В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Умер создатель самой легендарной боевой машины Назад
Умер создатель самой легендарной боевой машины
В Санкт-Петербурге скончался генеральный конструктор, чье творение когда-то всполошило натовский генералитет.

Николай Сергеевич Попов родился в 1931 году в одной из казачьих станиц Краснодарского края, учился в спецшколе ВВС, а после Харьковского политеха всю жизнь проработал в КБ Кировского завода. Может быть, именно казачья лихость в крови и детская еще любовь к авиации дали ему толчок к созданию машины, которую во всем мире позже назовут "летающим танком".

Попытки установить газотурбинный двигатель на наземную военную технику предпринимались с середины ХХ века. И только СКБ "Трансмаш" производственного объединения "Кировский завод" под руководством Николая Попова удалось совместить, казалось бы, несовместимое - реактивный авиационный мотор и 45-тонный танк.

Газотурбинный Т-80 оказался столь совершенен по своим характеристикам, что его сразу засекретили и отправили на вооружение Западной группы войск. Когда армада из нескольких тысяч "восьмидесяток" оказалась у границ НАТО, там не на шутку всполошились. И было от чего. Защита лобовой части башни была эквивалентна почти метру литой брони. Танк имел мощную дополнительную противокумулятивную защиту, а скорость его хода достигала 70 км/час. По расчетам западных аналитиков подразделения, вооруженные Т-80 без проблем взламывали любую противотанковую защиту и в течение трех дней своим ходом могли выйти к Ла-Маншу.

Американцы в спешном порядке форсировали работы по собственному газотурбинному танку "Абрамс", который в итоге по всем параметрам, кроме огромного веса, проиграл машине Попова.

Впервые открыто во всей красе усовершенствованный образец Т-80У показали на выставке вооружений в Абу-Даби в начале девяностых годов. "Восьмидесятка" потрясла всех не только своим вооружением и защитой, но и тем, что танк весом более 45 тонн пролетел с трамплина по воздуху 14 метров, как-то очень мягко приземлился и помчался дальше. Прыжок попытались повторить американцы. Но их "Абрамс", пролетев несколько метров, так грохнулся о землю, что развалилась вся начинка моторно-трансмиссионного отсека. С тех пор за Т-80У закрепилось имя "летающий танк", и он по сей день является символом военных выставок в Абу-Даби.

Николай Сергеевич Попов создал и прообраз танка ХХI века - полностью автоматизированную машину с двумя членами экипажа и лучшей в мире комплексной защитой, но этому проекту уже не суждено было претвориться в жизнь.

В память о великом конструкторе, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий останется не только целое семейство боевых гусеничных машин, но и знаменитый трактор "Кировец", также созданные при непосредственном участии Попова.


Сергей Птичкин
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4582 от 7 февраля 2008 г.

Док. 424767
Перв. публик.: 07.02.08
Последн. ред.: 08.02.08
Число обращений: 287

  • Попов Николай Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``