В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социально-экономическая безопасность россиян: научно-практический анализ 1990 - 2000г. Назад
Социально-экономическая безопасность россиян: научно-практический анализ 1990 - 2000г.
Россия находится на историческом переломе. Прежние ценности и ориентиры, с которыми страна вступала в последнюю четверть XX столетия, не выдержали испытание временем. Попытка создать новые закончилась неудачей. Минувшее десятилетие не продвинуло Россию к духовному и социально-экономическому прогрессу. Вместо рыночной экономики мы получили экономику упадка. Вместо демократии - вседозволенность чиновника, коррупцию и безответственность власти. Вместо общества всеобщего благоденствия- нищенское существование большинства граждан.
Хорошо известно, что никакая экономика не может эффективно функционировать в условиях социальной напряженности. Равно как и социальная напряженность складывается из степени недовольства населения уровнем жизни, состоянием экологии, эффективностью власти, влиянием криминальных структур. Нельзя снять социальную напряженность без решения экономических вопросов, от которых зависит и уровень безработицы, и качество жизни.
Можно по-разному относиться к различным способам переустройства российского государства, важно лишь, чтобы эти преобразования осуществлялись во благо всего общества, а не какой-либо группы его представителей.
Сокращение промышленного производства за 1990-2000 гг. превысило 50%. В добывающих отраслях падение было менее интенсивным - 31%, в том числе в электроэнергетике - 23%, в топливной - 32%. Остро ощущают кризис обрабатывающие отрасли, особенно производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, наукоемкие и высокотехнологичные. Так, спад в машиностроении и металлообработке составил 60%, в том числе в машиностроении - 62%. Кроме того, сильно пострадали отрасли, которые после открытия внутреннего рынка оказались практически полностью неконкурентоспособными. Масштабы спада в промышленности строительных материалов составили 65%, в легкой промышленности - 85%.
В ходе реформ именно наиболее "рыночные отрасли" промышленности, то есть те, которые в наименьшей степени зависят от естественных монополий и в наибольшей степени приближены к населению, и , как теперь любят говорить, к "живым деньгам, именно эти отрасли максимально пострадали от рыночных реформ..
В текстильной, швейной, обувной отраслях наблюдается такой спад производства, который, по сути дела, означает исчезновение этих отраслей как экономически значимых для России. Такие отрасли как текстильная и обувная промышленность сократились в 6 раз. Производство бытовой электротехники сократилось в 20 раз, а производство отечественной аудио- и видеоаппаратуры практически исчезло. Одновременно деградировало производство высокотехнологичного оборудования, станков с программным управлением, гражданское авиастроение. От мясной и молочной промышленности осталась треть. Все от колбасы и колготок до самолетов - в одночасье стало невыгодно производить в России. И это при ее традиционно дешевом сырье и рабочей силе. Зато импортные товары хлынули на российский рынок в масштабах, невиданных нигде на свете. Если в 1991 году доля продаж импортных товаров в общем объеме продаж составила 14%, а в 1993 году возросла до 29%, то начиная с 1995 года и по август 1998 года она устойчиво находилась на уровне 50% всех продаж. При этом в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске - доля импортных товаров достигала 75-80%.
Ущерб от этого поражения, конечно же никто не оценивал. Хотя было бы любопытно прикинуть, сколько дополнительных миллионов тонн нефти пришлось перекачать из России, чтобы расплатиться за весь этот трикотажно-бельевой поток, который захлестнул наши прилавки. И во что обошлась массовая ликвидация рабочих мест в текстильных центрах страны.
Посадить Россию на "иглу импорта" удалось "благодаря" политике поддержания высокого курса рубля. А ведь "твердый" рубль искусственно формировался несколькими клерками валютной биржи и объективно становился орудием подрыва конкурентоспособности национального товаропроизводителя в собственной стране.
А что же иностранные инвестиции, на чью помощь мы так долго уповали? За годы реформ прямые иностранные инвестиции в экономику России составили чуть более 11 МЛРД. Долларов, За это время в коммунистический Китай было вложено 400 МЛРД. Долларов. Мексика, Бразилия, Южная Корея в разное время получали инвестиции, измеряемые 30-50 млрд. долл.
Наш внешний долг за последние семь лет вырос на 44 млрд. долларов. В реальную экономику попала лишь четверть этой суммы. На что же использованы остальные заемные средства?. Конечно, часть из них пошла на уплату процентов, в том числе и по старым долгам. Но не 30 млрд. долларов?. А именно эта сумма бесследно ушла. Значительная часть кредитов МВФ выдавалась "на поддержание валютного курса рубля, на стабилизацию денежной системы России". Кредиты МВФ направлялись на валютные биржи России, с тем, чтобы покрыть высокий спрос на доллары со стороны коммерческих банков, Последние скупали твердые доллары за мягкие рубли по низкому курсу и переводили выручку в оффшорные зоны. И эта крупномасштабная афера оформлялась в виде государственного долга России мировому сообществу. Вообще же денежно-финансовая политика России с 1992 года строилась исключительно по рекомендациям экспертов МВФ. Так, выпуск ГКО, по мнению многих российских экономистов, являли собой типичный вариант финансовой пирамиды. Однако советники и руководство МВФ ни разу не обратили внимания российских чиновников на этот факт. МВФ в последнее время перед дефолтом влезал в такие детали денежно-финансовой системы России (налог с продаж, размер квартплаты и коммунальных услуг), что впору было говорить о фактическом введении внешнего управления экономикой России. Напрашивается вывод: западные финансовые структуры выкачивали из России огромные деньги. (По официальным данным ЦБ России, согласно которым перед дефолтом только с 31 июля по 14 августа 1998 года золотовалютные резервы страны оскудели на 3,3 миллиарда долларов.
Только, например, за первое полугодие 2000 года 80% сверхплановых доходов бюджета, а это 154 млрд. рублей, ушло на выплаты владельцам государственных долговых обязательств.)
Куда же делись те десятки миллиардов долларов, выделенные России? Из года в год населению объясняют, что рыночные реформы требуют жертв от населения, затягивания поясов, философского отношения к потере сбережений, низким пенсиям, невыплатам заработной платы, росту цен. Напрашивается вопрос: почему? Ведь на одном сокращении оборонного заказа высвободились миллионы тонн нефти, алюминия, меди, стали, огромное количество строительных материалов, хлопка, электроэнергии.
Согласно данным ООН на июль 2000 года, Российская Федерация занимала 71-место по интегральному показателю уровня жизни - сравнительно с 24-м местом на июль 1991 года. Если в начале перестройки нашей стране в пример ставили Швецию да США, то сегодня - Чили и Аргентину.
И все же наиболее объективными индикаторами успешности реформ являются все же не специальные финансовые показатели, а социально-экономическое характеристики положения граждан России, отражающие их экономическую активность, покупательную способность, уровень и качество жизни.
Что же получили россияне в наследство от проводимых реформ?
1. Социальная проблема No1 - это бедность. Бедные есть везде, даже в США и Швейцарии. Российская проблема - в масштабах бедности. Сегодня (оговорюсь, официально) ниже прожиточного минимума (1234 рубля) живут 52 миллиона человек, то есть каждый третий. До дефолта в таком положении находился каждый пятый, а до шокотерапии - каждый десятый. Это уровень жизни отсталый африканский и азиатских стран.
Недавно на совещании, посвященном социальной политике правительства в условиях государственной модернизации (официальное название) выступила В. Матвиенко, которая начала с того, что сказала буквально следующее: "Мы - богатая страна бедных людей". Да, Россия - богатая страна. Настолько богатая, что вот уже десять лет либеральных реформ финансирует процветание и без того процветающего Запада. Именно за это время, подавляющее большинство населения, как минимум 85%, резко обеднело
2. По показателю средних назначенных пенсий со всеми начислениями и компенсациями средний пенсионер не дотягивает и до половины прожиточного минимума. Следовательно, пенсионер, живущий вне семьи, обречен на быструю голодную смерть. Численность экономически активного населения составляет около 50% от общей численности населения. Нельзя забывать о том, что именно эти пенсионеры создавали то, что теперь поделили между собой молодые политики, идущие на выборы с лозунгом, что они люди не бедные.
3. Это проблема дифференциации доходов населения, пропасти между богатыми и бедными. Сегодняшнее Правительство утверждает, что социальное расслоение в стране якобы уменьшилось: доходы 10% самых богатых превышали доходы самых бедных в 1999 году в 14 раз, а в 2000 году - только 13,7 раз, в то время как пороговым значением этого показателя признается 8 раз. Между тем, теневые доходы новорусских в них явно не учитываются. Правительство сегодня берет обязательство повысить доходы населения через увеличение зарплат и пенсий. Но, например, в 2002 году номинальные доходы населения увеличились на 23-25%, а цены выросли на 20%. Столь мизерный прирост вовсе не компенсирует обвала 1998 года, когда рост цен в 1,5 -2 раза обгонял повышение доходов.
Отмечу, что подобная дифференциация доходов характерна для буквально людоедских африканских режимов и наркоимперий Азии и Южной Америки.
4. Проблема оплаты интеллектуального труда. Россия веками удивляла мир деспотизмом властей и интеллектуальным потенциалом. Уровень зарплаты в сфере образования составляет сегодня 52% от среднего уровня в промышленности, а средняя зарплата в науке в 30 раз меньше, чем у ученых из Западной Европы.
Отмечу, рыночные реформы буквально перетряхнули все стороны жизни российского общества - от системы цен и налогов до банков и валютных рынков. Лишь одна сфера не вызвала никакого интереса у реформаторов - рынок труда. Началась утечка этих самых мозгов на Запад и в криминальный бизнес. Высококлассные электронщики нейтрализуют ныне самые совершенные противоугонные устройства автомобилей, "взламывают" компьютерные сети всемирно известных банков. Контрразведчики пошли в охранники, учителя - в гувернантки, инженеры - в челноки, психологи - в имиджмейкеры. Рабочая сила ведет себя как нормальный товар, мигрируя в сферы с наиболее высоким спросом, подстраиваясь под капризы потребителя.
Сегодня в России умирает в 2 раза больше людей, чем рождается, а что же будет к 2010? В 3 раза больше, к 2015 - в 4 раза. Напрашивается вопрос, кто же будет обеспечивать экономический рост страны?
Итак: какова же социальная цена реформирования экономического базиса нашего государства? Снижение качества жизни большинства населения; оскуднение интеллектуального и духовного потенциала нации; продолжающее ухудшение демографической ситуации; резкое снижение цены труда и утрата трудовых мотиваций; усиление социального расслоения. Нельзя забывать, что падение уровня и качества жизни населения - не только результат кризиса, это и причина его затяжного характера.
Создавшаяся ситуация требует немедленного, целенаправленного вмешательства Государства в проблемы социальной политики. А пока на практике, лишь с приближением выборной компании политики вспоминают о народе, о его нуждах и чаяниях.
Создавшаяся ситуация в области занятости объективно требует усиления государственной политики, включающей меры по регулированию занятости, в том числе в отраслевом и региональном разрезах. Проблему занятости можно частично решить за счет целенаправленной государственной политики поддержки мелкого предпринимательства. Сегодня оно пополняет казну теневого сектора экономики.
Назревшую необходимость разработки и принятия федеральной программы содействия занятости населения на ближайшие годы и отдаленную перспективу подтверждает также наличие регионов страны существенной деформацией населения, спецификой социально-экономического развития: однобокой специализацией, преобладанием производств с высокой концентрацией интеллектуального труда, производств ВПК, отраслей с большим удельным весом предприятий-банкротов.
Необходимо также принять комплекс социальных законов, которые четко определили бы порядок помощи бедным слоям населения и источники ее финансирования.
За годы реформы не просто изменилось материальное положение граждан страны - трансформировалась вся система формирования доходов населения. В социалистической экономике основным источником поступления личных доходов являлась оплата труда (примерно 3/4 всех доходов), причем ее уровень был крайне невысок и малоподвижен, дифференциация основной массы населения по размеру заработка практически отсутствовала, а весь процесс регулирования сводился к механизму начисления и пересчета заработной платы по определенной схеме. Параллельно с этим существовала дополнительная закрытая система распределения благ, обслуживающая небольшую социальную группу. При этом всеми процессами формирования и регулирования доходов граждан "дирижировало" государство.
К настоящему моменту в России сложилась прямо противоположная система материального обеспечения населения, в которой функции и возможности государства минимизированы. Прежде всего, значимость официального заработка в структуре доходов за годы реформы упала почти вдвое
Заканчивая свой доклад, хочу еще раз отметить, что политика, назвавшаяся прогрессивными экономическими реформами, повлекшая за собой лишь присвоение национального богатства властвующей олигархией, принесла в нашу страну деградацию значительной части человеческого потенциала. Причинно-следственная связь между ухудшением уровня и качества жизни вследствие изменения экономической ситуации весьма очевидна. Анализ содержания проводившихся экономических преобразований убедительно показывает, что происходящие в России депопуляция и вырождение вполне здоровых социальных групп являются прямым результатом целенаправленной политики, определяющейся целями и интересами ее преследующими. Последние выявляются в изменениях в распределении доходов и собственности, в политике присвоения национального богатства.

II Всероссийский Социологический Конгресс.
Липина С.А. (Социологический факультет МГУ им. Ломоносова, Москва, 2003г. сентябрь)


Viperson

Док. 425689
Перв. публик.: 13.02.03
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 474

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``