В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Белая О.П.: Прогнозирование и мониторинг в системе управления инновационными процессами в ВУЗе Назад
Белая О.П.: Прогнозирование и мониторинг в системе управления инновационными процессами в ВУЗе
Управление процессом определения стратегии инновационного поведения вуза на внешних рынках, выбор приоритетных направлений инновационной деятельности на осно-ве прогнозов развития потребностей общества, производства и отдельной личности являет-ся гарантом успешности и конкурентоспособности вуза в инновационной среде. В сфере инновационной деятельности технология проведения прогнозных мероприятий зависит от многих показателей: целей, задач, объектов, характера проблем, лежащих в основе иннова-ционной деятельности вуза и др. Учитывая специфику инновационного процесса, важным является определение основного критерия прогноза. На наш взгляд, наиболее эффектив-ным является проблемно-целевой критерий, по которому выделяют: поисковый, норматив-ный [5. С.10] и, в ряде случаев, организационный прогноз [1;4].
Поисковый прогноз на основе выявленных закономерностей развития социальной, политической, научно-технической, производственной сфер в прошлом и настоящем, по-зволяет определить возможные направления развития инновационного процесса.
Нормативный прогноз - определить оптимальные пути достижения поставленных целей инновационной деятельности на основании анализа и сравнения заданного состоя-ния и реального.
Применительно к системе управления инновациями нормативный прогноз позволя-ет выделить во внешней среде факторы, способствующие повышению объективности и эффективности принимаемых решений. В этом смысле целесообразно осуществлять: це-левой прогноз (относительно целеполагания), плановый (относительно направления пла-нирования), программный (относительно содержания мероприятий), проектный (относи-тельно модели) и организационный (относительно ориентировки решений) [5. С.11- 12].
Объектами прогнозирования в системе инновационного высшего профессиональ-ного образования могут являться:
1.    Социально-экономические процессы в обществе.
2.    Учреждения общего, профессионального образования.
3.    Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров.
4.    Подготовка научных кадров.
5.    Социальное, экономическое, психологическое и культурное влияние современ-ных инфокоммуникационных технологий.
6.    Стадии НИОКР (поисковые, прикладные исследования, опытно-конструк-торские работы).
7.    Потенциальные потребители вузовских инноваций.
Развитие инновационной деятельности современного вуза предполагает постоян-ный мониторинг потребностей социума в образовательных услугах и производственного сектора в специалистах и научных разработках. Наиболее эффективно мониторинг таких системных процессов осуществляется через использование современных инфокоммуни-кационных технологий, баз данных в структуре автоматизированных информационных систем (АИС) вуза, включенных в региональную и федеральную системы. Это комплекс программ, объединенных в единую информационную среду, обеспечивающих решение задач прогнозирования, мониторинга и управления в сфере инновационной деятельности вуза.
Социальная ориентация инноваций, особенности инновационной политики, инте-гративность структуры инновационной системы, интенсивно меняющаяся нормативно-правовая база предъявляют особые требования к осуществлению прогнозирования и мо-ниторинга с использованием АИС. Она должна быть способна к постоянному развитию и структурно соответствовать системе управления вуза и региона.
Информационная база данных с различными фактографическими характеристика-ми инновационной деятельности позволяет проводить разносторонний мониторинг каче-ственных показателей. Основными направлениями мониторинга эффективности управле-ния инновационной деятельностью являются:
- анализ параметров интеллектуального потенциала: количество инновационных разработок, патентов, защищенных авторских прав, изданий - объектов интеллектуальной собственности;
- мониторинг бюджетных и венчурных затрат на поисковые, прикладные научные исследования и опытно-конструкторские работы;
- мониторинг реализуемых и приобретаемых инноваций;
- мониторинг показателей инновационных разработок на единицу ППС;
- мониторинг внедрения в деятельность вуза патентованных изобретений [2];
- мониторинг влияния инноваций на результаты деятельности вуза: сумма прибыли от реализации инновационной продукции и её доля в объёме прибыли; объём продаж ин-новационной продукции и его доля в общем объёме продаж; применение инноваций в массовом опыте, доступ к новым рынкам сбыта; востребованность образовательных ус-луг; востребованность выпускников; количество заявлений научно-педагогических кадров на вакантные должности; текучесть высококвалифицированных кадров;
- влияние инноваций на использование ресурсов: динамика затрат на достижение более высоких результатов и т.д.[3].
За счет внедрения и развития информационной системы стадии инновационного процесса в вузе существенным образом реорганизуются. АИС создает основу для взаимо-действия на всех уровнях управления.
Информационно-аналитические материалы, полученные в результате мониторинга, осуществляют регулятивную функцию в определении содержания инновационного учеб-ного и научного процесса, с одной стороны. С другой, позволяют внести коррективы в стратегическое планирование инновационной деятельности. Указанные выше направле-ния позволят проводить достаточно глубокую комплексную оценку эффективности сис-темы управления инновационным процессом.
Литература:
1.    Авербух В.М., Лиховид А.А. Историко-научная основа научных и научно-технических прогнозов /Современные проблемы истории и философии науки.- М.-Ставрополь, 2007. - С.8-17.
2.    Глущенко И.И. Направления Совершенствования законодательного регулирования инновационной деятельности в России //Законодательство и экономика.- 2006. No 4 (264).С.23.
3.    Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менедже-ров "Управление развитием организации". Модуль 7. - М.: "ИНФРА-М", 1999.-С.105-106.
4.    Добров Г.М. Наука о науке. - Киев: Наукова думка, 1989.- С.264-266.
5.    Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.). - М.: Мысль, 1982.- 430 с.

Ставрополь


Док. 425124
Перв. публик.: 05.12.07
Последн. ред.: 11.02.08
Число обращений: 194


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``