В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как открыть рынок недорогому продовольствию Назад
Как открыть рынок недорогому продовольствию
Самый большой прирост цен в январе среди продуктов питания, судя по данным Росстата, дали овощи и молоко. И эта тенденция, прогнозируют эксперты, может сохраниться и в феврале.

Напомним, в конце прошлой недели минэкономразвития обнародовало проект правительственного плана мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен в 2008 году. Он будет обсуждаться министерствами и ведомствами в течение месяца. Отдельные пункты этого документа, имеющие непосредственное отношение к "продовольственной инфляции", корреспондент "РГ" попросил прокомментировать депутата Государственной Думы, председателя совета Ассоциации отраслевых союзов АПК Виктора Семенова. Понятно, что говорил наш собеседник с позиций производителя продовольствия.

Российская газета: Виктор Александрович, недавно были продлены до 30 апреля сроки действия федерального соглашения о стабилизации цен между производителями продовольствия и сетевыми торговцами. И вышло постановление правительства, которое разрешает региональным исполнительным властям участвовать в подобных соглашениях на уровне субъекта Федерации. Сработает ли эта мера так, как в прошлом году?

Виктор Семенов: Эти соглашения я однозначно поддерживал осенью. Действия правительства были правильными и нужными. Они помогли сдержать ажиотаж на рынке. К сожалению, в нашей стране старшее поколение знает, что такое голод, люди среднего возраста помнят дефицит, и когда на продовольственном рынке возникают аномалии, ажиотажный спрос развивается иногда даже без всяких экономических оснований.

Но если правительство не создаст сейчас дополнительных предпосылок к сдерживанию цен на потребительском рынке, продление соглашений - путь в никуда. Потому что не должны и не могут те, кто производит социально значимые продукты питания, нести бремя, которое государство обязано распределять на всех.

РГ: Торговые сети тоже участвуют в соглашении. План минэкономразвития, кстати, предполагает скорую доработку проекта закона об основах регулирования торговой деятельности. В нем, возможно, будет специальная продовольственная глава, которая сильно ограничит возможности сетевиков. Действительно ли они "виноваты" в росте цен на питание?

Семенов: По обеспеченности торговыми площадями даже Московский регион в несколько раз отстает от стран Европы. Сети пользуются этим дефицитом достаточно жестко. Берут с производителей серьезную плату "за вход", неподъемную для малого и среднего бизнеса. Устанавливают высокую торговую наценку. Она доходит до сорока и даже шестидесяти процентов. Некоторые сети по три месяца не оплачивают поставленный товар. Я изучал опыт работы торговых сетей в Европе - там тоже так и не нашли понятных методов обуздания их аппетитов. Сетевики и там умудряются негласно договариваться и поддерживать выгодную для себя ситуацию на региональных рынках. Везде они давят на производителя.

Возможно нам, россиянам, так как мы сейчас многое делаем с нуля, удастся найти рецепты, которых не знают европейцы. Но я против того, чтобы демонизировать сетевые магазины. Они способствуют наведению порядка на рынке, установлению контроля за товарными и финансовыми потоками. В отличие, например, от так называемых мелкооптовых продовольственных рынков.

РГ: Минэкономразвития намерено разработать план развития сельскохозяйственных рынков и ярмарок выходного дня. Могут они составить конкуренцию сетям и сбить цены?

Семенов: Они не обеспечат большую долю в товарообороте. Но могут очень хорошо воздействовать на рынок как индикатор цен для покупателя. Однако для того чтобы рынки и ярмарки стали выполнять свои функции, потребуется много времени и серьезной работы.

Недавняя попытка освободить места на сельскохозяйственных рынках для производителей, по большому счету, результатов не дала. Ей противостояли теневые хозяева рынков - они не заинтересованы в снижении цены. Коррупционные ниточки от них тянутся к местной власти. Так что эти ребята на местах очень сильны. Тем производителям, которые хотят дешево торговать, они создают невыносимые условия. А потом говорят: видите, крестьяне на рынок не идут.

Надо добиваться, чтобы работали существующие законы. Наши правоохранительные органы должны внедряться на рынки не с авоськами, а с целью собрать информацию о картельных сговорах и наказать виновных.

Яркий показатель нездоровья российских рынков - "светофорные" импортные яблоки. Зеленые, желтые, красные. Круглый год - одни и те же. А попробуйте в сезон купить яблоки российского производства. Не получится. Сравнительно дешевому товару на рынок вход запрещен.

Возможно, для налоговиков, милиции и антимонопольных органов сельскохозяйственные рынки - это слишком мелкие объекты. Но с точки зрения борьбы с продовольственной инфляцией это мощнейший механизм, который действует на миллионы людей. Также надо снижать зависимость рядового российского покупателя от ситуации на мировом рынке, развивая отечественное производство. Сегодня любой всплеск цен на другом конце планеты приводит к повышению расходов наших семей. При этом для дешевой отечественной продукции дорога на рынки закрыта.

РГ: План минэкономразвития предполагает борьбу с запретами региональных властей вывозить продукты в другие регионы. Эти ограничения серьезно влияют на цены?

Семенов: В девяностые годы такие запреты были широко распространены. В новом веке федеральная власть, укрепив свои позиции, с этой проблемой практически справилась. Попытки ограничивать движение товаров через границы регионов есть, но губернаторы делают их украдкой, потаенно. Причем чем южнее, чем больше зерна, тем больше этих запретительных потуг.

Однако есть элементы регионального сепаратизма, на которые фактически дано добро из федерального центра. Минфину в свое время не захотелось брать на себя такую тяжелую нагрузку, как дотирование сельхозпроизводителей. В то время денег в бюджете почти не было. И было решено: пусть этим занимаются регионы. У кого есть деньги - тот дотирует. У кого нет денег - не дотирует. В результате получилось, что свинокомплекс на одном берегу речки получает дотации, а такой же свинокомплекс на другом берегу - нет. И должен закрыться. А его владельцы - разориться, потому что их угораздило родиться не в той области.

Потом губернатор говорит: "Я же дотировал эту свинину из своего бюджета, почему ее должны продавать за речкой, в другом регионе?" Так рождается запрет.

Сегодня средства в федеральном бюджете есть и федеральное правительство должно взять всю дотационную политику на себя.

РГ: Минэкономразвития планирует уточнить, какие объемы зерна необходимы для проведения товарных интервенций. Что стоит за этим намерением, по вашему мнению?

Семенов: Во-первых, с самого начала надо было создавать интервенционный фонд не только продовольственного зерна, но и кормового. Даже несмотря на нехватку средств. Сегодня деньги у государства есть, но этой весной, я думаю, мы все очень серьезно почувствуем на себе проблему высоких цен на фураж. Потому что невозможно сдерживать цены на молоко, яйцо в то время, когда ничто не сдерживает рост цен на корма. Эта проблема требует решения.

Второе. Объем государственного интервенционного фонда продовольственного зерна - символический, его надо увеличивать. Сейчас фонд скорее политическая пугалка, а не серьезный экономический рычаг. Но даже в таком виде эта штука все равно работает.

Третье - надо менять процедуру принятия решений о начале интервенционных торгов. Я глубоко убежден, что, если бы товарные интервенции в этом году начались на 2-3 месяца раньше, правительству удалось бы удержать цены на продовольствие на менее высоком уровне. Конечно, процедура согласований между минсельхозом, минэкономразвития и минфином с каждым годом становится быстрее. Но давайте сравним: в Европе, если надо ввести какую-нибудь пошлину, решение принимается за неделю. А у нас - за 7-8 месяцев. К этому времени регулировать рынок часто уже бессмысленно.

И четвертое. Правила закупок в интервенционный фонд построены таким образом, что производителю стать поставщиком государства очень трудно. Они рассчитаны на серьезного трейдера с хорошим финансовым "жирком", с административным ресурсом.

А крестьянину, что называется, от сохи со своим зерном на закупочных интервенционных торгах делать нечего.

Вот эти четыре позиции требуют изменений. Но это тоже задача, рассчитанная на годы.

Какой вклад в инфляцию вносят товары и услуги


Михаил Чкаников
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4582 от 7 февраля 2008 г.

Док. 424789
Опублик.: 08.02.08
Число обращений: 150

  • Семенов Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``