В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кира Лукьянова: Женщины идут в политику, что бы сделать её честнее и добрее Назад
Кира Лукьянова: Женщины идут в политику, что бы сделать её честнее и добрее
В жизни каждого человека есть некие "отправные" точки, переломные моменты. Для кого-то переломным становится определенный год, кого-то, может быть, одна лишь случайная встреча заставляет иначе посмотреть на мир, еще вчера такой привычный и знакомый... А кому-то, возможно, удается прожить без особых потрясений, лента его жизни течет, точно спокойная река. Я точно знаю, в какой именно день перевернулся и "встал на голову" мой мир.


Точка отсчета

1 сентября 2004 года начиналось со светлого, солнечного утра. Никто и подумать не мог, что этот день войдет в историю нашей страны (а может быть - в историю всего мира?) как один из самых страшных и бесчеловечных. В этот день террористы захватили школу в Беслане...

Помню, как по мере поступления новостей постепенно таяло ощущение, что все это - не более чем страшный сон, который вот-вот прекратится или непременно закончится счастливо и благополучно. Но с каждой минутой становилось все страшнее и... холоднее, а потом - все ухнуло, разорвалось; черный провал, отчаяние... Мне казалось, что я слышу, как кричат и стонут дети: страшные звуки заполняли все пространство, казавшееся отчего-то совершенно пустым... Я помню, как в далекой от Беслана Москве плакали на улице люди, сопереживая чужой беде. Вернее, эту беду никто не воспринимал, как чужую. И мне самой хотелось кричать и плакать, куда-то побежать, до кого-то достучаться, что-то изменить... Спокойно и безучастно взирать на страдания людей я просто не могла, но что можно было сделать?

Завершившись формально, трагедия Беслана никуда не исчезала. Каким, оказывается, мощным может быть одно лишь эхо беды... Выйдя из оцепенения, я поняла, что вернуть погибших, конечно, нельзя, но можно помочь тем, кто остался в живых. Прошедшим сквозь ад детям Беслана требовалось тепло и участие, но еще больше - конкретная помощь. И я начала действовать.

Мы наладили адресную помощь детишкам, лежащим в столичной Морозовской больнице: закупали медикаменты, необходимые им вещи... Боль не уходила, но постепенно начала сдавать свои позиции, отступать. Увидев улыбку на лице ребенка, который, казалось, навсегда разучился улыбаться, я почувствовала, что все наши усилия не напрасны. Дороже награды в жизни у меня не было - никогда.

А вскоре судьба столкнула меня с другой трагедией. Я познакомилась с девочкой Дашей, которая вместе с мамой подорвалась на границе Южной Осетии, на мине. Даша выжила, но оказалась практически недееспособной. Родственники же отказались от нее...

Так, начав заботиться о Даше и принимать участие в ее судьбе, я вплотную столкнулась с проблемами детей-сирот...

И случился еще один "переворот". Все глубже погружаясь в бездонную пропасть "сиротских" проблем, я с ужасом поняла, что бессердечие и безответственность взрослых, финансовые трудности, житейские перипетии, обрекающие детей на тяжелую судьбу, все это - лишь пена, верхняя часть айсберга, но никак не основа проблемы. Оказалось, основное зло порождено... несовершенством нашего законодательства, не более! И почти за всеми частными случаями стоит глобальная общая беда - парадокс, но материнство и детство, основное, казалось бы, богатство государства, на поверку оказались совершенно не защищенными законом!

Впервые поняв, как много на самом деле зависит от того, сколь совершенен или несовершенен закон, я была потрясена. Частности отошли в сторону, пришло острое понимание того, что без защиты матери и ребенка, без создания для них реально действующих механизмов помощи, социальных гарантий, закрепленных властными решениями на законодательном уровне, у страны просто не может быть нормального будущего. А мне так хотелось, чтобы мои близкие, друзья, родные дети, а также ставшие родными беслановские девчонки и мальчишки жили в мощной, сильной стране, гордились бы ею! Да и как жить без веры в будущее?

Все это и толкнуло меня в политику: знание настоящего, вера в будущее и желание изменить то, что мешает нормальной жизни людей.

...И тут я опять услышала - ты что, с ума сошла? Да зачем тебе это? Мне казалось, что ответы на эти вопросы очевидны: ведь даже малейшее изменение жизни в лучшую сторону хотя бы у одного человека давало столько радости, стимула для дальнейшей работы, что нуждалось ли это в комментариях? Просто для меня не могло быть иначе, и все.


Немного о "мужском шовинизме"

Хотя я прекрасно понимаю, откуда берутся скептицизм и непонимание места женщин в политике. Ведь пока наш якобы "слабый" пол представлен на политическом поприще не так широко, как хотелось бы, и как это давно заведено в Европе. Поэтому, кстати, деятельность каждой задействованной в политике женщины у всех на виду: ее просто невозможно спрятать. Кроме того, в любой правительственный орган или парламент женщина привносит неповторимую интонацию, свой взгляд на проблемы, свою логику, если угодно, что порой раздражает тех, кто не может избавиться от "мужского шовинизма". И "про-мужское" общество с особой тщательностью "выцеливает" и подмечает все женские промахи, просчеты, "ставит на вид" женщинам их излишнюю эмоциональность...

Однако современная политика невозможна без взаимных уступок. А женщины куда лучше мужчин умеют договариваться: сама способность к компромиссу развита у них больше "от природы". К тому же, женщины менее агрессивны и от природы "хозяйственны". И эта хозяйственная жилка, кстати, сполна проявляется в любой женщине-парламентарии, отчего политика в женских руках сразу приобретает социальную ориентацию. Таким образом, замыкается своеобразное кольцо: ведь в решение социальных проблем упирается буквально все - это вопрос успеха или провала любой стратегии, любого плана по переустройству.

Полагаю, что со временем женщин будет в политике ощутимо больше. Потому что это - требование самой жизни.


Спешите делать добро

...Наша страна переживает непростой период. А на Руси всегда было принято трудности переживать сообща. И если в обществе нет солидарности, оно обречено на гибель. Это закон жизни - разобщенность губительна в любом сообществе, даже самом развитом.

Сегодня, например, слово "олигарх" приобрело в нашем языке ярко окрашенный негативный оттенок. И это тоже определенный перекос. Одно дело - шикование тех, кто волей случая стал обладателем "шальных денег", вовремя снял умелой рукой "сливки", найдя в смутном времени свои плюсы. Впрочем, давно известно, что деньги, нажитые нечестным трудом, никому счастья не приносят.

Но совсем другое дело - богатые люди, которые своим трудом и талантом приумножили свой капитал, и которые верно служат своей стране и помогают тем, кому сейчас нелегко. Такие люди есть, их немало! И тот потенциал, которым они обладают, можно и нужно использовать.

В последние годы слово "благотворительность" тоже не всеми воспринимается однозначно. Отчасти виной этому неблаговидная деятельность некоторых фондов, "подмочивших" репутацию благотворительности и меценатства, которые на самом деле всегда были на Руси в почете. Но социальное государство, а именно таким государством должна стать возрожденная Россия, немыслимо без благотворительности! Правда, в благотворительности главное - вовсе не шумные акции, а ежедневная рутинная работа по материальной и моральной поддержке малоимущих, распределение необходимой им помощи. А самое главное - конкретность, адресность помощи! И скорость ее оказания, конечно. Великий закон жизни никто не отменял - нужно спешить делать добро...

Слава Богу, традиции, в том числе и меценатские, не умирают. Жаль, конечно, что до сих пор не все понимают их значение. Но нельзя не вспомнить, что без благотворительности не было бы у нас ряда шедевров национальной культуры, не было бы Карла Брюллова, Александра Иванова, Федора Шаляпина - конечно, они были бы, но знали бы мы о них? Пробился бы их талант сам, без помощи людей? Не было бы без благотворителей Третьяковской галереи и Московского художественного театра, блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры - всего того, что сделало Россию величайшей державой мира, одним из лидеров мировой культуры, что составляло ее славу в течение долгих веков!

Уже много лет я сама помогаю детям и малоимущим ветеранам. Надеюсь, благодаря перечисленной мной сумме удастся поправить здоровье четырехлетнему малышу из Курска. А сейчас я готовлю акцию, в ходе которой группа врачей из Россий1ской Детской Клинической Больницы столицы приедет в мой родной Саратов, осмотрит тяжело больных детей из детских домов и отправит их на лечение в Москву. Чтобы все это состоялось, нужно провести большую, кропотливую работу, все организовать и продумать, но ничего нельзя сделать, не прикладывая "к рукам - сердце", то есть без искренней душевной теплоты, сострадания и огромного желания изменить мир в лучшую сторону и сделать людей немного счастливее.

Уже год, как я стала инициатором создания общественного движения в поддержку семьи, материнства и детства. Мы называли его "Лучик надежды". Я надеюсь, что эта организация сможет реализовать весь накопленный мной и моими единомышленниками опыт, наработки в социальной сфере, и реально поможет тем, кто нуждается в помощи. Каждый, кто верит в будущее, должен протянуть тому, кому сейчас плохо и тяжело, руку помощи, подарить золотой лучик надежды! Я не сомневаюсь, что вместе мы преодолеем все трудности! А тем, кто сомневается, отвечу словами Льва Толстого: "Счастье - это то, чего человек желает для себя одного; благо - это то, что человек желает для себя вместе со всеми".


Все начинается с фундамента...

Современные социальные проблемы не живут "поодиночке", а носят комплексный характер. К сожалению, нельзя защитить материнство и детство, только лишь увеличив размер детских пособий, хотя их увеличить, безусловно, нужно. Но, кроме этого, требуется особая законодательная стратегия в отношении молодых семей и семей с детьми. Многодетная, малообеспеченная, студенческая семьи - все это те ячейки общества, в которых растут граждане завтрашней России. Семья - этот тот кирпичик, который лежит в основе всего, именно из этих кирпичиков складывается фундамент государства. Значит, от качества этих "кирпичиков" зависит и прочность "фундамента"! Вот почему внимание к семье, к родителям и детям должно быть повышенное.

Между тем, демографическая ситуация в стране плачевна. И дело не только в низкой рождаемости. Неотъемлемой составляющей тревожной демографической ситуации является и низкая продолжительность жизни: женщины у нас живут в среднем на 10 лет, а мужчины почти на 15 лет меньше, чем в развитых европейских государствах! Между тем, продолжительность жизни представляет собой главный показатель ее качества... И сколько бы мы ни говорили о достижениях науки, важен факт: по уровню смертности России вышла на свои же показатели середины XIX века!

Вот почему вывод очевиден: государство должно значительно больше внимания и средств уделять социальной сфере, совершенствованию здравоохранения, улучшению условий труда и его оплаты, повышению уровня пенсий, защите окружающей среды, развитию массового спорта. Нужно не только стимулировать рождаемость, но и создавать в России предпосылки для стабильного увеличения продолжительности жизни. И можно сколько угодно спорить о том, в чем заключено детское счастье и какова его формула, предложу свою. Дело вовсе не в количестве конфет или красивых вещей; безусловно, для детей материальная помощь необходима, но все же не она стоит на первом месте. Счастье детей напрямую зависит от социальных гарантий для родителей. Это - основа всего. И если о нравственности государства можно судить по тому, как оно относится к своим старикам, то залогом счастья детей вполне можно назвать счастливую старость их родителей.

Да, сегодня приходится признавать: детская преступность и безнадзорность приняли в нашей стране вопиющие масштабы. Не одно десятилетие мы пытаемся решить эти проблемы. Беда, правда, в том, что чаще всего боремся с последствиями, а не с причинами, порождающими это зло... К тому же, учреждения, призванные заниматься профилактикой подобных явлений, часто действуют разрозненно и малоэффективно. Думаю, что детской безнадзорностью и преступностью должны заниматься специалисты по детской психологии и педагогике, а не юристы уголовного права...

Так что все-таки главное, что бы все дети обретали семьи. Как бы ни было хорошо в детском доме, он не заменит близких людей, отца и мать. Если грамотно переработать закон об опеке и патронаже, то, я уверена, многие семьи захотят принять ребенка из приюта, чем сделают счастливым не только его, но и себя!

Я уверена: сегодня в нашей стране система защиты детства находится в зачаточном состоянии. Четко продуманного комплекса мероприятий по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде нет; по-прежнему не хочет уменьшаться страшная цифра: 4 тысячи детей в год становятся жертвами жестокого родительского обращения... Но все-таки начало переменам положено. В столице уже появился и хорошо себя зарекомендовал себя институт Уполномоченного по правам ребенка. Подобное законодательство необходимо принять и на федеральном уровне. В России обязательно должен быть федеральный Уполномоченный по правам ребенка. Причем, такой же Уполномоченный должен быть в каждой области, в каждом крупном городе!

Кто-то скажет - ну что вы все о детях, в стране масса проблем, права взрослых - и те постоянно и повсеместно нарушаются! Но дети - это особая категория, требующая более пристального внимания. Дети - наша смена, наша надежда, наше счастье, а сегодня, к сожалению, и наша боль. Детство и бедность не должны быть синонимами, как это стало сегодня, когда, по официальным данным, половина из 20% населения, живущего за гранью прожиточного уровня в России - дети.

В уважающей свое достоинство стране права ребенка должны стоять выше всего. А если они почему-либо были нарушены - должна следовать мгновенная, острая реакция государства и общество! И потому, подытоживая все сказанное, скажу: главное - предусматривающий все детали закон, закон гуманный и справедливый, реально защищающий, дающий маленькому человеку ощущение, что он - Гражданин Великой страны.

Вот почему я, женщина, иду в политику, с каким бы скептицизмом не относились к этому мужчины. Ибо верю: только женщина может не только разумом, но и сердцем понять нужды ребенка, только она знает и чувствует, в чем нуждаются матери, чего бы они хотели от государства и законотворителей.


Да и само слово политика, заметьте, - женского рода!

http://www.luchik.org/

Док. 424646
Перв. публик.: 08.02.07
Последн. ред.: 08.02.08
Число обращений: 370

  • Лукьянова Кира Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``