В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Про мать. Галина Гусарова Назад
Про мать. Галина Гусарова
..."Ей-богу, я вашу Гусарову боюсь, - жаловался как-то заехавшему по своим делам в недра ведомства Михаила Зурабова руководителю одного из федеральных управлений с самарской пропиской первый зам Зурабова, - танк, ей-богу, танк! Или каток. Когда ей что-то надо, готова стены прошибать - сумасшедшая энергетика!"

Характеристика сильная, но не исчерпывающая. Уроженка села Марычевка Богатовского района, послевоенный деревенский ребенок в многодетной семье, которому досталась задача, с которой и многие взрослые-то не справлялись, - физически выжить, Галина Гусарова демонстрирует это свое умение в разных ситуациях и обстоятельствах, на разных этапах своей карьеры. Цельный характер, цепкий ум, железная воля и самоорганизация, недюжинные актерские способности и желание все держать под собственным контролем. Отсюда и "танк", и "каток", и другие эпитеты. Гибкость, готовность к эмоциональному сопереживанию - дать совет или попросту выплакаться в жилетку, - готовность помочь, умение налаживать человеческие контакты, а наладив, дружить годами, получая, по поговорке, не сто рублей, а гораздо больше - поддержку в продвижении по служебной лестнице. Отсюда и "мама" - так между собой называли и называют Гусарову ее подчиненные.
Мы далеки от того, чтобы заливать лаком ее достижения в труде и личной жизни в данном портрете-версии. Тем более, что для этого она же сама не дает возможности - честолюбивая, мстительная, порой жесткая, эгоистичная. Но, безусловно, талантливая, неординарная и яркая. Как Титов, которого, кстати, порой в определенной среде называют "папой". Показательно, что Галина Ивановна равнодушным не оставляет никого. Видимо, поэтому всех, кто ее знает более-менее близко, можно разделить только на друзей и врагов. Видимо, потому за последние годы и возникала так часто информация, что она не удержится в кресле, что ее вот-вот "снимут". Однако проходило время, и на поверку все оказывалось слухами. Хотя, надо отметить, последний раз она сама отчасти способствовала этому, обсуждая со своим ближайшим окружением, что делать, если выбор Кремля окажется не в пользу Константина Алексеевича. "Уйду, - говорила тогда Гусарова, - директором самарского филиала страховой компании "Макс". Окружение не удивлялось - появлению данной компании, принадлежащей через сложную систему "аффилированных" родственников Михаилу Зурабову, способствовала, по неофициальной информации, именно Галина Ивановна. "Что ж, Галя всегда умела строить человеческие отношения так, чтобы они были ей на пользу", - говорят те, кто не просто ее знает, а очень хорошо знает.
Началом ее большого пути стал приход в Куйбышевский горком КПСС инструктором отдела административных и торгово-финансовых органов. Рассказывают, что "ключевыми" для ее карьеры стали налаженные "отношения" с начальником орготдела обкома партии Гришиным, завгорздравом Вячеславом Калининым, председателем горисполкома Геннадием Задыхиным.
Но, безусловно, главной встречей в ее жизни можно назвать знакомство с Константином Титовым. Она попадает в первый его "призыв" в 1991 году и становится безусловным лидером внутри его "команды лидеров".
С 1991 по 1993 год Гусарова - председатель комитета по делам семьи и демографической политике администрации области. Пожалуй, именно тогда она продемонстрировала всем, как умеет работать, если у нее есть карт-бланш: вся система, которую ныне возглавляет титовская невестка Елена Шашарина - отстроена именно Гусаровой, которая из ничего, из обескровленных бюджетов муниципальных территорий "материализовала" реабилитационные центры, социально-профилактические службы, приюты и просветительско-консультационные пункты. Строила в буквальном смысле, занимаясь в том числе и вопросом своевременной поставки цемента и кирпичей. Затем отстроила идеологию государственных приоритетов в области семейной политики - еще тогда, когда такой политики не было в проекте на "самом верху". В Самарскую область потянулись за опытом государственные мужи из белокаменной.
Впрочем, случались у Гусаровой и перегибы, которые надолго запоминались и портили ее светлый реформаторский образ. Например, однажды она, видимо, не подумав о резонансе, высказалась за насильственную стерилизацию бомжих и прочих "антисоциальных элементов" женского пола... В ответ прогрессивная общественность содрогнулась и быстренько напомнила ей, что такой метод уже применялся в истории - в фашистской Германии...
Проработав какое-то время председателем комитета по вопросам семьи, материнства и детства администрации Самарской области, она в сентябре 2000 года получила новый фронт работ и вырвалась на простор - возглавила департамент здравоохранения администрации Самарской области.
Гусарова задолго до провозглашения так необходимой Путину пресловутой "вертикали власти" создала свою вертикаль в рамках отдельно взятой отрасли. Она замкнула на себе все, что только можно: и формально не подчиняющийся ей ТФОМС, и областной рынок льготных лекарств, и рынок медицинской аппаратуры, и муниципальную медицину, опять же формально "отделенную" от уровня субъекта. Выстраивание рычагов, кнопок, систем слежения и контроля шло, по мнению хорошо осведомленных источников, с коррекцией областного законодательства, введением спецпрограмм и ведомственно-административными структурными преобразованиями. Гусарова настойчиво внедряла в систему своих родственников, начиная с дочери, ее мужа, сына, родичей дальних и ближних - видимо, сказывался деревенский менталитет. Причем, по мнению людей, хорошо ее знающих, делала она это не для того, чтобы "прокормиться", хотя, безусловно, и это бралось в расчет, а опять же со стратегическим прицелом: как бетонными сваями скрепляют ползущий плывун, так Гусарова "утрамбовывала" родственниками "свою" территорию, чтобы не было ни малейшего риска, что она в одночасье уйдет из-под ног. И все же это однажды чуть не произошло.
В феврале 2002 года руководитель областного департамента здравоохранения Галина Гусарова дала ход очередному политическому скандалу. Она обвинила мэра Самары Георгия Лиманского и депутата городской Думы Валерия Кириллова в попытках угроз в ее адрес и оказании на нее давления, подав соответствующие заявления в прокуратуру. Заместитель главы администрации Валерий Троян назвал всю историю бредом. При этом и Валерий Троян, и Валерий Кириллов еще раз подтвердили, что предметом спора сторон была слишком высокая цена на лекарства от "Фармбокса".
Поводом для угроз чиновница назвала нежелание городских властей работать с ОАО "Фармбокс" - компанией, уполномоченной областью на поставку лекарств для льготников. В свою очередь представители мэрии обвинили "Фармбокс" в значительном завышении цен на поставляемые препараты. Новая схема была разработана областным департаментом здравоохранения в соответствии с распоряжением Титова. Департамент Галины Гусаровой решил упростить схему прохождения бюджетных денег и льготных медикаментов и поручить закупку и поставку лекарств для льготных категорий населения одной структуре, которая должна была определиться в результате конкурса. Таким образом предполагалось добиться "прозрачности" траты бюджетных средств (а в 2002 году на это было предусмотрено 500 млн рублей), создать информационно-аналитическую систему учета поставок медикаментов и сеть пунктов отпуска лекарств по льготным рецептам.
По старой схеме территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) направлял деньги в страховую медицинскую организацию, затем они поступали в лечебно-профилактическое учреждение, затем в городское управление здравоохранения, которое объявляло конкурс на покупку медикаментов, и в результате определялись оптовые поставщики. В прошлом году в Самаре поставкой занимались 10-12 фирм. Рассмотрев эту цепочку, областной департамент здравоохранения предложил другую схему. Согласно ей, ТФОМС будет сразу расплачиваться со структурой, которая станет заниматься льготным отпуском и закупкой лекарств. Это тут же вызвало скандал.
Представители городской администрации и некоторые фармацевтические компании усмотрели нарушение федерального закона об обязательном медицинском страховании, в котором прописана именно старая схема. Однако в департаменте здравоохранения на это ответили, что новая схема прошла юридический анализ и не противоречит закону.
Дальнейшие события напоминали плохой анекдот. 17 сентября 2001 года в журнале "Фармация и Медицина" были опубликованы условия тендера на определение регионального уполномоченного аптечного склада. Конкурс проводили областной департамент здравоохранения и ТФОМС. Условия конкурса подразумевали обязательное наличие у фирмы-претендента лицензии на право работы с наркотическими и психотропными средствами, а также собственного помещения площадью не менее 3000 квадратных метров. Многие фармацевтические компании поняли, что явным фаворитом в этой ситуации выглядит ОАО "Фармбокс", бывший государственный аптечный склад, и даже высказывали крамольные мысли, что условия конкурса создавались именно под него. Все, что надо, у "Фармбокса", в отличие от большинства других компаний, было, а вот особой активностью на региональном рынке эта фирма не отличалась. Одна из фирм, ООО "Восход", даже попыталась опротестовать в антимонопольном комитете условия проведения тендера, указывая на то, что они ограничивают количество участников конкурса.
Однако антимонопольный комитет не усмотрел никаких нарушений. В результате тендер все-таки состоялся и победителем стал именно "Фармбокс", который обошел имеющих и лицензии на наркотики, и собственные большие склады тольяттинскую фирму "ВИТА Фарм" и сызранскую "Фармацию". Пикантность ситуации заключалась в том, что одним из менеджеров "Фармбокса" числился не кто иной, как сын Галины Гусаровой Алексей Гусаров, а вхождению компании в число фаворитов "Белого дома" предшествовала странная смена состава акционеров. Несмотря на попытки других операторов каким-то образом прекратить всю эту историю, "Фармбокс" вошел на рынок, где до этого с ним не особо считались, как нож в масло.
Компания в одночасье стала одним из крупнейших операторов, получив в свое распоряжение гарантированных потребителей-льготников и 500 млн рублей бюджетных денег. При оценке всего регионального рынка лекарств в 2,5-3 млрд рублей уполномоченный аптечный склад забрал 16-20%.
Историю попытались замять и делали это практически весь следующий год, поскольку по новой схеме распределения льготных лекарств появлялись вопросы то у регионального парламента, то у Счетной палаты, а то и у общественности, которая регулярно выражала недовольство перманентным подорожанием лекарств.
Впрочем, серьезной проверкой этой системы стала январская монетизация льгот. Область справилась, и ее не раз ставили в пример на общефедеральных планерках, причем не только у Зурабова, который, если подумать, есть не кто иной, как плагиатор: ведь все, что сейчас называют федеральными реформами здравоохранения, на самом деле давным-давно апробировано Гусаровой.

04.07.2005

http://www.favoritov.net/viewarticle.php?id=200601060604&sob=3

Док. 425428
Перв. публик.: 04.07.05
Последн. ред.: 12.02.08
Число обращений: 336

  • Гусарова Галина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``