В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь КОН: `На сексуальном фронте без перемен` Назад
Игорь КОН: `На сексуальном фронте без перемен`
Повышенная сексуальность современных подростков вызывает изумление у их родителей, шокирует бабушек и дедушек, раздражает учителей. "Ну почему, почему они такие?! - восклицают хором взрослые. - Куда делись тургеневские девушки и благородные юноши с рыцарскими наклонностями?" Эту тему общественность обсуждает очень широко и детально. Споры, дебаты с пеной у рта ведут и специалисты, и старушки на скамейке у подъезда. Одним из самых главных, знающих специалистов в вопросах пола у нас в России по праву считается Игорь КОН, психолог с мировым именем, доктор философских наук, профессор, академик РАО. Наша газета не упустила возможности повстречаться со светилом мировой величины.


- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на подростковом сексуальном фронте?

- Именно как на фронте - ситуация критическая. Почему? Сексуальность подростков ведет к страшным, трагическим последствиям. Например, волна СПИДа, захлестнувшая нашу страну. Часто бываю за границей на различных конференциях, семинарах. Показывают участникам диаграммы распространения СПИДа. В Западной Европе "кривая" идет вниз. В Восточной Европе колеблется то вверх, то вниз. В России и на Украине - четкая, чуть ли не перпендикулярная линия, идущая вверх. Ясно, что наша страна при нынешнем состоянии экономики, медицины не выдержит "полнометражной" эпидемии СПИДа.

Другой результат чрезвычайной половой активности подростков - лидирующее положение России в "табели об абортах". Еще одно печальное последствие молодеющего секса - Россия становится страной дешевой детской проституции и детской порнографии.

- Наверное, это происходит из-за ускоряющегося физиологического созревания детей?

- Оказалось, что нет такой явной зависимости между физиологической зрелостью и эротическими потребностями. Половое созревание у девочек всегда наступало раньше, чем у мальчиков, а половую жизнь, однако, они начинали позднее. В западных странах эта разница стала уменьшаться и даже кое-где сравнялась. А в скандинавских странах, наиболее раскрепощенных в морально-нравственном плане, девочки вступают в половую жизнь на год-два раньше мальчиков.

А вот пример из нашей жизни: при обследовании учащихся ПТУ медики выявили, что половое созревание 30 процентов молодых людей ниже нормы, а начинают они заниматься сексом гораздо раньше своих половозрелых ровесников. Вот и разбирайте, где физиология, а где социология, культура, психология.

- Опять у нас все плохо...

- Знаете, что я вам скажу? Если раньше, в эпоху социализма, мы абсолютно все безудержно хвалили, то теперь с таким же напором все ругаем. Чрезмерное хвастовство перешло в запугивание страшилками.

Сексуальный дебют примерно у 50 процентов мальчишек состоялся в шестнадцать лет, и в этом же возрасте каждая третья девочка начала половую жизнь. Интересно отметить, что, как правило, девушки сразу вступают в активную жизнь, а юноши какое-то время ограничиваются эпизодическими половыми связями. К восемнадцати годам сексуальный опыт имеют уже 80 процентов молодых людей. Причем такие же цифры и в западных странах.

- Тогда о чем же речь? В чем проблема?

- Во-первых, разница в том, что к нынешним сексуальным показателям весь цивилизованный мир шел не один десяток лет, начиная с 60-70-х годов, а мы преодолели этот путь буквально за два-три года. Еще два года назад цифры, приведенные выше, выглядели иначе. В шестнадцать лет только 38 процентов юношей и 25 процентов девушек были знакомы с сексом не понаслышке. Сегодня у девочки в шестнадцать лет сексуальный опыт в пять-шесть раз больше, чем у ее матери, а у пацанов в два раза больше, чем у отцов. Во-вторых, и это самое важное, разница между "нами и ими" в социальном уровне жизни. Там сексуальные изменения в молодежной среде происходят постепенно, в нормальных условиях. В России это настоящая революция, совершающаяся в неблагоприятной социальной обстановке.

- Что вы имеете в виду?

- У нас отсутствуют сексуальная культура и сексуальное просвещение (прошу не путать последнее с дешевой эротикой). Совсем нет просветительских телевизионных каналов, занимающихся половым воспитанием. Да если бы даже и были, большой вопрос, стали бы смотреть эти передачи те, кому они предназначаются. В Германии, например, есть специальные веб-сайты для подростков, где они могут черпать нужную для себя информацию, задавать конкретные вопросы, получать советы специалистов.

- Взрослые убеждены, что нынешняя молодежь и без того уже достаточно образованна в вопросах секса.

- Это с какой точки зрения смотреть, какой планкой мерить. Приведу интересные цифры. В социологических опросах пять процентов мужчин и примерно 36 процентов женщин откровенно признаются, что они не получали никогда сексуального удовлетворения. Это наши, российские данные. А вот совсем неожиданно в Финляндии, стране с "продвинутыми" сексуальными отношениями, эти показатели неудовлетворенности оказались еще большими. Почему? Очевидно, у людей с разной сексуальной культурой, уровнем полового просвещения разные понятия о "высокой точке" любви. Как, например, можно прокомментировать ответ одной нашей женщины на вопрос, какие чувства она испытывает во время близости с мужчиной: "В постели с мужем я получаю моральное удовлетворение"!

А теперь вспомните Хемингуэя: "...весь мрак разлетелся, и время застыло, и только они двое существовали в неподвижном, остановившемся времени, и земля под ними качнулась и поплыла". Какие тут комментарии?! Наверное, испытав хоть раз такое чувство, все остальное будет трудно назвать удовлетворением.

Долгие годы у нас вообще не было понятия "сексуальное здоровье". В лучшем случае женщина могла пойти только к гинекологу, убедиться, нет ли у нее инфекционных заболеваний. "Здорова!" - говорил врач, и все. А женщина несчастна, и некому ей было помочь, объяснить, что творится в ее интимной жизни. Печально, но такая ситуация остается и сейчас, в XXI веке.

- Ну родители-то могут говорить об этом с детьми, никто им не запрещает.

- Разговоры на сексуальные темы основываются прежде всего на собственном опыте. Богатое воображение ребенка волей-неволей начинает рисовать соответствующие картины с участием своих родителей. Поверьте, это не улучшает взаимоотношения родителей с детьми.

- Интересный взгляд. Обычно приходится слышать заклинания психологов о том, чтобы мы, родители, как можно больше говорили с детьми на эти темы.

- Напрасно. Не бывает общих рецептов, приемлемых для всех. Только 4 процента отцов беседуют с детьми о сексе и 15 процентов матерей. И тo эти беседы ограничиваются чаще всего проблемами половозрастных физиологических изменений. Даже в первобытном обществе в сексуальную жизнь молодых вводили не родители, а специальные наставники.

Сейчас подростки черпают необходимую им информацию о половых вопросах из самых разных источников. По данным социологических опросов, 53 процента молодых людей получают сведения о сексе из книг и журналов, 38 - с экранов телевизоров, остальные - из других источников, под которыми в первую очередь подразумеваются более опытные друзья и знакомые.

- Как вы считаете, почему не удалась попытка специалистов ввести уроки полового воспитания в школы России?

- Эта акция началась в середине 90-х годов. Изначально была выбрана неправильная стратегия. В народ бросили десятки тысяч экземпляров пособий с "жуткими" картинками, от которых родители и учителя падали в обморок. Я говорил тогда, что сразу, в один миг мы, то есть Россия, не сможем переварить информацию о сексе западного объема. Но, увы... Случилось так, как случилось. Программы по половому воспитанию, действительно хорошие, необходимые нашим детям, были буквально преданы анафеме. И сейчас долго еще надо будет выжидать, чтобы остыл тот пыл и рвение консервативно настроенных людей. Вся эта ситуация отбросила нас, и так без меры отстающих, лет на двадцать пять назад.

Не продумали тогда и проблему специалистов. Знаю, директора школ, получившие эти программы, вызывали на ковер, например, учительницу биологии: "Будешь вести этот курс!" А учительница биологии чуть ли не в слезы: "Не могу, не буду, мне стыдно". И я прекрасно ее понимаю. Часто читаю лекции о половых вопросах в учительских аудиториях. Говорю вроде нормальные, удобоваримые слова и вижу, как мои слушательницы краснеют, бледнеют, чуть ли не под стол заползают от стыда. Ну как они будут говорить о половых проблемах с детьми?

Надо разработать приемлемые альтернативные программы, найти людей, умеющих говорить на эти темы, а главное - подготовить общество... Хотя, по моему мнению, общество уже сейчас само должно понять, что нельзя не говорить "про это". СПИД, венерические болезни, аборты, детская проституция - разве еще мало аргументов?!

11.02.2004 Ольга терехина

http://www.chrab.chel.su/archive-zdorov/11-02-04/6/A387284.DOC.html


Док. 424793
Перв. публик.: 11.02.04
Последн. ред.: 08.02.08
Число обращений: 360

  • Кон Игорь Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``