрость и скрытность уже вне дипломатии", 10 февраля 2003 года.
Сегодня дипломатические работники России впервые отмечают свой профессиональный праздник. Нет необходимости лишний раз говорить о том, сколь важную роль для общества играет их не слишком афишируемая работа. Об отношениях России с европейскими странами, о роли личных контактов и симпатий между лидерами государств, о месте России на Старом континенте рассказывает в интервью "Независимой газете"куратор европейского направления в МИД России, заместитель министра А.Ю. Мешков.
Вопрос: Алексей Юрьевич, гостем Москвы на днях был итальянский премьер Сильвио Берлускони, сегодня Владимира Путина принимает французский президент Жак Ширак. Оба эти политика имеют, как считается, особые, доверительные отношения с нашим президентом. Как влияют на отношения государств личные контакты политических лидеров, сказываются ли их взаимные симпатии или антипатии на развитии межгосударственных связей?
Ответ: Конечно, хороший личный контакт между руководителями государств является в современной дипломатии важным фактором успешного развития двусторонних связей, способствует формированию отношений взаимного доверия между официальными представителями и народом. В конечном итоге это позволяет наиболее эффективно защищать национальные интересы, откровенно и доверительно доносить до партнеров существо позиции того или иного государства. Именно личное участие нашего президента и его договоренности с руководителями ряда европейских государств позволили выйти на взаимоприемлемые развязки по проблеме "калининградского" транзита.
Вопрос: Можно ли говорить о существовании у России с некоторыми европейскими странами привилегированных отношений? В чем они выражаются?
Ответ: Думаю, можно с полной уверенностью говорить о том, что у нас есть привилегированные партнерские отношения с рядом европейских государств, как, впрочем, и неевропейских. В основе таких отношений - близость подходов и тесное взаимодействие по широкому кругу международных проблем, насыщенность двусторонних связей, в том числе торгово-экономических. Наконец, близость наших культур. Возьмите в качестве примера развитие российско-французского сотрудничества. Начинающийся сегодня визит во Францию президента В.В. Путина, я убежден, займет важное место в строительстве отношений глобального партнерства между Москвой и Парижем. Создан и успешно работает многоуровневый механизм политических консультаций. Это и Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств,и Совет сотрудничества по вопросам безопасности на уровне министров иностранныхдел и министров обороны, рабочие группы по различным межотраслевым проблемам. Активно развиваются контакты между гражданами обеих стран. Все это, на мой взгляд, и есть элементы привилегированных отношений.
Вопрос: Складывается ощущение, что межгосударственные отношения в последниегоды стали более прозрачными и откровенными, вытесняя такие присущие прежде дипломатии качества, как хитрость и скрытность. Вы так не считаете?
Ответ: Разумеется, свою роль в этом сыграл процесс глобализации. Ведь все мы сегодня живем в условиях единого информационного пространства. Однако дело не только в этом. Мир постепенно становится совершенно иным. Мы ушли от эпохи конфронтации. Идет формирование нового миропорядка ХХI века, затрагивающее основы основ безопасности и благосостояния всех государств. Без подлинного взаимного доверия, учета законных интересов всех государств мы просто не создадим его оптимальную модель. Только доверяя друг другу, мы сможем успешно противостоять и тем вызовам, которые бросает нам эпоха глобализации. Как, скажем, эффективно противостоять международному терроризму, пытаясь скрыть ключевую информацию от партнера? Да и в целом хитрость и скрытность уже не являются главными инструментами дипломатии. Скорее я обозначил бы в качестве наиболее важных такие качества дипломатов,как мастерство ведения переговоров, искусство достижения компромиссов.
Вопрос: Есть ли предел у процесса сближения России и Европы? Готовы ли европейцы допустить в свою семью такого гиганта, как Россия, которого европейские СМИ и обыватели до сих пор символически представляют в виде некоего несуразного медведя?
Ответ: На протяжении столетий Россия была и остается "европообразующим" государством. Ни одна крупная проблема на нашем континенте не решалась и не решается без прямого участия России. Так было в XVIII и XIX веках. Так было в XX веке и, уверен, будет в XXI. Другое дело, что Россия не участвует напрямую в интеграционном процессе в рамках Евросоюза. На обозримую перспективу не стоит перед намии вопрос вступления в ЕС. В определенной степени это обусловлено тем, что Россия сопоставима по своим размерам и потенциалу с ЕС. Мы готовы идти по другому пути - пути строительства Большой Европы без разделительных линий. Это включает всебя, в частности, последовательное развитие сотрудничества в политической сфере, в области безопасности и обороны. Сейчас идет напряженная работа по созданию общих с ЕС экономического, энергетического, правового и других пространств. Все это, на наш взгляд, позволит России максимально сблизиться с Евросоюзом без формального вступления в эту организацию.
Вопрос: Некоторые политики в Москве полагают, что расширение ЕС таит в себенекую угрозу для России, и прежде всего в сфере экономики.
Ответ: После намеченного приема 10 новых членов на Европейский союз будет приходиться более 50% российского товарооборота. Так что расширение ЕС является для нас с экономической точки зрения скорее плюсом, а не минусом. Вместе с тем, как показали предыдущие этапы расширения, есть целый ряд вопросов, которые нам предстоит решить для того, чтобы преимущества заработали, а недостатки были нейтрализованы. И при наличии доброй воли с обеих сторон - а мы готовы уже сейчас находить взаимоприемлемые решения - добиться этой цели будет реально.
Вопрос: Считаете ли вы нормальной весьма нервную реакцию некоторых российских посольств в европейских странах на критику местных СМИ в адрес России? Как, на ваш взгляд, это сообразуется с традиционным западным понятием свободы слова?
Ответ: Если говорить о самом понятии свободы слова, то это всегда была улица с двусторонним движением. Каждый должен иметь свободу выражения мнений и правона ответ. Поэтому считаю вполне справедливым, когда российские посольства реагируют на недружественные, а главное, тенденциозные выпады в адрес нашей страны, иногда появляющиеся в некоторых западных СМИ. Кстати, реагирование по данному поводу является одним из основных направлений в работе посольства любого государства и в любой стране. Так что обвинения в адрес пресс-секретаря посольства в том,что он выполняет свои прямые служебные обязанности, как раз и являются попыткойограничить свободу слова. Открытая же дискуссия в СМИ только помогает общественности получить объективную информацию. Вообще считаю, что формирование позитивного образа своей страны в зарубежном общественном мнении - это задача не толькодипломатов, а каждого ответственного гражданина России. И здесь, кстати, нам есть чему поучиться у наших европейских партнеров.
Вопрос: Почему отношения с США у России сейчас более близкие, чем с ведущими европейскими странами? Сказываются общие интересы в борьбе с международным терроризмом или в качестве объяснения этому существуют и иные причины?
Ответ: Главной особенностью современной внешней политики России является еемноговекторный характер. Мы действительно стремимся иметь тесные партнерские связи со всеми государствами, кто и насколько к этому готов со своей стороны. Поэтому я считаю неправомерным противопоставление наших отношений с США и с европейскими странами. Я уже говорил о российско-французских отношениях. Не менее динамично развиваются наши связи с Германией, Великобританией, Польшей и другими европейскими государствами. Несколько дней назад, как мы уже отмечали, успешно прошел рабочий визит в нашу страну премьер-министра Италии Берлускони. Кстати, прошлый год был рекордным для наших торгово-экономических отношений с этой страной, товарооборот с которой превысил 9 миллиардов долларов.
Вопрос: Почему, на ваш взгляд, европейские страны проявляют меньшую заинтересованность в борьбе с международным терроризмом по сравнению, например, с США? Или в данном случае действует русский принцип "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"? Первоначальные опасения после 11 сентября у европейцев ныне опять сменились ощущением, что "эта проблема - не наша".
Ответ: Скажу откровенно, что до событий 11 сентября 2001 года нам порой действительно трудно было достучаться по вопросам борьбы с международным терроризмом до многих из наших коллег и, кстати, не только европейских. Например, когда мыговорили об опасности для мира, исходившей с территории Афганистана, то наши слова воспринимались достаточно абстрактно. Но были и такие политики и дипломаты, которые нас прекрасно понимали. Ведь некоторые европейские страны сами реально сталкиваются с проблемой терроризма, возьмем хотя бы Испанию. Так что водоразделпроходит скорее не между США и странами Западной Европы, а между государствами,которые реально осознают опасность, исходящую от международного терроризма, и теми, кто из ложного понимания политкорректности или желания на всякий случай остаться в стороне, пытается игнорировать эту угрозу. Следует, правда, признать, что таких стран - вспомним последние задержания террористов в различных европейских столицах - становится все меньше.
Вопрос: Не уменьшается ли роль Европы в мире на фоне военного превосходстваСША и экономического роста Китая? Можно ли говорить о том, что Европа сейчас переживает кризис коллективной идентичности?
Ответ: Как я уже говорил, сейчас

11.02.2003
http://www.regions.ru/news/994249/

Док. 426220
Перв. публик.: 11.02.03
Последн. ред.: 15.02.08
Число обращений: 332

  • Мешков Алексей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``