В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первый заместитель министра образования Виктор Болотов - о концепции профильного обучения в 9 - 10-х классах общеобразовательной школы Назад
Первый заместитель министра образования Виктор Болотов - о концепции профильного обучения в 9 - 10-х классах общеобразовательной школы
Сегодня состоялось селекторное совещание первого заместителя министра образования Виктора Болотова с руководителями органов управления образованием субъектов РФ, посвященное проблемам профильного обучения. В совещании принял участие начальник главного управления образования администрации Красноярского края Владимир Шишмарев.

Суть вопроса заключается в том, что Министерство образования РФ планирует, что с 1 сентября 2005 года будут введены новые стандарты, а именно будет внедрена "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". По словам Виктора Болотова, профильное обучение должно представлять возможность заниматься любому ребенку по выбранному им самим профилю. Общеобразовательная школа в будущем будет выглядеть так: с 1-го по 8-й класс, обычная сегодняшняя общеобразовательная школа, в 9-10-х классах начнется профильная школа. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. В ней остаются основные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, естествознание, математика и физкультура. Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественном научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Основную цель профильного обучения Виктор Болотов обозначил следующим образом - это средство индивидуального подхода к обучению, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

По словам Болотова существует несколько вопросов, связанных с введением профильного обучения. Он отметил, что фактически профильное обучение было и в советском образовании, и существует сейчас. На сегодняшний день есть школы, которые взаимодействуют с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Активно в этом направлении работают многие учреждения дополнительного образования подростков - кружки, музыкальные, спортивные школы и др.

Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с профильным обучением. Первая проблема - это перегрузка детей. Все предметы в старшей школе изучаются на уровне избыточном для тех детей, которые тот или иной профиль уже выбрали. Так, по словам Болотва, гуманитарные школы не должны глубоко изучать химию, физику в тех же объемах, что и обычные школы. Вторая проблема, которая существует это ситуация с набором в старшую профильную школу, потому как необходимо учитывать не только желание ребенка, но и его способности и возможности. Третья проблема, связанная с введением профильного обучения - это проблема неравенства в доступе к профильному обучению в малых городах и поселках.

По словам заместителя министра образования, нужно вводить модель сетевого взаимодействия учреждений всех уровней образования и общего, и дополнительного, и профессионального. Но для этого не хватает нормативной базы. Важнейшая проблема, связанная с профильным образованием - это проблема стандартов старшей школы.

В заключении Болотов отметил, что все наработки по профильному обучению в школах будут связаны с возможностью продолжать реализацию универсального базисного учебного плана школы. То есть школа может продолжать реализовывать обычные планы, но вместе с тем она должна искать возможность предоставить своим ученикам право индивидуальной образовательной траектории. В ходе совещания также обсуждались вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров и о том, как может сельская школа вписаться в профильную школу, а также обсуждался вопрос финансирования.

www.regnum.ru/news/73759.html
10.12.2002


Док. 425804
Перв. публик.: 10.12.02
Последн. ред.: 14.02.08
Число обращений: 309

  • Болотов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``