В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Добродомова С.В.: Свободные экономические зоны как источник мировых и национальных финансовых ресурсов, служащий для ускорения реализации национальных проектов Назад
Добродомова С.В.: Свободные экономические зоны как источник мировых и национальных финансовых ресурсов, служащий для ускорения реализации национальных проектов
Сегодня программы национальных проектов у всех на слуху. Их роль для российской экономики огромна, ведь они призваны помочь решению самых наболевших проблем. Для успешной реализации национальных проектов, в свою очередь, необходимо изыскание дополнительных источников их финансирования, чтобы средства могли быть безболезненно изъяты из экономического оборота страны, и их изъятие никаким образом не отразилось на финансировании основных статей бюджетных сфер. Именно таким источником для России могут стать свободные экономические зоны.
Подтверждением этому может служить выступление в СМИ в октябре 2006 г., лидера партии "Единая Россия" - Бориса Грызлова, который отмечал, что в ближайшее время планируется увеличить до 50% расходы на национальные проекты. Он подчеркнул, что для этого необходимо в числе прочего увеличить число свободных экономических зон.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) в современных условиях являются неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они стимулируют экономический рост, активизируют международный товарооборот, мобилизуют инвестиции, способствуют углублению интеграционных экономических процессов и тем самым являются источником финансовых ресурсов.
Что же представляют собой СЭЗ? Впервые официальное определение СЭЗ было дано в Киотской конвенции 18 мая 1973 г., в которой под свободной зоной (или "зоной - франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. СЭЗ получили распространение во многих странах. Крупнейшие корпорации стремятся организовывать свой бизнес в СЭЗ, чтобы использовать благоприятные экономические условия для получения дополнительной прибыли.
Свободная экономическая зона - это ограниченная территория, на которой действует особый льготный режим хозяйственной деятельности иностранных и национальных предпринимателей.
Они создаются для решения экономических, внешнеторговых, научно - технических, социальных, региональных проблем.
С институциональной точки зрения , СЭЗ - это особые зоны, где действуют особые "правила игры" (институты); где "игроками" (организациями) являются зарегистрированные на данной территории фирмы, предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность на льготных условиях (льготное налоговое законодательство, льготный режим таможенных пошлин и т.п.).
Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных и национальных предпринимателей, условия льготного экспортно - импортного, налогового, таможенного, валютного, банковского и других видов регулирования в каждой такой зоне устанавливаются местным законодательством.
Рассмотрим СЭЗ с точки зрения экономической эффективности и полезности. Полезность СЭЗ заключается в том, что они способствуют укреплению экономического сотрудничества, т.е. углублению интеграционных процессов между странами и, тем самым, формированию международного финансового капитала. Положительный эффект от существования СЭЗ или их эффективность заключается в благотворном влиянии на экономику страны, т.к. они являются дополнительным источником свободных финансовых ресурсов.
В мировой практике сложились определенные виды СЭЗ:
1.    Зоны свободной торговли (ЗСТ), свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады, таможенные зоны на отдельных предприятиях: базируются на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно - импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. Они нацелены преимущественно на перевалку, переработку и хранение грузов. В настоящее время в мире насчитывается около 4 000 свободных торговых зон, 600 свободных портов. В России свободными таможенными зонами (СТЗ) являются ЗСТ "Шерри - зон" (с 1992 г.) около аэропорта "Шереметьево"; "Московский Франко - Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково" и "Франко - Порт Терминал" на территории Западного речного порта (с 1993 г.); зона "Гавань" в Санкт - Петербурге. Широкое распространение получили свободные таможенные склады (только в Москве и Московской области их сотни).
2.    Экспортные промышленные зоны: основываются не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансировании и налоговом режиме, в том числе для иностранного капитала. Они ориентированы преимущественно на производство экспортной и частично импортозамещающей продукции. Сегодня насчитывается 350 этих зон.
3.    Технологические зоны (технологические парки, технополисы): обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных предприятий и иностранных предпринимателей. Они получили наибольшее распространение в США (более 80), Японии (около 20), Китае, КНР (более 50). В России к зонам научно - технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, специализирующаяся в области микроэлектроники, информатики и связи, технопарк в Нижегородской области (энергетика, высокие технологии, медицина).
4.    Комплексные зоны (свободные или открытые города, особые районы и др.): ставят перед собой широкие задачи и используют элементы разных видов зон. В России к ним относятся СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт - Петербурге и др.
5.    Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций (одним из видов этих зон являются оффшоры).
Представленная классификация, по мнению автора, не является исчерпывающей. Наряду со сложившимися видами СЭЗ, возможны и другие их виды.
Вообще, целесообразнее было бы представить системную классификацию СЭЗ по нескольким признакам: во - первых, по субъектам ("игрокам"), осуществляющим свою деятельность в СЭЗ; во - вторых, по объектам (продуктам, которые производят "игроки" - т.е., товарам, услугам, в том числе и специфическим); в - третьих, по специфике самой деятельности.
Классификация по последнему признаку соответствует представленной выше традиционной классификации. Она связана со спецификой деятельности в этих зонах и взаимосвязью этой деятельности с определенными "правилами игры" (например, в ЗСТ: экспортно - импортная деятельность сопровождается отменой или смягчением таможенных пошлин, льготным налоговым режимом; в банковских и страховых зонах: банко - страховая деятельность обусловлена льготным режимом осуществления банковских и страховых операций).
Вторая классификация по субъектам включает СЭЗ, целенаправленные на участие в них определенного числа "игроков" по территориальному признаку:
1.    Взаимные СЭЗ, где оперируют две страны и более. Например, к наиболее "старым" зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гиблартар, а также Ирландия и Панама. Именно эти территории в течение достаточно длительного времени обслуживали интересы всего европейского бизнеса, замыкая на себе значительную часть всех оффшорных операций.
2.    СЭЗ в одной стране для "игроков" другой страны.
Это новый тип СЭЗ, которому еще предстоит набрать свою силу. В ноябре 2006 г. прошли предварительные переговоры между Путиным и Мубараком о создании в Египте свободной экономической зоны для России. Аналогичные переговоры прошли между Россией и Германией.
3.    Внутренние СЭЗ для отечественных "игроков" (например, небольшие технопарки).
Для организации свободных экономических зон в России необходимо создание таких институтов (в первую очередь адекватной нормативной базы), которые вписались бы в "общие правила игры" членов ВТО. Это для России крайне актуально.
Третья классификация связана с разграничением СЭЗ по объекту, т.е., по продукту:
1.    СЭЗ с неограниченным кругом товаров (например, экспортно - промышленные зоны - где изготовляются выгодные для производителя товары);
2.    СЭЗ с ограниченным перечнем товаров и услуг (например, технопарки, технополисы - разрабатывают высокотехнологичные продукты в том числе в области информатики, медицины, химии, биологии и т.д.);
3.    СЭЗ со специфическими видами товаров и услуг (например, банковские и страховые зоны - предоставляют совместные банко - страховые услуги, используют специфические инструменты рынка производных ценных бумаг - свопы, фьючерсы, варранты, АДР и др.);
Необходимо отметить, что независимо от видов во всех СЭЗ имеет место быть особый режим экономической деятельности субъектов - особые правила игры.
В России, в условиях, когда перед национальной экономикой стоят серьезные задачи создания и развития экономической инфраструктуры, экономического роста, реализации национальных проектов, СЭЗ как дополнительный источник капитала, уже сегодня стали приобретать особое значение.
Одним из первых российских сторонников особых экономических зон (ОЭЗ) был и остается глава Минэкономразвития Герман Греф. Он давно убеждал ведомства, что ОЭЗ будут благоприятно воздействовать на российскую экономику через развитие высоких технологий, рост иностранных инвестиций. В 2004 г., после посещения особой экономической зоны - Бангалор в Индии, инициативу Грефа поддержал В.В. Путин. В результате был принят Федеральный Закон No 116 - ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" от 22 июля 2005 г., предусматривающий создание двух типов ОЭЗ в России: промышленно - производственных и технико - внедренческих. В Законе предусмотрен порядок вхождения в зону и выхода из нее.
ОЭЗ могут создаваться только на участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Определен срок действия ОЭЗ - 20 лет (но, по решению Правительства ОЭЗ может досрочно прекратить свое существование). На территории ОЭЗ устанавливаются особые административный, налоговый, таможенный режимы, а также особый порядок землепользования.
В настоящее время в России насчитывается 6 особых экономических зон (4 промышленные и 2 научно - технические зоны). Выступая в феврале 2007 г. в СМИ, В.В.Путин отмечал, что в этих зонах должно быть налажено только уникальное производство, чтобы не разрушать конкурентную экономическую среду.
Не осталась в стороне и Нижегородская область. В 2004 г. у нас началось строительство технопарка, а летом 2006 г. произошел пуск первой очереди его предприятий.
Нижегородская область является высоко - технологичным регионом России. Она занимает 4 место в стране по величине своего научно - технологического потенциала. В этой связи в регионе были приняты:
-    областная программа "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области";
-    программа кадрового обеспечения научно - технической и инновационной деятельности "Научная смена";
-    концепция "Нижегородская область - территория инновационного развития"
Поэтому, серьезным и принципиально новым федеральным проектом в Нижегородской области, как уже было отмечено выше, явилось создание регионального технопарка.
Технопарк не предполагает налоговых и таможенных льгот, упрощенной системы администрирования.
Открытый технопарк - это территория, где созданы особые материально - технические условия (финансовые, сервисные и т.п.) для создания малыми и средними венчурными предприятиями высокоинтеллектуальной и высокотехнологичной продукции.
Технопарк расположен в п. Сатис около г. Сарова. Научной базой технопарка стал Российский федеральный ядерный центр ВНИИЭФ - РФЯЦ. Предприятия технопарка специализируются на лазерной и вычислительной технике, высоких и энергетических технологиях, медицине. Площадь технопарка около 32 га. По предварительным прогнозам, финансовый оборот предприятий технопарка через пять лет составит сотни миллионов долларов.
По мнению руководства Нижегородской области, технопарк дает ряд преимуществ для Нижегородской области: дополнительные рабочие места, в том числе и для молодых специалистов, повышение научного потенциала, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности региона, наполнение налоговыми доходами областного бюджета, тем самым ускорение реализации национальных проектов, и, наконец, международного признания Нижегородской области.
Таким образом, российские ОЭЗ в целом способствуют привлечению дополнительных финансовых ресурсов в страну в виде прибыли от производственной и иной деятельности, иностранных и отечественных инвестиций, необходимых для развития экономики нашей страны и реализации ее национальных проектов.
Но, кроме положительного эффекта существуют и негативные последствия деятельности СЭЗ (или с ОЭЗ в России). Прежде всего, они связаны с бегством капитала и использованием СЭЗ для отмывания денег.
Бегство капитала свидетельствует о критическом уровне проблем в национальной экономике, низкой эффективности или бесперспективности внутреннего инвестирования. Оно ведёт к обеднению национальной экономики, снижению возможных инвестиций и, таким образом, к дальнейшему ухудшению экономических перспектив развития.
Фактор происхождения капитала чрезвычайно важен, поскольку даже термин "отмывание денег" сформировался в процессе борьбы с капиталом, происхождение которого носит криминальный характер.
Специальная международная рабочая группа по борьбе с отмыванием денег (FATF) формулирует четыре типичные стадии этого процесса:
Первая стадия - начальное преступление по получению незаконных доходов, подлежащих "отмыванию": наркотики, сомнительные финансовые операции, рэкет. Нарушение валютного и налогового законодательства при таких формах доходов неизбежно.
В России скрытие легальных доходов предприятия от налогообложения - главное исходное нарушение. Важный момент в наших условиях - перевод средств из собственности компании в дочернее предприятие или в оффшорную зону. За рубежом владельцы компании считали бы это кражей и преследовались по закону. Вся мировая система законов построена на контроле собственника над менеджером. Однако в России собственники и менеджеры часто не делают больших различий между кассой предприятия и собственной, так что борьба с этим злом самими собственниками не ведется.
Вторая стадия - перевод средств в легальную финансовую (по преимуществу страховую или банковскую) систему.
На данной стадии с этим капиталом в основном и борются. Перевод средств в финансовую систему происходит за границей (в том числе в СЭЗ) с нарушением валютного законодательства.
Третья стадия - быстрая переброска средств со счета на счет через подставные компании по всему миру.
В российском случае этот вопрос часто решается с помощью переброски средств за рубеж.
Наконец, последняя, четвертая стадия - реинвестирование в легальный бизнес "отмытых" средств.
Для их изъятия по суду нужно по каждой отдельно вывезенной сумме доказать, что она не является платой за обычный товарный экспорт. По каждому элементу собственности на Западе нужно предъявить серьезные доказательства криминального происхождения средств. Затраты времени и стоимости судебного процесса исключают быстрые существенные результаты.
Необходимо подчеркнуть, что бежать может капитал не только криминального происхождения, но и легального. Любая операция нелегального перевода капитала за рубеж является противозаконной, но источник капитала внутри национальной экономики сам по себе может быть абсолютно законным. Например, легально полученная прибыль, уводимая от налогов через бегство капитала за рубеж, становится частью правонарушения только после успешного нелегального вывоза из страны. И, напротив, вывозимые за рубеж доходы от торговли наркотиками и т.п. являются преступными уже по своему происхождению.
В российских условиях главным источником нелегального вывоза служит некриминальный по существу капитал, изъятый из национального использования. Именно поэтому вывоз капитала из России длительное время являлся недорогим источником финансирования мировой экономики.
Негативных последствий, связанных с бегством капитала и отмыванием денег, можно избежать через установление дополнительных "правил игры" - частичное государственное регулирование и государственный контроль в СЭЗ (например, за составом "игроков", их репутацией на рынке, за их деятельностью).
Обобщая все вышеизложенное, необходимо отметить следующее. Каждое экономическое явление, экономический механизм имеет и положительные и отрицательные последствия, имеют своих сторонников и противников. Несмотря ни на что, СЭЗ - это неотъемлемый механизм рынка, необходимый для аккумуляции и перераспределения мирового финансового капитала, а в рамках национальной экономики еще и важный дополнительный источник финансирования национальных проектов.

Список литературы:
1.    No 116 - ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" от 22 июля 2005 г.
2.    Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник / Автор - составитель Г.С. Саркисянц. Под ред. В.Г. Машенцева. А.Г. Саркисянца. Л.Д. Шарова. - М.: Информпечать, 1993.
3.    В.Браун. Идем на прорыв.// Деловая неделя, 2005. No 11/12. С. 10 - 14.
4.    А.Голубев. Технологии и инновации.// Поиск - НН. 2005. No 60. С. 5.
5.    С.Савицкий. Один из технопарков - Нижегородский. // Инвестиции в ПФО. 2005. No 1. С. 45 - 46.
6.    А. Тулякова. Налоговый рай.// Нижегородский бизнес журнал, 2006. No3.


Добродомова С.В.,
Г. Нижний Новгород,
к.э.н., доцент кафедры "Финансы и кредит" ВВАГС


Док. 425149
Перв. публик.: 21.11.07
Последн. ред.: 11.02.08
Число обращений: 442


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``