В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рустам Минниханов: `Татарстан делает ставку на инновации` Назад
Рустам Минниханов: `Татарстан делает ставку на инновации`
- Какова доля химической и нефтехимической промышленности в общем объеме производства Республики Татарстан?

- Думаю, что правильно будет начать ответ на ваш вопрос с общей характеристики нефтегазохимического комплекса республики. Он представлен рядом крупнейших не только по масштабам России, но и по международным масштабам компаний. Среди них группа предприятий ОАО "Татнефть", включающая ОАО "Нижнекамскшина" и ОАО "Нижнекамсктехуглерод"; группа ОАО "Нижнекамскнефтехим", в которую входят ОАО "НефтехимСэвилен"; группа ОАО "ТАИФ" - ОАО"Казаньоргсинтез", ОАО "Химический завод им. Л. Я. Карпова". Кроме этого, республика обладает множеством средних и малых предприятий, работающих в химической и нефтехимической отрасли. В общем объеме промышленного производства республики химия и нефтехимия занимает около 20 %. Это третья по величине отрасль после топливной и машиностроительной. Добавлю, что нефтехимический комплекс обеспечивает 17% прибыли, 16% численности занятых в промышленности, 16% всего экспорта республики. Особо хочу отметить, что на долю Татарстана приходится 40% общероссийского выпуска полиэтилена, 25% синтетических каучуков, 32% грузовых, 28% легковых и 15% сельскохозяйственных шин, 44% труб и деталей трубопроводов из термопластов.

Отрасль является одной из основных точек роста республиканской экономики. В 2003 году в Татарстане была завершена реализация первой президентской программы развития нефтегазохимического комплекса (НГХК), которую мы запустили в 1999 году. Ее результатом стало значительное повышение деловой активности предприятий комплекса, рост доли выпуска инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. За период реализации программы объем производства в отрасли и прибыль увеличились в 1,5 раза.

- Каковы основные итоги работы отрасли в 2003 году и прогнозы развития татарстанского комплекса на 2004?

- Если говорить об итогах развития в 2003 году, то прежде всего отмечу, что объем товарной нефтехимической продукции Татарстана достиг 47,9 млрд. рублей. Это составляет 10% общей товарной продукции всей российской химии и нефтехимии. При этом по итогам 2003 года прибыль составила более 5 млрд. рублей, а это - 36% совокупной прибыли, полученной в химии и нефтехимии России. Важно, что основным источником динамичного роста НГХК явилось повышение инновационной активности. Только в прошлом году были реализованы такие проекты республиканского значения, как освоение производства полистиролов на ОАО "Нижнекмскнефтехим", строительство завода синтетических масел в Нижнекамске - ООО "Татнефть-Нижнекамснефтехим-Ойл", на ОАО "Нижнекамскшина" было смонтировано импортное оборудование для производства шин по технологии итальянской фирмы "Пирелли".

Прогнозы достаточно оптимистичны. Итоги работы в первом квартале текущего года свидетельствуют, что темп роста, набранный в прошлом году, сохраняется. Практически все ведущие предприятия отрасли планируют нарастить объемы производства. Так, ОАО "Нижнекамскнефтехим" планирует довести объем товарной продукции в действующих ценах до 24 млрд. рублей против 23 млрд. прошлого года, ОАО "Казаньоргсинтез" - с 8,8 до 10,5 млрд. рублей, ОАО "Нижнекамскшина" - с 10,1 до 11,5 млрд. рублей.

В целом, по нашим прогнозам, НГХК республики получит порядка 6 млрд. рублей балансовой прибыли. Производство синтетических каучуков возрастет до 270 тыс. тонн, полиэтилена - до 420 тыс. тонн, шин - до 11 млн. штук.

- Каковы основные положения и источники финансирования новой программы развития, на 2004-2008 годы?

- Принятая правительством программа развития НГХК на 2004-2008 годы включает следующие основные блоки: развитие сырьевого обеспечения комплекса, формирование технологической и инновационной политики, политики ресурсо- и энергосбережения, повышения качества, развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение экологической и промышленной безопасности, социальная политика и развитие кадрового потенциала. К 2008 году объем нефтепереработки в Республике Татарстан вырастет с 7 до 14 млн. тонн в год. В послании Государственному Совету Республики Татарстан президентом Минтимером Шаймиевым в качестве ключевой была поставлена задача - осуществить структурную перестройку в валовом отраслевом продукте в пользу высокотехнологичной продукции с максимальной добавленной стоимостью. Ключевым фактором реализации программы является финансирование инвестиционных проектов. Мы предусматриваем значительную диверсификацию финансовых источников, что позволит не только нарастить объемы инвестиций, но и застраховаться от скачков на финансовых и фондовых рынках. Поэтому использоваться будут собственные ресурсы компаний плюс средства зарубежных и отечественных финансовых институтов. Уже сейчас ряд российских и зарубежных банков заявили о готовности кредитовать инвестиционные проекты. Конечно, мы будем использовать кредитование под залог ценных бумаг, лизинговые схемы и создание СП.

- На территории республики действуют крупные вертикально-интегрированные структуры. Насколько эффективнее строится работа в холдингах, и каковы недостатки таких крупных компаний? Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития "свободных" предприятий, не вошедших в холдинги?

- Вопрос важный и дискутируемый. Особенно сейчас слышится много голосов о том, что укрупнение корпораций возвращает нас к советским временам, к монопольной экономике, где нет места конкуренции. Убежден, что это не так. Считаю, что содействие формированию в промышленности крупных интегрированных корпораций относится к числу приоритетных направлений российской промышленной политики. С этим справедливо связываются надежды на приток необходимых для развития индустрии инвестиций и повышение эффективности хозяйственной деятельности в целом. Без формирования крупных вертикально-интегрированных структур в наиболее важных отраслях промышленности нам не обойтись. Важно сделать этот процесс максимально эффективным с точки зрения развития промышленности, обеспечения интересов всех участников рынка, а также государства и общества в целом. Татарстан стремится создать не один, а несколько таких "центров интеграции", несколько крупных региональных корпораций, способных конкурировать на российском и мировом рынках, и создает для этого необходимую организационно-правовую базу.

Если говорить о так называемых "свободных" предприятиях, то они есть и будут. Для них тоже имеется своя ниша эффективной работы. Опять же, как показывает западный опыт, укрупнение корпораций не отменяет процветания малых и средних предприятий. Наоборот, крупные фирмы широко с ними сотрудничают через такие формы, как субконтрактация, аутосорсинг, франчайзинг. Современный бизнес от этого только выигрывает.

Инновации

- В 2003 году в Татарстане введено в строй первое в России производство синтетических масел. Предполагается ли в ближайшем будущем реализация аналогичных масштабных проектов?

- Мы ориентируемся на реализацию целого комплекса крупных проектов в НГХК. Всего в рамках Программы будет реализовано свыше 80 крупных и средних проектов. Общий объем инвестиций составит порядка 5,7 млрд. долларов США. Уже в 2004 году будет реализован ряд важнейших инновационных проектов. На ОАО "Нижнекамскшина" будет запущено производство высокоэффективных легковых радиальных шин по технологии фирмы "Пирелли". В этом году предприятие выпустит 500 тыс. шин, а в перспективе выйдет на проектную мощность в 2 млн. штук шин в год. ОАО "Нижнекамскнефтехим" реализует проект по организации и освоению производства галобутилкаучуков. Оба производства в среднесрочной перспективе не будут иметь аналогов в России.

- Каковы перспективы прямого взаимодействия заводов, находящихся на территории Татарстана, с научными организациями?

- Мы делаем ставку на инновации, на непрерывный процесс обновления производства, внедрение наукоемких технологий. В обыденном сознании высокие технологии почему-то связываются исключительно со сферами новейших телекоммуникаций. Вот компьютер, интернет - новые технологии, а какие новые технологии может дать химия, нефтехимия? Это глубоко ошибочное мнение. По уровню наукоемкости, высокотехнологичности химия и нефтехимия не уступает самым передовым отраслям. Но, к большому сожалению, сегодня отечественная наука пока не готова предложить к промышленному освоению конкурентоспособные технологии, не уступающие зарубежным аналогам. Как результат, предприятия вынуждены приобретать лицензии и технологии на производство перспективной нефтехимической продукции у ведущих мировых фирм.В итоге мы на несколько шагов отстаем от мирового ритма технологического развития.

Необходимо стремиться к достижению конкурентоспособности не только продукции, но и отечественных технологий. Сегодня, как никогда, республикой востребованы инновационно-прорывные технологии в области нефтедобычи, нефтепереработки, полимеризации, композиционных материалов, новых каталитических систем, биотехнологий, нанотехнологий. В связи с тем, что сейчас активно расширяется спектр сырьевых ресурсов для малого предпринимательства, в этом секторе востребованы технологии развития нефтехимических производств высшего передела углеводородного сырья. Это колоссальная задача, она требует значительных затрат в инфраструктуру инновационного развития. Необходимо подготовить и запустить целый комплекс инновационно-производственных технопарков и инновационных технополисов. Первые шаги в этом направлении мы уже сделали. В республике принята Программа развития инновационной деятельности, получившая высокую оценку на Московском международном салоне инвестиций и инноваций. Уже создан ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея", начал действовать венчурный фонд при ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", заключено стратегическое соглашение с Российской академией наук. В настоящее время собрана база наиболее интересных для республики разработок, перспективных с точки зрения развития предприятий НГХК.

- В чем суть соглашения, подписанного между правительством Татарстана и Российской академией наук?

- Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Российской академией наук и правительством Татарстана было подписано 20 апреля текущего года. Если говорить коротко, то данное соглашение нацелено на активное участие Российской академии наук в развитии отраслей экономики республики. Со своей стороны, республика будет оказывать всяческую поддержку Академии. Это взаимовыгодное стратегическое сотрудничество. Республика получает доступ к российскому интеллектуальному потенциалу, а ученые имеют возможность на практике реализовать свои наиболее интересные проекты, внедрять свои разработки и технологии. В рамках соглашения выделены приоритетные направления совместной деятельности - высокоэффективные процессы и технологии, экологически чистые и энергосберегающие технологии, новые материалы, развитие кадрового потенциала и т. д. Более того, принята программа научно-технического сотрудничества в области химии, нефтехимии и экологии на 2004-2014 годы, в рамках которой будут реализовываться инновационные проекты в области фундаментальных и прикладных исследований, разработки новых видов продукции неорганического синтеза и малотоннажной химии, новых катализаторов и каталитических систем.

Мировой масштаб

- "Татнефть" участвует в приватизации турецкой компании Tupras. Какова цель данной покупки и планируются ли другие подобные шаги?

- Большие надежды мы связываем с выходом наших нефтегазохимических предприятий на мировые рынки не только как производителей, но и как владельцев зарубежных предприятий. Западный опыт показывает, что именно формирование транснациональных корпораций позволяет наилучшим образом закрепиться на рынках, привлекать выгодные кредиты и получать инвестиционные ресурсы. Поэтому участие ОАО "Татнефть" в конкурсе на приватизацию турецкого концерна является для нас пробой сил и в этом направлении. Эта сделка может стать второй по масштабам в отношениях между Турцией и Россией после проекта "Голубой поток" (поставки в Турцию российского газа). Соответственно по итогам 2003 года Турецкая республика выйдет на второе место среди стран - внешнеторговых партнеров Татарстана. Внешнеторговый оборот между Турцией и Татарстаном уже составил 750 млн. долларов США. В текущем году его планируется довести до 1 млрд. долларов США.

- На какой стадии находится сотрудничество Правительства Татарстана с LG?

- Как вы, наверное, знаете, Татарстан, имея значительные запасы нефти, всегда испытывал недостаток нефтеперерабатывающих производств. Очевидно, что для республики выгоднее продавать на рынке не чистую нефть, а продукцию ее переработки - бензин, дизельное топливо. Поэтому в настоящее время мы активно формируем в Нижнекамском промышленном узле современное нефтеперерабатывающее производство, в том числе и с участием компании LG. Президентом Татарстана Минтимером Шариповичем Шаймиевым данный проект определен в качестве приоритетного. Говорить о конкретных работах здесь еще рано, пока идет наиболее сложная стадия - прояснение позиций всех заинтересованных сторон, определение основных параметров проекта и так далее. В настоящий момент продолжает свою деятельность рабочая группа, в которую вошли представители органов власти республики и предприятий, которые заинтересованы в реализации проекта. Сейчас усилия сконцентрированы в основном на разработке технического задания, на основе которого LG выполнит многовариантное ТЭО проекта.

- Как вы оцениваете работу иностранных компаний в России?

- Я не могу давать квалифицированную оценку работы иностранных компаний по всей России, для этого необходимо владеть большими объемами информации. Поэтому расскажу о том, что делается в сфере сотрудничества с зарубежными партнерами в нашей республике. В какой-то степени наш опыт является показательным - мы активно вышли на мировые рынки уже в самом начале 90-х годов. Нам есть что предложить иностранным компаниям, а у них есть то, в чем заинтересованы мы сами. На протяжении ряда последних лет сохранялась тенденция роста внешнеторгового оборота Республики Татарстан. А в 2003 году он достиг рекордного для нас показателя - 4,6 млрд. долларов США. Практически за один год мы увеличили этот показатель на 1 млрд. долларов. Объем иностранных инвестиций в экономику республики составил 176 млн. долларов США. В нефтехимическую промышленность в 2003 году было вложено 31,9 млн. долларов США иностранных инвестиций. Всего же в экономике Татарстана накоплен иностранный капитал в сумме более 1 млрд. долларов США. Если говорить о совместных предприятиях, то можно привести такие цифры. В республике зарегистрированы около 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Только в 2002-2003 годах зарегистрировано 19 организаций, уставный капитал которых составил 5,5 млрд. рублей.

Успешно работают компании с иностранным капиталом в нефтедобыче, нефтехимии. Так, например, совместно с "Эластогран" - дочерней компанией BASF - в Нижнекамске создано предприятие "Эластокам" по выпуску компонентов для уретановых пен, действуют совместные предприятия по производству азота, полиэтилена, изделий из пластмасс и другие. Важным этапом в развитии республиканской экономики считаю учреждение "Татарстано-корейской нефтехимической компании", которая займется реализацией проекта по созданию на базе Нижнекамского НПЗ высокотехнологичного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.

- Какие методы стимулирования инвестиционной деятельности, на ваш взгляд, наиболее эффективны и должны быть применены в России?

- Прежде всего, подчеркну очень важное и принципиальное, на мой взгляд, условие активизации инвестиционной деятельности. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо иметь интересный проект. С одной стороны, это очевидно, а с другой - об этом часто забывают. Если у вас нет потенциально "прорывного" инвестиционного проекта, то и инвестиции вы не получите. Поэтому перед тем как говорить о привлечении инвестиций, необходимо определить эффективные, прибыльные направления их вложения. Среди эффективных методов стимулирования инвестиционной деятельности можно отметить следующие: государственные гарантии налоговой и правовой защиты; дифференцированное налогообложение для инвестирующих компаний; снижение или отмена таможенных пошлин на ввоз современных технологий и оборудования; формирование инвестиционных фондов поддержки реализации инвестиционных проектов; заключение тройственных соглашений между представителями власти, естественных монополий и хозяйствующих субъектов; ускорение процесса принятия законопроекта о свободных экономических зонах; создание специальных промышленных зон на основе соглашений о свободной торговле между Россией, страной-поставщиком оборудования и страной-потенциальной рыночной нишей; законодательное регулируемое формирование финансовой базы промышленных предприятий, предназначенной строго для инвестиционных целей; расширение использования механизмов лизинговых схем финансирования (прежде всего, финансового лизинга) при покупке технологического оборудования и автотранспортных средств. Это тот минимально необходимый перечень мер, который необходимо реализовать уже сейчас. И он должен постоянно расширяться.

Промышленная политика

- Концепция национальной промышленной политики, как известно, все еще находится в стадии разработки. На что, по вашему мнению, необходимо сделать основной упор в этой работе? В настоящий момент также ведется разработка Концепции развития химической и нефтехимической промышленности России. Какие принципиальные положения вы видите в ней?

- Думаю, что уже не требует доказательства тезис о необходимости разработки государственной промышленной политики. Особую актуальность данный вопрос приобретает в настоящее время, когда происходит возрождение индустриального комплекса России. Как недавно отметил министр финансов РФ Алексей Кудрин, через два-три года Россия достигнет уровня ВВП дореформенного периода. По сути дела, мы уже решили задачу восстановления того, что было утеряно промышленностью в тяжелейшие годы реформ. Можно сказать, что произошел и ряд важнейших структурных изменений -неконкурентоспособные, отсталые производства практически вымерли, появились новые отрасли.

Теперь речь должна идти о тонкой законодательной настройке промышленности, четкой формулировке приоритетов и реальной поддержке тех предприятий, которые отвечают стратегическим задачам развития страны. Особо хочу подчеркнуть, что за последние годы произошло качественное повышение роли регионов в проведении промышленной политики. За все время реформ наиболее прозорливые регионы всячески поддерживали свои предприятия, вкладывали в них деньги, помогали им перестроиться, найти свою нишу на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому в концепции федеральной промышленной политики целесообразно, прежде всего, закрепить роль, формы и методы промышленной политики, реализуемой на субфедеральном уровне. Основной упор в концепции необходимо сделать на реализации четкой тарифной политики в отношении естественных монополий. Если говорить в целом о проекте концепции развития химической промышленности, то там достаточно емко отражены основные факторы, сдерживающие стабильное развитие химического комплекса России. Как вы знаете, на расширенном заседании совета Российского союза химиков, на котором проект концепции был одобрен, российскому химическому сообществу было предложено разработать планы развития своих компаний с учетом задач по развитию отрасли с обоснованием мер поддержки осуществляемых мероприятий. На основании этих разработок будут внесены коррективы и в концепцию. Однако считаю необходимым учесть в концепции и опыт региональных программ развития химической промышленности. Только в этом случае будет обеспечен системный подход, интегрированы перспективные планы развития не только отдельных компаний, но и целых регионов.

- Какова, по вашему мнению, должна быть степень участия государства в работе промышленных предприятий? Для решения каких проблем индустрии требуется участие государства?

- Глубоко убежден, что национальная промышленная политика должна предусматривать достаточно активное участие государства в работе предприятий. Конечно, степень и формы такого участия должны быть различными в разных отраслях, но в целом моя позиция следующая. Государство не должно пускать процессы, происходящие в промышленном комплексе страны, на самотек. Государство должно поддерживать развитие инновационных отраслей, существующих высокотехнологичных и конкурентоспособных производств; защищать внутренних товаропроизводителей от нечестной конкуренции со стороны крупнейших мировых корпораций, которые, как показывает опыт, очень широко и охотно использует демпинговые цены для удушения конкурентов. Только государство имеет необходимые ресурсы для стимулирования развития научного потенциала страны, приоритетных фундаментальных и отраслевых научных программ.

Справка
Рустам Нургалиевич Минниханов родился 1 мая 1957 года в селе Новый Арыш Рыбнослободского района Татарской АССР. В 1978 году окончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности "инженер-механик", в 1986 году - Казанский филиал Московского института советской торговли. С 1978 по 1983 год работал инженером районного объединения "Сельхозтехника" Сабинского района ТатАССР, затем - старшим инженером энергетиком леспромхоза. В 1985-1993 годах работал в Арском районе: председателем правления райпо, председателем исполкома районного Совета народных депутатов, первым заместителем главы администрации района. В 1993 году был назначен главой администрации Высокогорского района. В декабре 1996 года был назначен министром финансов РТ. В июле 1998 года на сессии Госсовета утвержден на посту премьер-министра республики. 11 мая 2001 года назначен главой вновь сформированного Кабинета министров Республики Татарстан.


Опубликовано на сайте TatCenter.ru, 18.08.2006 г.
Деловой центр РТ - интернет-портал TatCenter.ru, 18 августа 2006 г.

http://www.tatar.ru/?DNSID=deace7a4bebfbc6a9203246c1df6fa29&node_id=1185&full=1738

Док. 424915
Перв. публик.: 18.08.06
Последн. ред.: 11.02.08
Число обращений: 383

  • Минниханов Рустам Нургалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``