В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мужское тело от Игоря Кона Назад
Мужское тело от Игоря Кона
Новая книга Игоря Кона - академика и профессора, а также носителя многочисленных титулов и званий - плод его путешествий по многим странам мира с целью описания мужского тела в истории культуры. Так и названа его последняя книга, только что вышедшая в издательстве "Слово" и уже ставшая бестселлером.

История мужского тела в культурах стран мира просматривается от времен Адама до современной масскультуры.

Книга - увесистое исследование в полтысячи страниц и с таким же количеством иллюстраций - не только ученого, но и искусствоведа и культуролога - окажется доступной и увлекательной и для далеко не самого сведущего в данной области читателя. Остроумные находки и смелые наблюдения (как, например, то, что майор Ковалев в гоголевском "Носе" вовсе и не нос ищет, а иную часть тела) возмутят разве что ханжей. Вообще Игорь Кон далек от всяческой попсы - его нимало не интересуют "голубые" истории не только далеких веков, но и века минувшего. В этой области он считает нужным упомянуть разве что о малоизвестном: например, об откровенных рисунках Жана Кокто или о художнике Томе из Финляндии, воспринимавшем мужское тело сквозь призму фашистской эстетики. В то же время он считает нужным сказать об эротической чувственности советского балета, которой не позволяла вырваться наружу идеология. Нуреев сбежал из Советов - и появилась чувственность.

Построенное по историческому принципу исследование позволяет нам по-новому взглянуть на греческое тело, которое, оказывается, вовсе не было столь уж идеальным, как мы привыкли думать. В христианскую эпоху - Средневековье и готический период - духовность абсолютно преобладала над телесностью. Исследуя Возрождение, автор находит загадки в творениях великих мастеров. Например, у Микеланджело, изобразившего на картине "Святое Семейство" полуобнаженные фигуры. Казалось бы, что можно сказать о мужском теле в эпоху романтизма?.. Но, оказывается, это было время маскулинности - эпоха жестокости и смерти, по-своему влиявшая на культуру мужского тела. И совсем по-другому на нее влияла почти что одновременная культура дендизма, связанная с именами Обри Бердслея, Оскара Уайльда и т.д.

Перечень имен, цитат, названий не утомляет, а заставляет читать книгу как увлекательный роман, из которого мы узнаем о различии подходов к телу у Рубенса и Эль Греко, о роденовской революции в скульптурном изображении мужчины, о влиянии спорта в ХХ в. на культуру мужского тела и, наконец, о том, что нагой и голый - это совсем не одно и то же. Нагой - это всегда умышленно. Голый - просто, когда раздевшись.

Эстетически автор близок далеким эпохам и считает, что сегодня на смену красоте пришла посредственность. Когда пропорции выражаются прежде всего через рекламу плавок в лице Марки Марка или через занятия бодибилдингом. Далекий критики, Игорь Кон дает лишь социальный анализ ситуации, оставляя читателю свободу выбора. Ехать смотреть Давида в прекрасную Флоренцию или - порнофильм со звуком "Долби".

28.01.2004

http://www.utro.ru/articles/2004/01/28/272672.shtml

Док. 424788
Перв. публик.: 28.01.04
Последн. ред.: 08.02.08
Число обращений: 413

  • Кон Игорь Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``