В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Корендясев: Почему коррумпированные чиновники выдумывают небылицы о `политических заказах`? Назад
Анатолий Корендясев: Почему коррумпированные чиновники выдумывают небылицы о `политических заказах`?
На это вопрос отвечают специалисты - в распоряжении ИА "Высота 102" оказалась стенограмма беседы генерал-лейтенанта Службы внешней разведки России Анатолия Корендясева и руководителя Управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области Михаила Музраева.
Высота 102.0
Недавно в эфире телекомпании "Волгоград-ТРВ" состоялась встреча вновь назначенного руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Волгоградской области Михаила Музраева и советника секретаря Совета безопасности РФ, генерала-лейтенанта Службы внешней разведки России, члена политсовета Волгоградского регионального отделения партии "Единая Россия" Анатолия Корендясева. Участники программы ответили на вопросы журналиста Юрия Щербинина. Для Музраева это было первое после назначения интервью, а его собеседник Анатолий Корендясев выступил как эксперт по реформе правоохранительной системы.
Разговор получился интересным, но, к сожалению, не все успели посмотреть эту программу. По многочисленным просьбам наших читателей публикуем беседу М.Музраева и А.Корендясева.

Ю. Щербинин: "Анатолий Александрович, первый вопрос к вам. Месяц назад, когда еще не было Указа президента о создании Следственного комитета, вы в прессе высказали некое сомнение в целесообразности такого подразделения. Президент посчитал, что оно необходимо. Вы согласны с президентом?"
А.Корендясев: "С президентом нельзя не согласиться, тем более я не отрицал необходимости создания Следственного комитета. Эту проблему уже пытались решать, и 20 лет назад я был членом комиссии по созданию такого комитета на уровне СССР. Туда предполагалось ввести следственные подразделения из разных структур силового блока и создать мощнейшую систему, которая резко и качественно продвинула бы вперед борьбу с организованной преступностью и решила многие вопросы следствия. Тогда мы очень скрупулезно изучили мнения всех заинтересованных ведомств и пришли к выводу, что это нецелесообразно. И сегодня я высказал свою позицию как человек, имеющий 40-летний опыт службы. Я сделал это сознательно, хотя знал, что Указ президента уже готовится, чтобы мое мнение было услышано и учтено. Ситуация отличается от той, что была 20 лет назад - ведь участников следственного процесса прибавилось, им занимаются налоговики, таможенники и ряд других ведомств. Вот почему эта проблема встала перед властью. И хотя мое мнение в какой-то степени звучало диссонансом, с другой стороны мне было приятно узнать, что руководитель Следственного комитета Александр Иванович Бастрыкин в интервью СМИ сказал примерно то же самое. Речь шла о том, что надо учитывать опасность отрыва следствия от оперативной базы, кадрового потенциала, накопленного прокуратурой за многие десятилетия, и от налаженного взаимодействия с другими ведомствами, ведущими следствие. А некоторые следственные подразделения пока еще рано передавать в Следственный комитет: например, ФСБ и МВД с их специфическим набором статей УК. Бастрыкин подчеркнул, что решать этот вопрос нужно взвешенно. Надеюсь, что и на федеральном, и на региональном уровне дело пойдет без тех ошибок, имевших место в прошлом.
М.Музраев: "Надо сказать, что дебаты по созданию Следственного комитета по подобию ФБР, когда в одном ведомстве собраны все следователи, ведутся давно, с восьмидесятых годов.
Высота 102.0Но сегодняшнее реформирование прокуратуры, на мой взгляд, обусловлено желанием разделить функции надзора и расследования. Ведь как было раньше? Прокурор возбуждал уголовное дело, принимал решение об аресте, организовывал расследование, утверждал обвинительное заключение и сам же поддерживал обвинение. Наверное, на определенном этапе совмещение всех этих функций было необходимо. Но времена меняются, и принципы правового государства несовместимы с подобным явлением. Ведь в основу правового государства заложено разграничение полномочий государственных органов. Плюс к этому проведена судебная реформа, которая укрепила самостоятельность судебной власти, с одной стороны, а с другой - расширила полномочия по судебному контролю за соблюдением прав граждан. Прокуратура же работала по принципам, заложенным в советские времена. Все это и предопределило создание Следственного комитета.
Ю.Щербинин: "Чего же можно ожидать от нового этапа реформы правоохранительной системы?"
А.Корендясев: "Прежде всего - продвижения в создании истинно правового государства. Это означает большую независимость судов, более высокое качество обвинения и расследования, создание единой следственной школы. Пока все это находится в организационной стадии. И дело не в том, что одному заместителю генпрокурора дали больше полномочий, а другому - меньше. Здесь я поддерживаю Музраева, который говорил о необходимости усиления профессиональной стороны следствия - ведь многие ведомства, взявшие на себя следственные функции, справляются с этим не совсем квалифицированно. Думаю, в Следственном комитете при известном единстве подхода качество расследования уголовных дел и представления их в суды будет более высоким.
Ю.Щербинин: "Михаил Кандуевич, вы теперь не подчиняетесь прокурору области?"
М.Музраев: "С прокурором у нас есть взаимодействие и общая координация работы. Прокурор ведет надзор за нашей деятельностью, но не дает нам указаний".
Ю.Щербинин: "Как повысить эффективность вашей работы, чтобы дела не возвращались на доследование?"
М.Музраев: "Создание Следственного комитета и изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс, повысили самостоятельность следователя в принятии процессуальных решений. Это предполагает и большую ответственность. Поэтому в Положении о Следственном комитете сказано, что главная наша задача - быстрое и качественное расследование уголовных дел прокурорской подследственности, то есть тяжких и особо тяжких дел: убийств, грабежей, изнасилований и преступлений коррупционной направленности. У нас в производстве сейчас находится более 450 уголовных дел, которые мы приняли 7 сентября, а до 1 октября мы примем свыше 3000 дел, нераскрытых и приостановленных ранее. Нам предстоит вернуться к ним, установить причины и условия, способствовавшие преступлениям, и принять меры для их устранения".
Ю.Щербинин: "Анатолий Александрович, как бы вы оценили работу правоохранительных органов в свете нашумевших коррупционных дел?"
А.Корендясев: "Некоторые из этих дел имели федеральный резонанс. Я считаю, что волгоградская прокуратура отличается здоровой атмосферой. Оперативный состав действует профессионально, не оглядываясь на политическую конъюнктуру. Местное управление ФСБ - и это могут подтвердить мои столичные коллеги - также работает успешно. Во многих других областях ситуация "потише", но это не значит, что там все хорошо и нет коррупции".
Ю.Щербинин: "С точки зрения журналиста в работе силовиков есть некая скрытность. Дальше тоже так будет?"
М.Музраев: "Я вам обещаю, что мы будем работать гласно. Положение о Следственном комитете обязывает нас информировать людей о резонансных делах, находящихся в нашем производстве. Для этого предусмотрена должность помощника по связям с общественностью и СМИ".
А.Корендясев: "Думаю, новой структуре нужно помогать морально - в том числе и со стороны СМИ. Ведь работа следователей скрыта от посторонних глаз, а они зачастую и жизнью рискуют".
Ю.Щербинин: "Силовые структуры не имеют права поддерживать или не поддерживать политические партии. Но перед выборами партии ищут поддержки у силовиков. Есть ли у нас в области случаи таких "политических заказов"?
М.Музраев: "Если коррумпированный чиновник не находит других аргументов, чтобы оправдать себя, то он начинает придумывать небылицы о "политическом заказе" и разворачивать пиар-кампании по дискредитации правоохранительных органов с целью отстранить следователя от расследования конкретного уголовного дела, рассчитывая таким образом уйти от ответственности. В последние два года мы это наблюдали по ряду уголовных дел, которые имели большой общественный резонанс. Но я должен со всей ответственностью заявить, что следователи прокуратуры - сегодняшнего Следственного комитета - никогда по "заказу" не работали, не работают и не будут работать. Они подчиняются только закону, и любое отступление будет пресекаться жесточайшим образом".
Ю.Щербинин: "Скоро выборы в Госдуму. Чего бы вы пожелали будущим депутатам?"
М.Музраев: "Чтобы принимали взвешенные законы с учетом мнения профессионалов, знающих нашу систему изнутри. Помните, как принимались первые изменения в УПК, когда за четыре месяца было внесено свыше ста поправок? С этим же разобраться было невозможно!"
А.Корендясев: "Мои коллеги - руководители правоохранительных структур разного ранга - недоумевают по поводу огромного количества депутатских запросов, поступающих из Госдумы. Зачастую это просто дезорганизует всю работу. Запрос, например, приходит из комитета по материнству и детству, но касается уголовных дел, не имеющих никакого отношения к тематике комитета. И многие депутаты почему-то считают хорошим тоном заваливать такими запросами различные инстанции. А ведь здесь могут пересекаться многие интересы, в том числе и криминальные, и коммерческие... Думаю, нашему парламенту нужно ввести правило, чтобы любой запрос проходил через "сито" профильного комитета. Профессионалы должны делать свое дело - исполнять закон, а не проверять тысячи бумаг, отвлекающих колоссальные силы и средства".
Ю.Щербинин: "В заключение нашей беседы позвольте пожелать новому следственному подразделению успешной работы во благо закона".
А.Корендясев: "Я давно знаю Михаила Кандуевича Музраева, и его позиция всегда отличалась принципиальностью. Это заслуживает уважения и всяческой поддержки как на региональном, так и на федеральном уровне".


Подготовил Дмитрий Доронин.

http://v102.ru/politics/2591.html

24.09.2007


Док. 426098
Перв. публик.: 24.09.07
Последн. ред.: 15.02.08
Число обращений: 289

  • Корендясев Анатолий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``