В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Бойко: Технопарк в колониальном стиле Назад
Ирина Бойко: Технопарк в колониальном стиле
Мы испробовали уже многие способы избавить экономику от сырьевой зависимости, задействовав институциональный, инфраструктурный, отраслевой и секторальный подходы к формированию инновационной экономики. Но признаков, что страна становится способной производить конкурентоспособный инновационный продукт и постепенно снижать крайне опасную зависимость от добычи и экспорта нефти и газа, так и не появилось.

Возможно, потому, что до сих пор мы слишком мало обращали внимания на принципиально важный аспект инновационного развития - региональный. Нам требуется принципиально новый подход к пониманию сути инновационного развития и, следовательно, - к формированию политики, направленной на создание и коммерциализацию новых продуктов и процессов.

Именно региональный подход позволяет решить множество сложных теоретических и практических проблем, затрудняющих построение инновационной экономики в нашей стране.



Суть регионального подхода



Региональная инновационная политика должна формироваться в тесной связи с проводимой на той или иной территории промышленной политикой (которая, к сожалению, даже не озвучена сейчас как один из приоритетов федеральной политики в отношении регионов). И в этом смысле для каждого из регионов существует три сценария развития:

1. повышение доли сырьевого сектора в производстве валового регионального продукта, что фактически означает ухудшение структуры экономики;

2. поддержание структуры экономики, сложившейся в предшествующие периоды;

3. реструктуризация или технологическая модернизация региональной экономики в результате создания (или приобретения) новых, передовых технологий, внедряемых в производство региональными компаниями.

Устойчивость региональной, а в конечном итоге и национальной экономики, как хорошо известно, зависит от ее способности развиваться по третьему сценарию, то есть успешно осуществлять структурные изменения в направлении производства высокотехнологичных товаров.

Технологическая модернизация региональной экономики может осуществляться по двум направлениям:

- модернизация существующих перерабатывающих мощностей;

- формирование новых направлений технологического развития, освоение и внедрение в региональное производство принципиально новых технологий.

Сочетание этих двух направлений технологического совершенствования региональной экономики и позволяет выстроить региональную инновационную систему.

О возможностях ее создания можно судить на примере Иркутской области - Центр региональной и инновационной политики как раз закончил анализ ситуации в этом регионе.



Три карты



Иркутская область не слишком выделяется на фоне других регионов России. Регион специализируется на добыче нефти, газа, угля; располагает нефтехимическими и нефтеперерабатывающими мощностями; развивает цветную металлургию (алюминиевая и золотодобывающая промышленность); имеет развитое производство электроэнергии и машиностроение (в основном оборонное). Сравнительным преимуществом региона является наличие значительных лесных ресурсов, однако степень их переработки в настоящее время невысока.

Развиваясь по первому сценарию, регион может увеличивать валовой региональный продукт, сохранив акцент на эксплуатации природных ресурсов и развитии их первичной переработки. Этот сценарий не предполагает качественного сдвига в сторону инновационной экономики. Условно его можно назвать колониальным: он не позволяет региону накапливать собственные ресурсы для решения социально-экономических задач.

Второй сценарий предполагает рост загрузки существующих производственных мощностей и инвестиции в создание новых производственных мощностей, технологически не опережающих существующие, а значит - устаревших. Пример реализации второго сценария - предполагаемое строительство металлургического комбината в Иркутской области. Этот сценарий условно можно назвать советским: промышленность СССР также наращивала производство, но при этом отличалась крайней невосприимчивостью к новым технологиям. Напомним, что это и стало одной из основных причин разрушения советской системы к середине 1980-х годов. Промышленность СССР к тому времени утеряла конкурентоспособность на мировом рынке, обвал нефтяных цен лишь спровоцировал и усилил масштабный кризис.

Третий сценарий регионального развития - инновационный - предполагает формирование экономической системы, способной к постоянному созданию (приобретению) новых, передовых технологий и их коммерциализацию посредством внедрения в производство динамичными региональными компаниями. Этот сценарий дает надежду на качественные изменения экономики региона, рост ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, что, в свою очередь позволит создать внутренние условия для повышения уровня жизни населения.



Сценарий для Иркутска



Развиваясь по третьему, инновационному, сценарию, Иркутская область должна провести модернизацию экономики по двум направлениям: отраслевому и межотраслевому.

В рамках первого направления необходимо провести технологическую модернизацию как минимум двух базовых отраслей региональной экономики - лесоперерабатывающего и химического производства.

Иркутской области, предполагает внедрение передовых технологий по переработке древесины и модернизацию Братского целлюлозно-бумажного комбината, в частности - увеличение количества линий по производству химико-термической массы и т.д.

Основой для модернизации химического производства должно стать внедрение передовых технологий на нефтеперерабатывающих предприятиях региона (создание установок метилтретбутилового эфира для производства высокооктанового бензина, создание установок по изомеризации и виксбрекинга, другие направления технологической модернизации).

Технологическая модернизация базовых отраслей региональной экономики (перечисленных выше, а также цветной и черной металлургии, производства электроэнергии, машиностроения и других) положительно скажется на развитии всей экономики региона. Модернизация позволит повысить качество производства и снизить его ресурсоемкость; наладить наукоемкую переработку отходов; улучшить экологичность производства. Становится возможным добиться синергетического эффекта: появления новых производств, технологически связанных с базовыми отраслями (пример - разработка технологически передового оборудования для глубокой переработки древесины). В конечном итоге, так может быть запущен процесс формирования первого инновационного сегмента в региональной экономике.

Второй инновационный сегмент в региональной экономике может быть сформирован на базе множества проектов, в основе которых использование уникальной сырьевой базы и уникальных передовых технологий. У Иркутска есть неплохие возможности для создания подобных производств. В качестве примера можно привести производство микронизированных минеральных наполнителей: область располагает необходимыми запасами сырья (Онотское месторождение талька, особенного, химически чистого, магнезитового, происхождения удовлетворяет, к тому же, высоким экологическим требованиям); обладает передовыми технологиями по производству оборудования для его переработки; имеет возможность сбывать готовую продукцию на значительном по масштабам внутреннем рынке. Освоение данной технологии в промышленных масштабах не только позволит вытеснить с внутреннего рынка дорогостоящие импортные аналоги, но и производить конкурентоспособный экспортный товар.

Региональная промышленная политика должна стимулировать вытеснение технологически отсталых отраслей, производств и отдельных компаний, связанных с первичной переработкой исходного сырья, и замену их технологически более передовыми - в этом ее главная суть. Исходя из этой сути, нужно определять производство каких продуктов должно поддерживаться регионом, и каков должен быть масштаб и критерии поддержки. И лишь решив эти вопросы можно задумываться о создании в регионе технопарков и венчурных фондов.

Только так, состыковав промышленную и технологическую политики и выстроив их с учетом сравнительных преимуществ региона, можно создать новую региональную экономику, конкурентоспособную и инновационную по сути, а не декларативно. И федеральная политика в отношении того или иного региона должна строиться с учетом этого фактора.

01.08.2007
http://www.opec.ru/docs.aspx?id=385&ob_no=497

Док. 425705
Перв. публик.: 01.08.07
Последн. ред.: 13.02.08
Число обращений: 219

  • Бойко Ирина Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``