В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Быковская Е.Ф.: К вопросу о ресентименте в образовании Назад
Быковская Е.Ф.: К вопросу о ресентименте в образовании
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу формирования единого образовательного пространства Европы. Однако проблемы европейского образовательного пространства не могут быть решены без подлинного диалога культур. Тема диалога культур, в свою очередь, не может быть решена вне культурной идентификации государств Европы, поскольку в конструктивный диалог могут вступать только те субъекты, которые имеют четко выраженную культурную идентичность. На путях обретения Россией собственной культурной идентичности мы встречаемся с такой проблемой, как ресентимент. Мы полагаем, что ресентимент мешает становлению культурной идентичности, человеческих отношений, добрососедства, взаимного примирения, конструктивной самоидентификации человека, "выделки" (Ф.М. Достоевский) человека в личность. В этой связи тема ресентимента в образовании представляется чрезвычайно актуальной.
Понятие ресентимент (фр. ressentiment - "злопамятность", "злоба", "зависть", "вражда", "ненависть", "обида", "неприязнь") было введено и разработано до уровня специального термина Фридрихом Ницше, утверждавшим, что ресентимент лежит в основе христианской религии. В отношении к христианству автор не разделяет взгляды Ницше и понимает "ресентимент" как своеобразную форму морального зла. А именно, как мстительность, искалеченность и зависть людей бессильных, униженных и оскорбленных, как душевное самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, зависти на фоне бессилия, в свойствах, присущих человеку злобной, мелочной "подпольной" (Ф.М. Достоевский) ненависти.
Предпосылки появления ресентимента мы наблюдаем еще в Античности. Так, ученик и друг Аристотеля Феофраст (Теофраст) описывает негативные черты характера человека в труде "Характеры" . Античность не дала ответ на вопрос о причине дурной стороны человеческой природы. Впервые ответ мы находим у св. Апостола Павла, который видел причину греха в воле: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим. 7; 15-17). Духовные основания ресентимента раскрылись в эпоху Нового времени. На фоне превалирующего индивидуализма и рационализма явилось возвеличенное онтологическое "ничтожество" (Б. Паскаль) человека. Причину "ничтожества" человека Б. Паскаль также видел в воле человека - управляющей инстинктами и возвышающей человека или слепо увлекаемой ими на путь "животного уровня" бытия. Говоря о "ничтожестве" человека, Паскаль стоит на позиции его достоинства и "величия". "Величие" человека, полагал мыслитель, заключается в стремлении к данному от природы добру, любви к духовному началу в себе и в других, уважении нравственной истины, в возможности познания самого себя.
По словам Николая Бердяева, Ницше восстал страстно и с негодованием против упадочного мещанского христианства. Христианство постепенно вытеснялось из жизни, а ресентимент оставался. Атеизм не освободил человечество. Преемник Ницше, Макс Шелер прояснил и детализировал это понятие. Он писал о ресентименте как о явлении социальном, а не только присущем отдельному человеку. Философ чувствовал, что "здесь проходит какой-то нерв современности".
М. Шелер видел истоки ресентимента в эмоционально-волевой сфере человека, комплексы которой - слабость, бессилие, страх (забитость, запуганность, трепет), легкая ранимость, сдерживаемые притязания, инвалидность, зависть, ревность, стеснительность, рыночная конкуренция, ведущая к зависти, жадности, тщеславию, карьеризму, структура социальности, когда формально все равны, а реально - нет, унижающее подчинение в системе властных отношений - создавали благоприятную почву для него. М. Шелер был убежден, что в христианстве есть моменты, разрушающие ресентимент .
Основной причиной ресентимента, на наш взгляд, является специфическая духовная сориентированность. Об этом М. Шелер писал так: "обесценивание позитивных ценностей... появление ценностной слепоты или ценностной иллюзии по отношению к тем ценностям, достичь которых данный субъект оказывается не в состоянии... ограничение ценностного сознания собственным, данным от природы уровнем влечения - вместо соотнесения этого уровня с масштабом воспринятых в чистом виде ценностей" , в результате чего мы имеем "дискредитацию мира и всех его ценностей".
Мы понимаем духовность как обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу. Сознательное стремление человека к идеалу означает одухотворение. В традиционной отечественной культуре содержание понятия "духовность" многозначно: 1. Духовное - сфера нематериального, невидимого, сверхчувственного мира, которая может быть постигнута умозрительным путем или в актах религиозного откровения; 2. Духовное сопряжено с абсолютным, и противоположно относительному. Это сфера абсолютных целей и ценностей; 3. Духовное - это сфера, в которой коренится источник жизни или ее гибели . "Подлинная христианская духовность есть духовность христосологическая, т.е. богочеловеческая, - пишет Н. Бердяев. И далее продолжает: "Христианская духовность есть не только восхождение, но и нисхождение, и только такая духовность человечна... Возможна и бесчеловечная, враждебная человеку духовность... Есть не только христианская и внехристианская духовность, но и в самом христианстве есть разные типы духовности, например духовность православная и духовность католическая" .
Духовность обнаруживается в противостоянии природному и социальному, если человек освобождается от материальных, социальных, психических зависимостей не избегая действительности посредством наркотического опьянения, минимизации своей жизненной активности, возвышения уровня наслаждений, возведения мира иллюзорного в статус реального, посредством отшельничества (нежелания иметь дело с миром, создание собственной ниши) или бунтарства (стремления перестроить мир сообразно собственным желаниям, идеалу). Критерий принятия действительности в том, что человек деятельно сориентирован на самую действительность, ее переосмысление и ценностное возвышение. В противном случае у человека рождается иллюзия духовной жизни. "Одухотворение предполагает работу, посредством которой происходит возвышение человека над суетой - в себе и в своем окружении, облагораживание повседневности", - читаем в учебнике по этике . Человек, решая мировоззренческие проблемы смысла жизни, облагораживая повседневность, автоматически обращается к неким духовным основаниям. И лишь от его свободного выбора зависит их сориентированность. В этом смысле критерием истинной духовности становится ее реальный вклад в становлении личности человека и укреплении отечественной культуры, государства и общества.
Ресентимент - это поворот оценивающего взгляда вовне, вместо обращения к самому себе. В этом случае, пишет М. Шелер, "жизненные задачи и их значимости вырабатываются в принципе только на основе желания быть и значить больше через сравнение всех со всеми другими" . Ресентимент, являясь следствием нарушения первой христианской заповеди любви ("возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим" (Мтф. 22; 37)), проявляется как отсутствие смирения (смирение - любовь и доверие Богу). О подлинно христианском смирении Н. Бердяев писал: "Смирение не только не есть отрицание личности, но оно есть обретение своей личности, ибо личность может быть найдена лишь в Боге, а не в затверделой и закоренелой самости. Смирение не только противоположно свободе, но есть акт свободы, ...должно быть истолковано как победа духа... Вся нравственная жизнь есть ничто иное, как обретение энергии духовной жизни, победа над слабостью и непросветленностью жизни природной. Христианство призывает к победе над миром, а вовсе не к покорности миру. Смирение не есть покорность, наоборот, оно есть непокорность, движение по линии наибольшего сопротивления. Греховный человек бессилен вне Христа, но силен во Христе, ибо Христос победил мир" .
Макс Шелер подчеркивал, что ресентимент побеждается настоящим следованием за Христом при помощи молитвы, поста, искреннего прощения, покаяния и др. Это означает, что рай для человека - это не удовольствие видеть своих угнетателей в аду. Христианство дарует человеку достоинство, благодаря которому он любит себя и ближних в силе и в бессилии, потому что в любом положении человек сохраняет Образ Божий
Христианский этический идеал, помимо двух заповедей любви, раскрывается и в других заповедях Нового Завета. Эти заповеди направлены на устранение ресентимента, являясь по сути профилактикой возникновения негативной эмоциональной ответной реакции у потерпевшего, на воспитание у него более сильной позиции любви и прощения. Например, импульс мести, по М. Шелеру, есть важнейший исходный пункт в образовании ресентимента. В Православии месть рассматривается как грех, в котором необходимо каяться. В этике же справедливости, на которую уповает человек ресентимента, месть - законное чувство, которое ищет своего удовлетворения в действиях, направленных против обидчиков.
Говоря о духовном и нравственном преодолении ресентимента, необходимо сказать о его предотвращении. Ресентимент - это чувство внутренней ярости, не получившей в свое время выхода и разрушающей человека изнутри, "самоотравление души". Однако, если человек сразу активно отреагирует в ответ на "пощечину" (ругательствами, жестами и др.), то он защитит себя от ресентиментного состояния. Психоаналитик С. Дурас, рассматривая конструктивную агрессию человека, убежден, что она играет важнейшую роль в защите и сохранении его жизни. Такая агрессия обнаруживается в отдельных эмоциях, одной из которых является гнев. Он пишет, что гнев - это часть защитной агрессии, задача которой состоит в противостоянии деструктивности, а не в ее выражении. Конструктивный гнев проявляется как ответ на порабощение, запугивание, подавление, подвох, эксплуатацию или какие-то другие виды дурного обращения. В подобных случаях гнев не является единственным возможным ответом личности и не может быть назван обязательным условием разрешения ситуации. Однако, если в ответ на вышеперечисленные угрозы человек начинает испытывать гнев, приводящий в конечном итоге к активному протесту, бунту, ситуация нередко изменяется в лучшую сторону. Гнев, следовательно, является не только ответом на угрожающую ситуацию, но еще и активной попыткой справиться с ней. Таким образом, он представляет собой протестное действие со стороны личности, ощущающей угрозу своему благополучию. В то же время гнев служит показателем мощи и способности человека найти в себе силы для противостояния травмирующему фактору .
Если импульс возникает и тут же сдерживается, человек "тормозит" в силу своего бессилия, относит ответ на "другой раз", но при этом знает, что другого раза не будет, тогда начинается настоящая патология. Человек ресентимента принципиально не способен на поступок. Как и любой другой человек, он постоянно сталкивается в жизни с позитивными явлениями: счастьем, властью, красотой, силой духа, добром и т.д. Как бы он не хотел их вычеркнуть из своей жизни, чтобы избежать мучений от конфликта между собственным желанием и бессилием его осуществить, от них никуда не уйти. Он не способен овладеть тем, что является реальным воплощением этих позитивных ценностей, поскольку его ценностное чувство извращается в направлении признания им ценностей, противоположных позитивным. Он как бы говорит себе: "Все это ничего не стоит, ценности, которые действительно ведут человека к спасению заключены в прямо противоположных явлениях - бедности, страдании, боли, смерти". Уклоняясь от позитивных моментов, ресентиментное сознание ищет им противоположные. И стремясь оправдать свой способ переживания ценностей, оно непроизвольно "дискредитирует" само бытие. Искаженная ресентиментом картина мира в худшем случае становится причиной глубокого кризиса личности. Подобными примерами изобилует отечественная история. Ф. Ницше писал: "Не умеющий стать человеком цельным, активным, счастливым, открытым по отношению к себе, человек ресентимента лишен всякой откровенности, наивности, честности и прямоты к самому себе. Его душа "косит", ум его любит укрытия, лазейки и задние двери. Все скрытое привлекает его как его мир, его безопасность, его услада. Он знает толк в молчании, злопамятстве, ожидании, сиюминутном самоумалении и самоуничижении" .
В разных социокультурных контекстах формы проявления ресентимента, его сила, направленность и последствия могут быть различны. Ресентимент, будучи неким внутренним беспокойством, заставляет стремиться к освобождению от доставляемых им страданий. Пока идут поиски снятия внутреннего напряжения, он оставляет свои следы в разных областях жизни человека, в частности, в сфере образования.
Степень наличия ресентимента философско-педагогической концепции выявляется на основе глубокого анализа трех моментов. Во-первых, на основе анализа антропологической составляющей концепции. Во-вторых, на степени ее идентичности национальной культурной традиции - социокультурная составляющая. Огромное значение имеет роль личности самого автора или авторов данной концепции, поэтому, в-третьих, на персонологической составляющей.
Западный тип классической школы, утвержденный в России Петром Первым, сохранил свои основные черты вплоть до настоящего времени. Классическая школа создает питательную среду для ресентимента, поскольку она основана на идеологии гуманизма, о которой М. Шелер писал: "Человеколюбие есть прежде всего форма выражения вытесненного отрицания Бога, импульса, направленного против Него. Оно есть форма проявления вытесненной ненависти к Богу" .
Нравственные идеалы гуманизма определяют этика справедливости, этика свободного развития личности и достижения успеха, а именно, ценности свободы, равенства, прав человека и гражданских институтов. Но именно поэтому, гуманизм в своих основаниях ориентирован на ресентимент. Факт возникновения негативной реакции (мести) у людей в ответ на нарушение субъективного идеала справедливости, не имеющий выход вовне, можно квалифицировать как ресентимент. Ж.-Ж. Руссо, один из основателей классической школы, пишет: "Хорошие общественные учреждения - это те, которые лучше всего умеют изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное, умеют перенести его "я" в общую единицу..." .
Руссо задает совершенно отчетливую педагогическую программу (идеологическую и политическую одновременно, в смысле воспитания гражданина государства): заменить человека с его желаниями и побуждениями - законом, частную волю - общественной, естественную свободу - "полным отчуждением каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины" . Этот проект введения индивида в сферу публичного также основан на относительных ценностях и редуцирует человека к гражданину, представляя новому индивиду своеобразные гарантии определенности и смысла его существования. Человек получает извне свои жизненные содержания в виде образа мыслей и действий, манеры и стиля рассуждений, в виде желаний, побуждений, стремлений, проекта своей жизни в целом. Речь, жест, поступок, желание и воля человека обращены вовне и ориентированы на признание со стороны других. Собрать себя в сколько-нибудь значимое целое сам человек не может. Невозможность подлинной самореализации, глубоко замаскированная ненависть неполноценности создают основу для "впадения в ресентимент".
Построенное на фундаменте классической школы, отечественное образование ориентируется на этику справедливости и успех. Проявляется эта ориентация в выраженной маскулинности и агрессивности, следствием которых является стиль "жесткой направленности на успех любой ценой", в формировании психологических защит, способствующих формированию "образа врага", в конфликтных ситуациях общения ("проекции" и "замещения"), в "интеллектуализации" как способе борьбы с иррациональной частью своей совести.
Классическая школа шла трудным путем адаптации к национальной отечественной культуре. Именно внедрение на отечественной почве западных ценностных идеалов и форм жизни, пропагандируемых через систему образования, вызывало в восприятии молодых людей искажение мировоззрения, которое в дальнейшем представлялось идеальным и способствовало преобразованию общества. Преобразованию повергалось, прежде всего, образованное общество, что приводило к духовному конфликту интеллигенции с народом. По словам Н. Гараджи, ресентимент - техника фабрикации фальшивых идеалов.
Появление ресентимента в российском образованном обществе обуславливалось двумя причинами. Во-первых, "экзистенциальная зависть" (М. Шелер) - зависть к индивидуальной сущности и бытию другой культуры, обусловленная особого рода ценностным сравнением западной культуры с отечественной и предпочтение западных форм жизни и ценностей за образец жизни в России. Во-вторых, "сознание собственного бессилия". Ресентимент - это всегда воспроизводство и переживание конкретной ответной реакции, но не деятельное ее преодоление. В результате - отсутствие возможности выхода известных душевных движений и аффектов. Россия ответила не сразу на активное внедрение западных ценностей. Ответный импульс пришелся на более позднее время. Такая ситуация в России обусловлена тем, что немедленная достойная реакция отечественных мыслителей была не возможна: Россия имела свою национальную образованность отличную от рациональной образованности Запада. Чтобы Россия дала Западу достойный ответ, ей необходимо было впитать в себя западные формы жизни и ценности и преобразить их в лоне своей национальной культуры.
Если мы обратимся к нашим дням, то увидим, что ресентимент, классически описанный Ницше, возродился в современной России. В обществе и системе образования, в коих происходит либерализация, демократизация, он нарастает и передается от поколения к поколению. Наша школа по-прежнему имеет в основе своей идеалы гуманизма - равенство, справедливость, систему конкуренции - чем и способствует воспитанию ресентиментного сознания у детей.
Для отечественной системы образования характерно явление, которое М. Шелер называет "феноменом органической лживости". По мнению М. Шелера, ресентимент наиболее опасен там, где он становится одним из источников заблуждений при постижении абсолютного порядка ценностей и претворении его в действительность. Это и есть "переворот в вечном порядке материальной этики ценностей" (М. Шелер). Здесь уместно вспомнить ответ старца Зосимы Федору Карамазову о том, что ложь самому себе является первым шагом от Бога, Истины, Жизни.
У человека есть право на становление собственной личности, на национальную идентичность. Подчеркнем, что свобода и достоинство, присущие национальному менталитету, могут быть раскрыты в лоне отечественной культуры. На христианском понимании свободы зиждется дисциплина человека, о которой мечтает школа. Свободная воля человека задает вектор развития человеческой личности. Исправление ресентиментного сознания находится в прямой зависимости от направленности школы на формирование типа человека национальной культуры.
Н. Бердяев писал: "Именно христианство хочет вырвать из человеческой души ресентимент, излечить человека от больного самолюбия и зависти. Только христианство и знает средство против больного самолюбия...Христианство есть величайшая сила сопротивления власти мира, христианская мораль... есть стяжание духовной силы во всем" .
Учитель в школе также имеет шанс "впасть в ресентимент". Чтобы защитить себя, он должен понимать, что учитель - не только образ Аполлона, но и Диониса. Учитель должен быть строг, может быть дионисийно свиреп. Иначе он окажется в болоте ресентимента. Обоснование правоты учителя в выборе подобного морального решения мы находим у И.А. Ильина в труде "О сопротивлении злу силою".
Средством защиты учителя в образовательном и воспитательном процессах может быть гнев. Известно, что гнев часто сопутствует нормальной заботе родителей или учителей. Гнев такого рода направлен против негативных тенденций в ребенке, заключающих в себе угрозу для его развития. Например, мать, ругающая и наказывающая своего ребенка, который неосмотрительно подверг свою жизнь серьезной опасности. Ребенок, получивший затрещину, полагает Шелер, не обижается, так как знает, что такова система. Гнев в сфере педагогических отношений содействует сохранению связи между людьми, атакуя любую угрозу для нее. Он служит своеобразным коммуникативным инструментом, сигнализируя об угрозе отдаления, улучшая понимание и делая связь более прочной. Такой гнев воспринимается как правомочное моральное решение для построения лучших отношений. Поэтому, служа защите и сохранению отношений, гнев может быть признан обоснованным и здоровым. Напротив, запрет на открытое выражение агрессивных эмоций способен привести к формированию неповторимой картины того, что принято называть "ressentiment".
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, если человек является существом "переходным" (Ф. Достоевский), значит он имеет возможность "впасть в ресентимент". Во-вторых, отсутствие национальной идентификации, вынуждает человека на приспособленчество, на жизнь по чужим законам, то есть на ресентимент. В-третьих, вне культурологического образования, теоретические основания которого продиктованы национальной культурной традицией, мы имеем ресентиментное образование и воспитание, сущностью которого является отсутствие у образованного человека позитивных духовно-ценностных ориентиров.

г.Новосибирск

Док. 425127
Перв. публик.: 11.11.07
Последн. ред.: 11.02.08
Число обращений: 152


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``