В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кузнецова Е. В.: Целевые программы как средство реализации структурной политики государства Назад
Кузнецова Е. В.: Целевые программы как средство реализации структурной политики государства
Кузнецова Е. В., Преподаватель кафедры социальной работы и реабилитологии Кировской государственной медицинской академии

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличении степени конкурентоспособности российской экономики. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
Важным элементом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы, позволяющие конкретизировать усилие для комплексного и системного решения среднесрочной и долгосрочной проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.
Главным и перспективным содержанием социальной политики должно в полной мере стать освоение правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, поэтапное решение всего круга социальных проблем.
Разработка социальной политики начинается с обоснования целей, направлений и задач. Все проблемы решить сразу нельзя, поэтому выбираются наиболее значимые на тот или иной период времени. После выработки социальной политики продумывается механизм ее реализации. Это ее конкретизация в социальных и экономических программах и социально-экономическом планировании, а также обеспечение результатов. Поскольку разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции, постольку необходимы кадры специалистов, имеющие опыт в программно-целевом управлении и руководителей по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики и социальных программ.
Социальные программы - один из видов программ, которые бывают экономическими, производственными, научно-техническими, маркетинговыми, организационно-управленческими и др. Под социальной программой понимается разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющий определенное содержание и направленный на достижение конечной цели. В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы.
    Методической основой решения поставленной задачи могут служить целевые программы, которые позволяют обеспечить достижение намеченных целей в конкретные сроки на основе оптимизации ресурсов, необходимых для их осуществления.
Разработка четких, целевых критериев для каждой программы является необходимым условием эффективности управления и контроля за ее реализацией.
Также должны быть максимально использованы такие преимущества целевых программ, как возможность гласно, прозрачно, на длительную перспективу привлекать для выполнения поставленных на федеральном уровне целей средства помимо федерального бюджета.
Особая роль целевых программ в рыночной экономике определяется тем, что рынок не всегда позволяет в полной мере мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов. Успешно решая задачи использования ресурсов, рынок довольно плохо справляется с задачами их воспроизводства, требующими большей продолжительности инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях дискретности крупных народно-хозяйственных проблем, естественным образом "ложится" на целевые программы.
Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют такие демографические показатели, как рождаемость, структура заболеваемости населения, инвалидизация и другие, являющиеся предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.
Тенденции, имеющие бесспорно негативные последствия для качества жизни и развития человека:
- сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры - отраслей, имеющих стратегическое значение для формирования человеческого капитала - основного в современных условиях фактора экономического развития общества;
- ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости социальными болезнями, снижение возможностей получения квалифицированной медицинской помощи, резкий рост рисков безопасности человека.
Актуальность темы определена поиском механизмов максимально эффективного использования имеющихся ресурсов в условиях дефицита финансирования. Таким механизмом является программно-целевое финансирование и управление экономикой и социальной сферой как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Целевые программы являются наиболее эффективным инструментом реализации данного принципа. Эти программы разрабатываются для решения конкретной приоритетной задачи, каждая из них носит комплексный, междисциплинарный характер.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы, находящиеся в ведении Российской Федерации.
Федеральной и региональной целевой программой называется комплекс мероприятий, направленных на достижение общеполезного в рамках Российской Федерации и субъекта Российской Федерации результата.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:
- отбор проблемы для программной разработки;
- принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
- экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы;
- управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.
Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
- значимость проблемы,
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки ее решения,
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства,
- необходимость координации межотраслевых связей технически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами; основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий, в том числе меры по созданию и сохранению рабочих мест на региональном и отраслевом уровнях, по трудоустройству, переподготовке и социальной защите высвобождаемых работников в результате реализации программы;
- нормативное обеспечение качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой;
- ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации и с распределением расходов по регионам страны); механизм реализации программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации; оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы; паспорт целевой программы.
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого размеры ресурсов.









ЗАЯВКА
на участие в VIII Международной научной конференции
"Россия: ключевые проблемы и решения"


Фамилия Кузнецова
Имя Елена
Отчество Владиславовна
Место работы ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская
академия, факультет социальной работы
Должность преподаватель кафедры социальной работы и
реабилитологии
Почтовый адрес: 610020 г. Киров, ул. К. Маркса, 137. Кировская ГМА.
Домашний адрес: 610020 г. Киров, ул. Труда 70-13
Контактные телефоны: рабочий 8(8332)373027
домашний 8(8332)357447
E-mail: Kusnecovaev@mail.ru
Тема доклада "ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА"










Док. 425672
Перв. публик.: 20.01.08
Последн. ред.: 13.02.08
Число обращений: 500


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``